Способ получения битумов
Реферат
Изобретение относится к способу получения битумов из асфальта пропановой деасфальтизации и может быть использовано в нефтеперерабатывающей, дорожной или строительной отраслях промышленности. Способ заключается в окислении асфальта пропановой деасфальтизации в смеси с добавкой. Для увеличения количества использования асфальта пропановой деасфальтизации в производстве битумов и улучшения адгезии битумов к кислым каменным материалам и растяжимости при 25oC в качестве добавки используют кубовый остаток стадии ректификации синтетических жирных кислот в количестве 5 - 20 мас.% на сырье окисления. 2 табл.
Изобретение относится к способу получения битумов из асфальта пропановой деасфальтизации и может быть использовано в нефтеперерабатывающей, дорожной или строительной отраслях промышленности.
Известен способ получения дорожных битумов путем окисления асфальтов пропановой деасфальтизации нефтяных остатков [1] но получаемые при этом битумы имеют плохие низкотемпературные свойства. При окислении асфальта пропановой деасфальтизации в смеси с гудроном можно получить дорожные битумы улучшенного качества [1] в том числе марок БНД по ГОСТ 22245-90, однако при этом содержание асфальта в смеси не должно превышать 30% Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ получения битумов путем окисления смеси асфальтов деасфальтизации остатков прямой перегонки нефти (гудронов) и вакуумного остатка отработанных смазочных масел [2] В этом случае количество вовлекаемого в производство битумов асфальта деасфальтизации составляет 50% на сырье окисления, а качество битумов повышается за счет снижения температуры хрупкости. Однако ресурсы остатков отработанных масел незначительны относительно имеющихся ресурсов асфальта пропановой деасфальтизации и не позволяют использовать указанный способ в большом объеме. Кроме того, значения растяжимости при 25oC у получаемых битумов близки к предельно допустимым по нормам ГОСТ. Предлагаемое изобретение позволит увеличить количество асфальта пропановой деасфальтизации, вовлекаемое в производство битумов, а также улучшить адгезию битумов к каменным материалам кислого характера и растяжимость при 25oC. Достигается это тем, что, в отличие от известного способа получения битума путем окисления асфальта пропановой деасфальтизации нефтяных остатков в смеси с добавкой, в качестве добавки используют кубовый остаток ректификации синтетических жирных кислот в количестве 5 20 мас. на сырье окисления. Способ осуществляют следующим образом: нагретый асфальт пропановой деасфальтизации нефтяных остатков смешивают в заданной пропорции с нагретым кубовым остатком стадии ректификации синтетических жирных кислот и нагревают в окислительном аппарате. Условия окисления не отличаются от принятых на промышленных битумных установках: температура окисления 220 260oC, расход воздуха 50 150 нм3/т сырья. Характеристика асфальта деасфальтизации: Плотность, г/см3 0,990 1,050 Температура размягчения по КиШ, oC 30 50 Вязкость при 150oC, сСт 1,5 3 Групповой химический состав (методом ЖВХ), Парафино-нафтеновые углеводороды 5 15 Ароматические углеводороды 35 65 Смолы 20 30 Асфальтены 10 20 Характеристика кубового остатка СЖК (в зависимости от глубины отбора): Плотность, г/см3 0,925 0,935 Температура размягчения по КиШ, oC 40 60 Кислотное число, мг КОН/г 70 125 Содержание жирных кислот, мас. не менее 85 Примеры выполнения способа. Асфальт деасфальтизации пропаном гудрона западносибирской нефти смешивают с кубовым остатком синтетических жирных кислот в количестве 4, 5, 10, 15, 20 и 22 мас. Окисление указанных смесей ведут до получения дорожного битума с температурой размягчения по КиШ 46oC. Качество полученных битумов приведено в табл.1. Если добавка КОСЖК в сырье окисления менее 5 мас. (пример 2), то битум обладает пониженной сцепляемостью с песком и гранитом, а при отсутствии КОСЖК ухудшается сцепляемость с любым каменным материалом, в т.ч. и основного характера (мрамор). При увеличении КОСЖК в сырье окисления более 20 мас. индекс пенетрации битума возрастает до +1,8 (пример 7), что не соответствует требованиям ГОСТа 22245-90. Для получения строительных битумов асфальт деасфальтизации пропаном гудрона смешивают с КОСЖК в количестве 5, 10, 20 мас. и смесь окисляют до 22oC по КиШ. Качество строительных битумов приведено в табл.2. Добавление кубового остатка СЖК в сырье окисления в количестве 5 20 мас. позволяет получить дорожные битумы с высокой адгезией к любым каменным материалам и с хорошей растяжимостью: при этом в качестве основного компонента сырья окисления (80 95% в составе сырья) могут быть использованы асфальты деасфальтизации гудронов пропаном. Из этого же сырья при дальнейшем окислении можно получать строительные битумы, которые не уступают по качеству прототипу, а по показателям растяжимости даже превосходят его. Кроме того, использование предлагаемого изобретения позволит увеличить глубину переработки нефти за счет дополнительного извлечения из гудрона масляных и газойлевых фракций.Формула изобретения
Способ получения битумов путем окисления асфальта пропановой деасфальтизации в смеси с добавкой, отличающийся тем, что в качестве добавки используют кубовый остаток ректификации синтетических жирных кислот в количестве 5,0 20,0 мас. на сырье окисления.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2