Способ передачи движения и устройство для осуществления этого способа (его варианты)

Реферат

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: способ заключается в преобразовании относительного движения ведущего и ведомого звеньев в относительное движение промежуточного и опорного звеньев. Последнее стопорят и, тем самым, относительное движение промежуточного и опорного звеньев преобразуют в движение промежуточного звена, вектор которого образует угол с вектором движения ведущего звена в плоскости, параллельной или перпендикулярной оси вращения ведущего звена. Изменяя величину указанного угла, изменяют величину передаточного отношения в неограниченном диапазоне его значений. В устройстве для периодической передачи движения по предложенному способу дифференциальный механизм имеет четыре подвижных звена, одно из которых, промежуточное, кинематически связано с каждым из трех других звеньев, ведущим, ведомым и опорным. Последнее стопорится в соответствии с фазами движения промежуточного звена посредством звена стопорения, имеющего дифференциальную кинематическую связь с ведущим и ведомым звеньями. Предусмотрено звено регулирования отношения скоростей движения ведущего и ведомого звеньев, входящее в средство для изменения параметров кинематической связи промежуточного и опорного звеньев (угла, образованного направлением относительно движения промежуточного и опорного звеньев с направлением движения ведущего звена) независимо от состояния движения и положения указанных звеньев. В устройстве для непрерывной передачи движения по предложенному способу несколько промежуточных и опорных звеньев, фазы которых различны. 3 с. и 10 з.п. ф-лы, 6 ил.

Настоящее изобретение относится к области машиностроения, а более конкретно к способам передачи движения и устройствам для осуществления способов передачи движения механическим передачам. Наиболее успешно настоящее изобретение может быть использовано в транспортных средствах, например в автомобилях, в грузоподъемных машинах, например в подъемных кранах, в станкостроении, например в приводе станка и др.

Возрастающие масштабы использования транспортных средств, в частности автомобилей, делает актуальной задачу повышения их топливной экономичности и экологичности, особенно в городских условиях движения, для которых характерны большая концентрация транспортных средств и большая неравномерность их движения с частными остановками.

В этих условиях существенное повышение топливной экономичности, и как следствие этого, повышение экологичности автомобиля может обеспечить использование и его трансмиссии неограниченно регулируемой бесступенчатой механической передачи. В такой передачи передаточное отношение, т.е. отношение скорости движения ведущего звена к скорости движения ведомого звена, изменяется по мере необходимости без ступеней во всем диапазоне отношений скорости вращения вала двигателем к скорости вращения колеса или карданного вала транспортного средства, имеющем место при его эксплуатации. Использование такой передачи в трансмиссии транспортного средства обеспечивает повышение его топливной экономичности не только за счет обеспечение оптимального режима работы двигателя независимо от условий движения транспортного средства, но и создает условия для аккумулирования и последующего использования энергии торможения транспортного средства. Кроме того, использование бесступенчатой передачи обеспечивает существенное улучшение других потребительских качеств автомобиля, например его динамичности, и упрощает управление им.

Известный способ передачи движения с бесступенчатым регулированием (изменением) передаточного отношения и механические передачи, основанные на этом способе, называемые клиноременными вариаторами, например известная передача "Трансматик", обеспечивают не полное решение задачи управляемой передачи движения, так как позволяет осуществить передачу движения в ограниченном диапазоне передаточных отношений. Поэтому является актуальным создание способа передачи движения с бесступенчатым изменением передаточного отношения в неограниченном диапазоне его значений в процессе передачи движения при обеспечении высокого значения КПД.

Наиболее близким по своей принципиальной сущности, по составу основных звеньев и наличию между ними кинематических связей является способ передачи движения, используемый в общеизвестной и широко применяющейся в трансмиссии транспортных средств планетарной передаче, представляющей собой дифференциальный механизм, содержащий четыре подвижных звена, одно из которых, промежуточное звено или сателлит, имеет кинематические связи с каждым из трех других звеньев, одно из которых стопорят (фиксируют или удерживают в неподвижном состоянии) [1] Используемый в планетарной передаче способ передачи движения заключается в том, что движение ведущего звена (например, солнечного колеса) преобразуют в движение ведомого звена (водила сателлита) посредством промежуточного звена (сателлита), взаимодействующего с опорным звеном (эпициклическим колесом), каждое из которых имеет возможность вращательного движения относительно общей оси (оси передачи) и промежуточное звено имеет возможность дополнительного движения, и стопорят опорное звено.

