Устройство для заделки пробоины в резервуаре

Реферат

 

Использование: аварийное оборудование для остановки течи жидких веществ с повышенной активностью и текучестью при возникновении пробоины в корпусах судов и в железнодорожных и автомобильных цистернах. Сущность изобретения: устройство для заделки пробоины в резервуаре содержит телескопический стержень, подвижная часть 1 которого подпружинена относительно неподвижной части 2 посредством пружины 3, штанги 4, шарнирно соединенные с подвижной частью 1 стержня и подпружиненные относительно нее посредством пластинчатых пружин 5, опорный элемент 6, жестко соединенный с неподвижной частью 2 телескопического стержня, пластырь 7 с герметизирующей прокладкой 8, прижимной элемент 9, упорное кольцо 10, имеющее ручки 11. На торце подвижной части стержня выполнен кольцевой паз 12 для размещения свободных концов штанг 4 при введении устройства в пробоину 13 резервуара 14. На подвижной части 1 телескопического стержня выполнены продольные пазы 15 с упорами 16 для размещения в них шарниров 17 штанг 4. Свободные концы штанг 4 посредством тросиков 18 соединены с крючком 19 пробки 20, размещенной в подпятнике 21, соединенным со штангой 22. Внутри герметизирующей прокладки размещен слой 23 структурообразователя перевозимого вещества. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Изобретение относится к аварийному оборудованию для остановки течи жидких веществ с повышенной химической активностью и текучестью и может быть использовано для заделки пробоины в корпусах судов и в железнодорожных и автомобильных цистернах.

Известно устройство для заделки пробоины, содержащее пластырь с герметизирующей прокладкой, телескопический стержень, неподвижная часть которого выполнена с наружной резьбой, прижимной элемент, установленный на неподвижной части телескопического стержня с возможностью продольного перемещения, упорное кольцо, навинченное на неподвижную часть телескопического стержня, и штанги, закрепленные одним концом шарнирно на подвижной части телескопического стержня с возможностью их раскрытия после введения устройства в пробоину (авт. св. N 185224, кл. B 63 B 43/16, 1966).

Данное устройство выбрано в качестве наиболее близкого аналога.

Недостатком известного устройства является то, что оно не обеспечивает полную герметичность заделки пробоины в резервуаре при транспортировке жидких топлив, обладающих повышенной текучестью, и пожарную безопасность. Это связано с тем, что резервуары, как правило, имеют неровную поверхность, загрязненную продуктами транспортировки. Кроме того, герметизирующая прокладка с поверхностью резервуара образует щелевой капилляр, обладающий малой проницаемостью для транспортируемых жидкостей при статических нагрузках и резким ее увеличением при вибрационных нагрузках, наблюдаемых при движении, например при движении железнодорожных цистерн по железной дороге.

Техническим результатом изобретения является предотвращение загрязнения окружающей среды при транспортировке пожароопасных и экологически опасных жидкостей.

Он достигается тем, что устройство для заделки пробоины в резервуаре, содержащее пластырь с герметизирующей прокладкой, телескопический стержень, неподвижная часть которого выполнена с наружной резьбой, прижимной элемент, установленный на неподвижной части телескопического стержня с возможностью продольного перемещения, упорное кольцо, навинченное на неподвижную часть телескопического стержня, и штанги, закрепленные одним концом шарнирно на подвижной части телескопического стержня с возможностью их раскрытия после введения устройства в пробоину резервуара, снабжено опорным элементом, жестко соединенным с неподвижной частью телескопического стержня, в торце которой выполнен кольцевой паз для размещения в нем свободных концов штанг, причем подвижная часть телескопического стержня выполнена с подпятником и подпружинена относительно его неподвижной части, а штанги в месте крепления их к подвижной части телескопического стержня подпружинены относительно этой подвижной части.

Кроме того, герметизирующая прокладка содержит структурообразователь перевозимого топлива, заключенный в оболочку, выполненную из материала, проницаемого для топлива.

Кроме того, свободные концы штанг соединены с подпятником подвижной части телескопического стержня гибкой связью.

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемого устройства в рабочем положении; на фиг. 2 общий вид устройства в исходном (транспортном) положении.

Устройство для заделки пробоины в резервуаре содержит телескопический стержень, подвижная часть 1 которого подпружинена относительно неподвижной части 2 посредством пружины 3, штанги 4, шарнирно соединенные с подвижной частью 1 стержня и подпружиненные относительно нее посредством пластинчатых пружин 5, опорный элемент 6, жестко соединенный с неподвижной частью 2 телескопического стержня, пластырь 7 с герметизирующей прокладкой 8, прижимной элемент 9, упорное кольцо 10, имеющее ручки 11.

