Способ восстановления люков смотровых колодцев и устройство для его осуществления

Реферат

 

Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог, в частности к восстановлению деформированных люков колодцев подземных коммуникаций. Способ заключается в использовании опалубки, которой придают форму и размеры внутренних стенок горловины колодца, опускают ее в горловину колодца и перемещают вертикально так, чтобы верхняя ее отметка находилась на требуемом уровне восстанавливаемого люка колодца. При этом опалубку опирают на исправное дорожное покрытие. Опалубку выполняют из гибкого прочного материала, например, в виде круглой обечайки с подвесным дном. К внутренней стороне обечайки приварены трубки, которые служат направляющими для Г-образных стержней. Подвесное дно состоит из круглой площадки, прикрепленной к обечайке. Оно служит подмостями для рабочего. 2 с. и 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к эксплуатационному содержанию автомобильных дорог, в частности к восстановлению деформированных люков колодцев подземных коммуникаций.

Проблема заключается в том, что работы по восстановлению деформированных люков смотровых колодцев, как правило, выполняются вручную и являются весьма трудоемкими. Особенно увеличивается объем этих работ при ремонте дорожных покрытий, когда отметки крышек смотровых колодцев приводятся в соответствие с отметками дорожного покрытия.

Известен способ восстановления деформированных асфальтобетонных покрытий вокруг колодцев, включающий разрушение верхнего слоя материала покрытия, введение нового материала, его разравнивание и уплотнение [1] Однако при ремонте люков колодцев такой способ технологически сложен и требует больших трудозатрат. Кроме того, зачастую происходит обрушение части материала в колодец.

Известен также способ и устройство, используемые при строительстве облицованной траншеи, когда используют пространственную конструкцию, имеющую один или несколько каркасных элементов, поддерживающих съемную опалубку, за стенки которой в траншейную выемку укладывают подвижную отвердевающую смесь [2] Однако такое решение сложно по конструктивному выполнению и не обеспечивает необходимых удобств в работе, поскольку условия труда остаются дискомфортными, выполняются зачастую на коленях, вручную, с неизбежным засорением колодцев отходами производства работ.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является способ восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, а также устройство для восстановления люков смотровых колодцев, включающее приспособление для ремонта горловины и опорного кольца [3] Однако известное решение, обеспечивая исключение необходимости демонтажа конструкций и окружающего покрытия, требует наличия специальных конструкций самого смотрового кольца, что ограничивает область возможного использования известного решения.

Задачей изобретения является разработка технологически простого и удобного способа восстановления люков смотровых колодцев и устройства для его осуществления.

Задача решается за счет того, что в способе восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, ремонт горловины и опорного кольца осуществляют путем опускания в горловину колодца имеющей в нижней части рабочие подмости опалубки, форма и размеры которой соответствуют форме и размерам внутренних стенок горловины колодца, опирание опалубки на исправное дорожное покрытие и вертикального перемещения опалубки до расположения верхней отметки ее на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца, после чего осуществляют укладку за опалубку подвижной отвердевающей смеси. В устройстве для восстановления люков смотровых колодцев, включающем приспособление для ремонта горловины и опорного кольца, приспособление выполнено в виде образующей опалубку обечайки с подвесным днищем и вертикальными трубчатыми направляющими на внутренней поверхности, в которых размещены стержни Г-образной формы, верхние отогнутые концы которых образуют опорные плечи. При этом обечайка может быть выполнена из гибкого прочного материала, например, листовой стали. На опорных плечах Г-образных стержней могут быть закреплены рукоятки. Обечайка в нижней части может быть снабжена приспособлением для транспортировки, например, колесиком.

На фиг. 1 изображена схема расположения опалубки горловины колодца при выполнении операции восстановления люка колодца; на фиг. 2 то же, вид в плане; на фиг. 3 устройство (вид сбоку по фиг. 1), общий вид.