Преобразование движений звеньев при этом состоит в том, что движение ведущего звена, находящегося под действием момента внешних движущих сил, относительно ведомого звена, находящегося под действием момента внешних сил полезного сопротивления, преобразуют в относительное движение промежуточного и опорного звеньев. При этом промежуточное звено совершает дополнительное движение, представляющее собой его вращение относительно оси, параллельной общей оси или пересекающейся с ней, опорное звено вращается относительно общей оси и ведомое звено неподвижно, так как оно, как указано, находится под действием момента сил полезного сопротивления и опорное звено свободно.

Для передачи движения от ведущего звена к ведомому звену указанным способом стопорят опорное звено и, тем самым, относительное движение промежуточного и опорного звеньев преобразуют в движение промежуточного звена, состоящее из двух движений. Одно из этих движений, основное, представляет собой вращательное движение промежуточного звена относительно общей оси, и другое из этих движений, дополнительное, представляет собой вращательное движение промежуточного звена относительно оси, соединенной с ведомым звеном и расположенной параллельно общей оси или пересекающийся с ней. При этом основное из указанных движений промежуточного звена передается ведомому звену с определенным отношением.

При передаче движения указанным способом величина передаточного отношения, т.е. отношения скорости движения ведущего звена к скорости движения ведомого звена, имеет заданное постоянное значение. Это обусловлено тем, что отношение величин основного и дополнительного движений, составляющих движение промежуточного звена, каждое из которых пропорционально величине относительного движения ведущего и ведомого звеньев, имеет постоянное значение, так как оно определяется отношением размеров звеньев, имеющих постоянную величину в процессе передачи движения.

Целью настоящего изобретения является создание способа передачи движения ведущего звена ведомому звену посредством промежуточного звена, обеспечивающего бесступенчатое изменение передаточного отношения в неограниченном диапазоне его значений, например, от минус до минус 10 и от плюс 2 до плюс 8, и устройства для осуществления способа.

В основу изобретения положена задача создания способа передачи движения ведущего звена ведомому звену посредством промежуточного звена, движение которого состояло бы из двух таких движений, отношение величин которых можно было бы изменять, при этом передаточное отношение также имело бы измененную величину.

Решение поставленной задачи, в частности создания способа передачи движения, состоит в том, что по предлагаемому способу, согласно изобретению, форму сопряженных поверхностей указанных звеньев выполняют таким образом, что дополнительное движение промежуточного звена является поступательным движением, вектор которого параллелен или перпендикулярен общей оси, векторы линейных скоростей промежуточного звена относительно ведущего и ведомого звеньев пересекаются в плоскости, параллельной векторам окружной и поступательной составляющих движения промежуточного звена, и изменяют в указанной плоскости величину по меньшей мере одного из углов, образованных каждым из векторов линейной скорости промежуточного звена относительно ведущего, ведомого опорного звеньев с вектором линейной скорости ведущего звена, при этом число опорных звеньев соответствует числу промежуточных звеньев, опорное звено стопорят в соответствии с фазами движения взаимодействующего с ним промежуточного звена и фазы движений промежуточных звеньев различны.

Такой способ передачи движения обеспечивает преобразование движения ведущего звена в движение ведомого звена с бесступенчатым изменением передаточного отношения в неограниченном диапазоне его значений. Это обусловлено следующим.

Преобразование движений звеньев по предложенному способу состоит в том, что движение ведущего звена, находящегося под действием момента внешних движущих сил, относительно ведомого звена, находящегося под действием момента внешних сил полезного сопротивления, преобразуют в относительное движение промежуточного и опорного звеньев. Стопорят опорное звено, тем самым, преобразуют относительное движение промежуточного и опорного звеньев в движение промежуточного звена, состоящее в общем случае из двух движений, основного и дополнительного. Основное движение промежуточного звена состоит в его вращении относительно общей оси и дополнительное движение состоит в поступательном движении промежуточного звена, направление которого параллельно или перпендикулярно общей оси. Вследствие этого векторы движений или векторы линейных скоростей промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев образуют углы с вектором линейной скорости ведущего звена, в плоскости, параллельной векторам окружной и поступательной составляющих движения промежуточного звена. Поэтому каждое их движений промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев имеет две (пару) взаимно перпендикулярные составляющие, окружную и осевую или окружную и радиальную по отношению к указанной оси. При этом существенно то, что одна из составляющих каждой указанной их пары, окружная, имеет направление, параллельное направлению, в котором движутся ведущее и ведомое звенья, и другая из составляющих каждой указанной их пары, осевая или радиальная, т.е. поступательная, имеет направление, в котором ведущее и ведомое звенья неподвижны.