На торце подвижной части 2 телескопического стержня выполнен кольцевой паз 12 для размещения свободных концов штанг 4 при транспортировке устройства и при введении его в пробоину 13 резервуара 14.

На подвижной части 1 телескопического стержня выполнены продольные пазы 15 с упорами 16 для размещения в них шарниров 17 штанг 4.

Свободные концы штанг 4 посредством тросиков 18 соединены с крючком 19 пробки 20, размещенной в подпятнике 21 подвижной части 1 телескопического стержня. Подпятник 21 может быть соединен со штангой 22.

Внутри герметизирующей прокладки 8 размещен слой 23 структурообразователя.

Пакеты 24 со структурообразователями могут быть размещены в канале подвижной части 1 телескопического стержня для предотвращения возможной течи жидкости через стержень.

Структурирование приводит к увеличению вязкости и снижению текучести, а также к снижению упругости паров указанных топлив, что способствует закупорке щелевых капилляров, образуемых при заделке пробоин в резервуаре данным устройством.

Функционирование данного устройства заключается в следующем.

При возникновении пробоины в стенке 14 резервуара в нее вводят данное устройство до контакта опорного элемента 6 со стенкой 14 резервуара. Затем нажатием на подпятник 21 сжимают пружину 3 и досылают подвижную часть 1 телескопического стержня вовнутрь резервуара, при этом происходит высвобождение свободных концов штанг 4 из паза 12 и их раскрытие внутри резервуара. При снятии усилия с подпятника 21 под действием пружины 3 подвижная часть 1 телескопического стержня возвращается в исходное положение (фиг. 1).

Угол отклонения штанг 4 от начального положения определяется конфигурацией упора 16.

После раскрытия штанг 4 пружина 3 создает предварительное поджатие пластыря 7 и герметизирующей прокладки 8 к стенке 14 резервуара.

С помощью упорного кольца 10, связанного с неподвижной частью 2 телескопического стержня посредством резьбового соединения, создается дополнительное усилие на прижимной элемент 9, а через него на пластырь 7 и герметизирующую прокладку 8. Для вращения упорного кольца используются ручки 11.

При необходимости дистанционного введения устройства в пробоину резервуара может быть применена штанга 22.

После слива топлива из аварийного резервуара и его нейтрализации, устройство извлекают из пробоины. Для этого путем вращения упорного кольца 10 против часовой стрелки снимают усилие с прижимного элемента 9, высвобождают резьбовую пробку 20 и посредством последней и тросиков 18 возвращают штанги 4 в исходное положение. Концы штанг 3 вводят в кольцевой паз 12.

После этого устройство извлекают из пробоины и производят его нейтрализацию.

После замены пластыря 7 и герметизирующей прокладки 8 устройство может быть вновь использовано.

Прижимной 9 и опорный 6 элементы, а также герметизирующая прокладка 8 с пластырем 7 могут быть сменными, выполненными с таким расчетом, чтобы указанные элементы перекрывали пробоину и зеркально отображали поверхность резервуара.

Для этого опорный элемент 6 с неподвижной частью 2 телескопического стержня может иметь разъемное соединение.

Для снижения зазора между прижимным и опорным элементами устройства и поверхностью аварийного резервуара, указанные элементы выполнены сферическими из упругого материала, а также могут иметь в периферийной части радиальные прорези на длину не более 1/3 радиуса, при этом прорези не должны вскрывать пробоину. При заделке пробоины в аварийном резервуаре прорези прижимного элемента должны быть смещены относительно прорезей опорного элемента.

Формула изобретения

1. Устройство для заделки пробоины в резервуаре, содержащее пластырь с герметизирующей прокладкой, телескопический стержень, неподвижная часть которого выполнена с наружной резьбой, прижимной элемент, установленный на неподвижной части телескопического стержня с возможностью продольного перемещения, упорное кольцо, навинченное на неподвижную часть телескопического стержня, и штанги, закрепленные одним концом шарнирно на подвижной части телескопического стержня с возможностью их раскрытия после введения устройства в пробоину резервуара, отличающееся тем, что оно снабжено опорным элементом, жестко соединенным с неподвижной частью телескопического стержня, в торце которой выполнен кольцевой паз для размещения в нем свободных концов штанг, причем подвижная часть телескопического стержня выполнена с подпятником и подпружинена относительно его неподвижной части, а штанги в месте крепления их к подвижной части телескопического стержня подпружинены относительно последнего.

2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что герметизирующая прокладка содержит структурообразователь перевозимого топлива, заключенный в оболочку, выполненную из материала, проницаемого для топлива.

3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что свободные концы штанг соединены с подпятником подвижной части телескопического стержня гибкой связью.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2