Опалубку выполняют из гибкого прочного материала, например, листа нержавеющей стали. Ей придают форму и размеры внутренних стенок горловины колодца. Как правило, стандартные колодцы выполняют круглой формы с диаметром горловины 700-800 мм. На примере показана опалубка, выполненная в виде круглой обечайки 1 с подвесным дном 2. К внутренней стороне обечайки приварены вертикальные трубки 3, которые служат направляющими для стержней 4, свободно перемещающихся внутри трубок. Стержни 4 выполнены Г-образной формы, т.е. верхние их концы на выходе из трубок 3 изогнуты под прямым углом, образуя опорные плечи 5 для удержания обечайки 1 при установке ее в горловине колодца. На другом конце стержней 4 установлены гайки 6, регулирующие вертикальное перемещение обечайки 1 в горловине колодца. Подвесное днище 2 состоит из круглой площадки, приваренной к полосовому железу, концы которого, в свою очередь, приварены к внутренней стенке обечайки 1. На верхних отогнутых концах Г-образных стержней 4 закреплены рукоятки 7 для удобства установки и выемки опалубки. На нижней части днища 2 закреплено колесико 8 для удобства перемещения приспособления по фронту работ.

Способ восстановления люков и асфальтобетонных покрытий вокруг колодцев с использованием данного устройства заключается в следующем. Пользуясь рукоятками 7, опускают обечайку в горловину колодца так, чтобы опорные плечи 5 Г-образных стержней 4 легли на исправное дорожное покрытие. С помощью гаек 6 обечайку 1 перемещают вертикально так, чтобы ее верхняя отметка находилась на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца люка колодца. Рабочий опускается внутрь обечайки 1 и становится на подвесное дно 2. Отсюда он выполняет все работы по восстановлению опорного кольца под люком колодца путем укладки быстроотвердевающего цементобетона 9 или бетонных сегментов /на чертежах не показано/ на растворе, либо литого асфальта, используя обечайку как опалубку. После окончания работ обечайку вынимают из горловины колодца и с помощью колесика 8 перемещают к следующему участку работы.

Техническое решение является простым, технологичным по исполнению, обеспечивает повышение производительности труда, улучшает культуру производства. Кроме того, значительно увеличивается срок службы люков за счет обеспечения их плотного и равномерного опирания на основание. Организация ремонтных работ получается более рациональной, поскольку отпадает необходимость в чистке колодцев от отходов производства. Такое устройство позволяет по предложенной технологии осуществлять работы по установке крышки люка колодца на заданную отметку, что нельзя выполнить, используя известные решения.

Формула изобретения

1. Способ восстановления люков смотровых колодцев в дорожном покрытии путем ремонта горловины и опорного кольца, отличающийся тем, что ремонт горловины и опорного кольца осуществляют путем опускания в горловину колодца опалубки, имеющей в нижней части рабочие подмости, форма и размеры которой соответствуют форме и размерам внутренних стенок горловины колодца, опирания опалубки на исправное дорожное покрытие и вертикального перемещения опалубки до расположения верхней отметки ее на требуемом уровне восстанавливаемого опорного кольца, после чего осуществляют укладку за опалубку подвижной отвердевающей смеси.

2. Устройство для восстановления люков смотровых колодцев, включающее приспособление для ремонта горловины и опорного кольца, отличающееся тем, что приспособление для ремонта горловины и опорного кольца выполнено в виде образующей опалубку обечайки с подвесным днищем и вертикальными трубчатыми направляющими на внутренней поверхности, в которых подвижно размещены стержни Г-образной формы, верхние отогнутые концы которых образуют опорные плечи.

3. Устройство по п. 2, отличающееся тем, что обечайка выполнена из гибкого прочного материала, например листовой стали.

4. Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что на опорных плечах Г-образных стержней закреплены рукоятки.

5. Устройство по пп. 2 и 3, отличающееся тем, что обечайка в нижней части снабжена приспособлением для транспортировки, например колесиком.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3