Указанные составляющие относительных движений промежуточного звена обладают рядом свойств.

Во-первых, величины окружных и поступательных (осевых или радиальных) составляющих каждого из движений промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев пропорциональны величине относительного движения ведущего и ведомого звеньев.

Во-вторых, отношение окружных и поступательных составляющих каждого из движений промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев определяются величинами углов, образованных векторами линейных скоростей промежуточного звена относительно, соответственно, ведущего, ведомого и опорного звеньев с вектором линейной скорости ведущего звена в соответствующей из плоскостей, указанных ранее, и не зависят от величины относительного движения ведущего и ведомого звеньев.

В третьих, поступательные (осевые или радиальные) составляющие движений промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев равны друг другу по величине независимо от величины углов, образованных векторами линейных скоростей промежуточного звена относительно, соответственно, ведущего, ведомого и опорного звеньев с вектором линейной скорости ведущего звена в соответствующей из указанных плоскостей и независимо от величины относительного движения ведущего и ведомого звеньев. Это обусловлено относительной неподвижностью ведущего, ведомого и опорного звеньев как в осевом, так и в радиальном направлениях относительно общей оси вращения указанных звеньев.

Указанные свойства составляющих относительных движений промежуточного звена обуславливают такие величины окружных составляющих движений ведущего, ведомого и опорного звеньев относительно промежуточного звена, при которых достигается равенство поступательных составляющих относительных движений указанных звеньев. Вместе с тем, определенность величины окружных составляющих движений промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев, а значит и определенность отношения скорости вращения ведущего звена к скорости вращения ведомого звена, достигается при выполнении двух условий.

Одно из этих условий состоит в том, что должна иметь место определенность величин углов, образованных векторами линейных скоростей промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев с вектором линейной скорости ведущего звена или, другими словами, определенность отношений окружных и поступательных составляющих каждого из указанных относительных движений промежуточного звена.

Другое из этих условий в том, что для определенности движения ведомого звена необходима определенность движений опорного и ведущего звеньев. Так как движение ведущего звена всегда определено по определению, то достаточно застопорить опорное звено и его состояние движения, а также состояние движения ведомого звена, будут определенными.

Указанные свойства составляющих движений промежуточного звена и их указанные проявления обуславливают зависимость отношения величин угловых скоростей ведущего и ведомого звеньев от отношений величин составляющих движений промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и неподвижного опорного звеньев и, следовательно, от величин углов, образованных векторами линейных скоростей промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев с вектором линейной скорости ведущего звена. Поэтому, изменяя величину по меньшей мере одного из указанных углов, изменяют отношение скоростей движений ведущего и ведомого звеньев, т.е. изменяют передаточное отношение при передаче движения предложенным способом.

Указанная зависимость передаточного отношения от величины углов, образованных векторами линейных скоростей промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев с вектором линейной скорости ведущего звена, имеет место при условии, что векторы движений промежуточного звена относительно ведущего и ведомого звеньев пересекаются в плоскости, параллельной векторам окружной и поступательной составляющих движения промежуточного звена. В противном случае, т.е. случае, когда векторы движений промежуточного звена относительно ведущего и ведомого звеньев в указанной плоскости не пересекаются, т. е. являются параллельными, передаточное отношение независимо от величин указанных углов остается величиной постоянной, зависящей от отношения эффективных геометрических параметров точек соприкосновения сопряженных поверхностей звеньев, т.е. отношения радиусов-векторов указанных точек относительно общей оси.

При передаче движения предложенным способом диапазон изменения или регулирования передаточного отношения неограничен, так как при изменении величин указанных выше углов и при достижении равенства величин углов, образованных вектором линейной скорости ведущего звена и векторами линейных скоростей промежуточного относительного опорного и ведомого звеньев, передаточное отношение равно бесконечности (т.е. величина скорости ведомого звена равна нулю при любой величине скорости ведущего звена), и при достижении равенства величин углов, образованных вектором линейной скорости ведущего звена и векторами линейных скоростей промежуточного звена относительно опорного и ведущего звеньев, величина передаточного отношения стремится к нулю (т.е. скорости ведомого звена стремится к бесконечно большому значению при любой величине скорости ведущего звена, кроме нуля), но стать равной нулю она не может из-за эффекта самоторможения. Конкретное достигаемое значение передаточного отношения в этой ситуации зависит от конструкции кинематических пар, используемых в устройстве для передачи движения по предложенному способу.

При изменении величины угла, образованного вектором линейной скорости промежуточного звена относительно опорного звена с вектором линейной скорости ведущего звена, в диапазоне от величины угла, образованного вектором линейной скорости промежуточного звена относительно ведущего звена с вектором линейной скорости последнего (ведущего звена), до величины угла, дообразованного вектором линейной скорости промежуточного звена относительно ведомого звена с вектором линейной скорости ведущего звена, величина передаточного отношения изменяется в указанных выше пределах, т.е. от около нуля до бесконечности.

Если при изменении величины угла, образованного вектором линейной скорости промежуточного звена относительно опорного звена с вектором линейной скорости ведущего звена, ее значение выходит за пределы указанного диапазона, знак передаточного отношения изменяется на противоположный, т.е. осуществляется реверс передаваемого движения по предложенному способу.

Величины углов, образованных векторами движений промежуточного звена относительно ведущего, ведомого и опорного звеньев с вектором линейной скорости ведущего звена, можно изменять без скачков или ступенек, поэтому передаточное отношение по предложенному способу передачи движения может изменяться без скачков или ступенек, т.е. бесступенчато.

При передаче движения предложенным способом функции ведущего и ведомого звеньев могут быть изменены и ведомое звено может быть ведущим, а ведущее звено ведомым, т.е. устройство для передачи движения предложенным способом является обратимым.

Движение промежуточного звена с двумя составляющими, одна из которых является поступательной, в реальных условиях имеет конечную протяженность и конечную длительность, поэтому передача движения посредством промежуточного звена, движение которого имеет вращательную и поступательную компоненты, представляет собой единичный акт конечной продолжительности (длительности во времени) даже при неограниченной длительности стопорения или удержания в неподвижном состоянии опорного звена и любом числе промежуточных звеньев. Поэтому для непрерывной и как угодно длительной передачи движения предложенным способом необходимо, чтобы число опорных звеньев соответствовало числу промежуточных звеньев, чтобы опорное звено было застопорено в соответствии с фазами движения взаимодействующего с ним промежуточного звена и фазы движений промежуточных звеньев были различны. При этом передача движения от ведущего звена к ведомому звену посредством каждого промежуточного звена становится периодической, а так как фазы движения промежуточных звеньев смещены во времени относительно друг друга, то отдельные периодические акты регулируемой передачи движения от ведущего звена к ведомому звену становятся последовательными и образуют непрерывный сколь угодно длительный процесс регулируемой передачи движения.

С целью исключения колебаний величины передаточного отношения и, тем самым, уменьшения энергозатрат на управление процессом передачи движения и упрощения конструкции устройства для передачи движения предложенным способом, опорное звено удерживают в неподвижном состоянии в течение периода, находящегося в пределах от около 1/4 (1-) до около 1/4 (1+) части каждого периода движения взаимодействующего с ним промежуточного звена, отношение величин поступательной и окружной составляющих движений промежуточного звена относительно ведущего и ведомого звеньев имеют постоянные значения в течение периода, находящегося в пределах от около 1/2 (1-) до около 1/2 (1+) части каждого полупериода движения промежуточного звена, и изменяют величину угла, образованного вектором линейной скорости промежуточного звена относительно взаимодействующего с ним опорного звена с вектором линейной скорости ведущего звена, где отношение величины периода неподвижного состояния опорного звена к величине полупериода движения промежуточного звена.

Указанные особенности способа передачи движения обеспечивают синхронизацию стопорения опорного звена с фазами движения промежуточного звена, в течение которых отношения вращательных и поступательных составляющих движений промежуточного звена относительно ведущего и ведомого звеньев имеют постоянные значения и, тем самым, исключается необходимость компенсации колебаний величины передаточного отношения в каждом цикле передачи движения и обеспечивается простое конструктивное выполнение средства для изменения величины одного из углов, образованных направлениями относительных движений промежуточного звена с вектором линейной скорости ведущего звена, а именно вектором линейной скорости промежуточного звена относительно опорного звена, в устройстве для осуществления предложенного способа передачи движения.

Для уменьшения числа необходимых кинематических соединений в устройстве для непрерывной передачи регулируемого движения по предложенному способу необходимо, чтобы угол, образованный вектором линейной скорости промежуточного звена относительно ведомого звена с вектором линейной скорости ведущего звена в плоскости, параллельной векторам окружной и поступательной составляющих движения промежуточного звена, был равен прямому углу. Другими словами, чтобы вектор линейной скорости промежуточного звена относительно ведомого звена был параллелен вектору поступательной составляющей движения промежуточного звена. Такое условие обеспечивает повышение КПД устройства для осуществления способа передачи движения в силу уменьшения в нем числа необходимых кинематических соединений.

Решение поставленной задачи, в частности создания устройства для осуществления способа передачи движения, имеет несколько вариантов.

Первый вариант устройства для осуществления способа передачи движения содержит установленные в корпусе с возможностью соосного вращения ведущее, ведомое и опорное звенья, звено стопорения опорного звена, установленное в корпусе с возможностью движения в направлении, перпендикулярном вектору окружной скорости опорного звена, и промежуточное звено, имеющее кинематические связи с ведущим, ведомым и опорным звеньями, согласно изобретению, кинематическая связь промежуточного звена с ведущим звеном содержит соединенный с одним из названных звеньев цилиндрический пазовый кулачок, ось которого соосна оси вращения ведущего звена, каждая боковая поверхность паза которого представляет собой торцевую круговую волнообразную поверхность, с которой соприкасается тело вращения, образующее с другим из названных звеньев вращательную кинематическую пару, ось которой перпендикулярна оси вращения ведущего звена, кинематическая связь промежуточного звена с ведомым звеном содержит образованную названными звеньями поступательную пару, направление относительного движения звеньев которой параллельно оси вращения ведомого звена, предусмотрено звено регулирования отношения скорости вращения ведущего звена к скорости вращения ведомого звена, образующее с корпусом вращательную кинематическую пару, кинематическая связь промежуточного звена с опорным звеном содержит кулису, установленную посредством вилки в опорном звене с возможностью вращения относительно двух взаимно перпендикулярных осей, одна из которых перпендикулярна оси вращения опорного звена и совпадает с осью вращения вилки в опорном звене, а другая совпадает с продольной осью симметрии паза кулисы, камень которой представляет собой тело вращения, образующее с промежуточным звеном вращательную кинематическую пару, ось которой перпендикулярна оси вращения опорного звена, и средство для вращения вилки относительно опорного звена, имеющее кинематическую связь со звеном регулирования и опорным звеном, при этом звено стопорения опорного звена имеет кинематическую связь с ведущим и ведомым звеньями.

Такое конструктивное выполнение устройства для передачи движения обеспечивает периодическое преобразование движения ведущего звена в движение ведомого звена с бесступенчатым изменением передаточного отношения в неограниченном диапазоне его значений. Это обусловлено тем, что состав звеньев, их расположение и возможные движения, обусловленные наличием кинематических связей звеньев и формой выполнения их сопряженных поверхностей, и наличие средства для совершения действий над ними, полностью соответствуют условиям осуществления способа управляемой передачи движения при использовании в кинематической цепи устройства одного опорного звена и одного промежуточного звена, поступательная составляющая движения последнего в котором параллельна общей оси, т.е. оси вращения ведущего, ведомого, промежуточного и опорного звеньев.

Необходимо, чтобы в устройстве были предусмотрены дополнительно по меньшей мере два опорных звена, каждое из которых установлено в корпусе с возможностью вращения относительно оси вращения ведущего и ведомого звеньев и снабжено звеном стопорения, установленным в корпусе с возможностью движения в направлении, перпендикулярном вектору окружной скорости опорного звена, и имеющим кинематическую связь с ведущим и ведомым звеньями, и дополнительно по меньшей мере два промежуточных звена, число которых соответствует числу опорных звеньев, и каждое из которых имеет кинематические связи с ведущим, ведомым и взаимодействующим с ним опорным звеньями, аналогичные кинематическим связям первого промежуточного звена с ведущим, ведомым и взаимодействующим с ними опорным звеньями, и тем, что промежуточные звенья расположены равномерно в окружном направлении относительно оси вращения ведущего и ведомого звеньев, при этом число волн на торцевой круговой волнообразной поверхности паза кулачка равно: K mn + 1, где K число волн на торцевой круговой волнообразной поверхности паза кулачка; m число промежуточных звеньев, равное значению 2/, округленному до ближайшего большего целого числа; n натуральное число или ноль.

Такое конструктивное выполнение устройства для управляемой передачи движения обеспечивает непрерывность преобразования движения ведущего звена в движение ведомого звена.

Желательно, чтобы профиль каждой волны на развертке сечения торцевой круговой волнообразной поверхности пазового кулачка круговой цилиндрической поверхностью, концентричной оси вращения ведущего звена, представлял собой эквидистанту развертки траектории точки пересечения с указанной цилиндрической поверхностью оси тела вращения, соприкасающегося с указанной волнообразной поверхностью, при этом каждая волна на развертке указанной траектории была бы симметрична относительно образующей указанной цилиндрической поверхности, проходящей через вершину волны развертки траектории, и каждая полуволна на развертке траектории имела бы прямолинейный участок, проекции конечных точек которого на высоту волны находятся на высоте, составляющей, соответственно, около 1,2 (1-) и около 1/2 (1+) часть высоты волны.

Такой профиль волны торцевой круговой волнообразной поверхности паза кулачка обеспечивает постоянство отношения окружной и поступательной составляющих движения промежуточного звена относительно ведущего звена в течение периода стопорения опорного звена. Указанное постоянство отношения величин составляющих движения промежуточного звена является одним из условий отсутствия колебаний величины передаточного отношения в период передачи движения через промежуточное звено от ведущего звена к ведомому.

Необходимо, чтобы средство для вращения вилки относительно опорного звена содержало шатун, образующий с вилкой сферический шарнир, центр которого смещен относительно оси вращения вилки в опорном звене, и образующий сферический шарнир с первым кольцеобразным звеном, образующим поступательную кинематическую пару с опорным звеном, направление относительного движения звеньев которой параллельно оси вращения опорного звена, и образующим со вторым кольцеобразным звеном вращательную кинематическую пару, ось вращения которой соосна оси вращения опорного звена и перпендикулярна плоскости первого кольцеобразного звена, и второе кольцеобразное звено образует с корпусом поступательную кинематическую пару, направление относительного движения звеньев которой параллельно оси вращения опорного звена и перпендикулярно плоскости второго кольцеобразного звена, и образующим со звеном регулирования кинематическую пару с винтовым относительным движением звеньев, ось которого соосна оси вращения звена регулирования и параллельна оси вращения опорного звена.

Такое конструктивное выполнение средства для вращения вилки обеспечивает возможность изменения величины угла, образованного вектором линейной скорости промежуточного звена относительно опорного звена с вектором линейной скорости ведущего звена и, тем самым, возможность изменения передаточного отношения в устройстве, посредством звена регулирования независимо от состояния движения и углового положения опорного звена в корпусе устройства.

Необходимо, чтобы кинематическая связь звена стопорения с ведущим и ведомым звеньями содержала ролик, образующий со звеном стопорения, подпружиненным в корпусе, вращательную кинематическую пару, ось вращения которой параллельна оси вращения опорного звена, и соприкасающийся с кулачком, ось вращения которого соосна оси вращения опорного звена, соединенным с водилом конического зубчатого колеса, образующим вращательную кинематическую пару с ведущим звеном, соосную оси вращения ведущего звена, и образующим вращательную кинематическую пару с коническим зубчатым колесом, ось вращения которой перпендикулярна оси вращения ведущего и ведомого звеньев, находящимся в зацеплении с двумя коническими колесами, одно из которых установлено на ведущем звене, соосно последнему, а другое образует с корпусом вращательную кинематическую пару, ось которой соосна оси вращения ведущего звена, и посредством зубчатой передачи, имеющей передаточное отношение равное минус единице, соединено с ведомым звеном.

Такое конструктивное выполнение кинематической связи звена стопорения с ведущим и ведомым звеньями обеспечивает стопорение опорного звена синхронно с фазами движения промежуточного звена в устройстве, содержащем одно промежуточное и одно опорное звенья.

Необходимо, чтобы кинематическая связь каждого звена стопорения с ведущим и ведомым звеньями содержала ролик, образующий со звеном стопорения, подпружиненным в корпусе, вращательную кинематическую пару, ось вращения которой параллельна оси вращения опорного звена, и соприкасающейся с одним из кулачков, ось вращения каждого из которых соосна оси вращения опорного звена, каждый из которых соединен с водилом конического зубчатого колеса, образующим вращательную кинематическую пару с ведущим звеном, соосную оси вращения ведущего звена, и образующим вращательную кинематическую пару с коническим зубчатым колесом, ось вращения которой перпендикулярна оси вращения ведущего и ведомого звеньев, находящимся в зацеплении с двумя коническими зубчатыми колесами, одно из которых соединено с ведущим звеном и расположено соосно последнему, и другое из которых образует с корпусом вращательную кинематическую пару, ось которой соосна оси вращения ведущего звена, и посредством зубчатой передачи, имеющей передаточное отношение равное минус единице, соединено с ведомым звеном.

Такое конструктивное выполнение кинематической связи каждого звена стопорения с ведущим и ведомым звеньями обеспечивает стопорение каждого из опорных звеньев синхронно с фазами движения взаимодействующего с ним промежуточного звена в устройстве, содержащем несколько промежуточных и соответствующее число опорных звеньев для непрерывной передачи движения.

Второй вариант устройство для осуществления способа передачи движения содержит установленные в корпусе с возможностью соосного вращения ведущее, ведомое и опорное звенья, звено стопорения опорного звена, установленное в корпусе с возможностью движения в направлении, перпендикулярном вектору окружной скорости опорного звена, и промежуточное звено, имеющее кинематические связи с ведущим, ведомым и опорным звеньями, согласно изобретению, кинематическая связь промежуточного звена с ведущим звеном содержит соединенный с одним из названных звеньев плоский пазовый кулачок, плоскость которого перпендикулярна оси вращения ведущего звена, каждая рабочая поверхность паза которого представляет собой замкнутую волнообразную поверхность, с которой соприкасается тело вращения, образующее с другим из названных звеньев вращательную кинематическую пару, ось которой параллельна оси вращения ведущего звена, кинематическая связь промежуточного звена с ведомым звеном содержит образованную названными звеньями поступательную кинематическую пару, направление относительного движения звеньев которой перпендикулярно оси вращения ведомого звена, предусмотрено звено регулирования отношения скорости вращения ведущего звена к скорости вращения ведомого звена, образующее с корпусом вращательную кинематическую пару, кинематическая связь промежуточного звена с опорным звеном содержит кулису, образующую с промежуточным звеном вращательную кинематическую пару, ось которой параллельна оси вращения опорного звена и перпендикулярна продольной оси симметрии паза кулисы, камень которой представляет собой тело вращения, образующее с опорным звеном вращательную кинематическую пару, ось которой параллельна оси вращения опорного звена, и средство для вращения кулисы относительно промежуточного звена, имеющее кинематическую связь со звеном регулирования и промежуточным звеном, и при этом звено стопорения опорного звена имеет кинематическую связь с ведущим и ведомым звеньями.

Такое конструктивное выполнение устройство для передачи движения обеспечивает периодическое преобразование движения ведущего звена в движении ведомого звена с бесступенчатым изменением передаточного отношения в неограниченном диапазоне его значений. Это обусловлено тем, что состав звеньев, их расположение и возможные движения, обусловленные наличием кинематических связей звеньев и формой выполнения их сопряженных поверхностей, и наличие средства для совершения действий над ними, полностью соответствуют условиям осуществления способа управляемой передачи движения при использовании в кинематической цепи устройства одного промежуточного звена и одного опорного звена, поступательная составляющая движения промежуточного звена в котором перпендикулярна общей оси, т.е. оси вращения ведущего, ведомого, промежуточного и опорного звеньев.

Необходимо, чтобы в устройстве были предусмотрены дополнительно по меньшей мере два опорных звена, каждое из которых установлен в корпусе с возможностью вращения относительно оси вращения ведущего и ведомого звеньев и снабжено звеном стопорения, установленным в корпусе с возможностью движения в направлении, перпендикулярном вектору линейной скорости опорного звена, и имеющим кин