Охлаждаемый шарикоподшипниковый узел
Реферат
Использование: в машиностроении для охлаждения и смазки подшипников, преимущественно для центробежных сепараторов. Сущность: охлаждаемый подшипниковый узел содержит корпус и обоймы, в которых на валу установлены два шарикоподшипника. Между ними зажато форсуночное кольцо с форсунками, выходящими в полость между шарикоподшипниками. За подшипниками относительно форсуночного кольца расположены полости пониженного давления, гидравлически соединенные продольными каналами, выполненными со стороны внешних колец подшипников и образующими рубашку охлаждения. Форсунки форсуночного кольца направлены как в сторону одного, так и в сторону другого шарикоподшипника. Вал за одним из подшипников выходит в дренажную полость, отделенную коническим импеллерным уплотнением. Такое конструктивное исполнение узла позволяет повысить эффективность охлаждения подшипников, т.е. повысить допустимый ресурс их работы. 2 з.п. ф-лы, 6 ил.
Изобретение относится к машиностроению для охлаждения и смазки подшипников, преимущественно для центробежных сепараторов и может быть использовано в машинах разнообразного назначения.
Известен охлаждаемый шарикоподшипниковый узел, содержащий корпус, шарикоподшипник, установленные в нем с образованием со стороны их торцов полостей, охватывающую шарикоподшипники рубашку охлаждения, вал с осевым каналом и отверстиями и закрепленное на валу распылительное средство, форсунки которого сообщены с осевым каналом [1] Недостаток в сложности обеспечения работоспособности конструкции при высоких оборотах и нагружениях, особенно применительно к центробежным сепараторам. Технический результат повышение эффективности охлаждения подшипникового узла. Это обуславливается тем, что в охлаждаемом шарикоподшипниковом узле, содержащем корпус, шарикоподшипники, установленные в нем с образованием со стороны их торцов полостей, охватывающую шарикоподшипники рубашку охлаждения, вал с осевым каналом и отверстиями и закрепленное на валу распылительное средство, форсунки которого сообщены с осевым каналом, распылительное средство установлено между шарикоподшипниками и выполнено в виде форсуночного кольца, при этом осевой канал вала и рубашка охлаждения сообщены между собой через отверстия вала, форсунки, полости шарикоподшипников и полости, образованные последними и корпусом. Кроме этого, форсунки могут быть направлены в стороны обоих подшипников. Далее, охлаждаемый шарикоподшипниковый узел может быть снабжен установленным в одной из полостей, образованных шарикоподшипниками и корпусом, коническим импеллерным уплотнением, состоящим из смонтированной в корпусе конической крышки и закрепленного на валу импеллерного диска, на конической поверхности которого выполнены пазы, при этом крышка и импеллерный диск расположены по отношению друг к другу с образованием гарантированного лимитированного зазора между их коническими поверхностями. На фиг. 1 представлен охлаждаемый подшипниковый узел в разрезе; на фиг. 2 изображено сечение Б-Б фиг. 1 с продольными каналами, выполненными в виде равнорасположенных по окружности отверстий; на фиг. 3 сечение Б-Б с другим вариантом исполнения продольных каналов в виде оребренной стенки на обойме; на фиг. 4 вид А на конический импеллерный диск 16 с продольно-радиальными пазами; на фиг. 5 вид А на конический импеллерный диск в другом варианте, с криволинейно-радиальными пазами; на фиг. 6 представлен вид Г на фиг. 1 на обойму для подшипника. Охлаждаемый шарикоподшипниковый узел имеет вал 1, на котором установлены шарикоподшипники 2 и 3. Вал 1 имеет осевой канал 4 и радиальные отверстия 5. Между шарикоподшипниками 2 и 3 установлено распылительное средство в виде форсуночного кольца 6 с форсунками 7 и 8, выходящими в полость между шарикоподшипниками 2 и 3. Форсунки 7 направлены в сторону шарикоподшипника 2, а форсунки 8 в сторону шарикоподшипника 3. Шарикоподшипники 2 и 3 вставлены в образующие корпус узла обоймы 9 и 10 соответственно, которые имеют каналы 11 и 12, являющиеся продолжением друг друга и образующие рубашку охлаждения подшипников. Обоймы 9 и 10 скреплены торцевым шлицевым соединением 13, фиксирующим угловое положение обойм друг относительно друга в собранном состоянии. Выполнение каналов 11 и 12 в виде цилиндрических отверстий изображено на фиг. 2. Эти каналы могут быть выполнены в виде пазов 14, как это показано на фиг. 3. Это другой вариант выполнения таких каналов в получившейся рубашке охлаждения шарикоподшипников. Обоймы 9 и 10 закреплены в общем корпусе 15. На валу 1 установлен конический импеллерный диск 16 импеллерного уплотнения, в которое входит и коническая крышка 17, закрепленная в корпусе 15. Между крышкой 17 и диском 16 имеется гарантированный лимитированный зазор С. На диске 16 выполнены продольно-радиальные пазы 18, конфигурация которых видна на фиг. 4. Эти пазы могут быть выполнены и криволинейно-радиальными пазами 19 (см. фиг. 5). Обойма 9 в торцевом шлицевом соединении 13 имеет торцевые выступы 20 и торцевые пазы 21 (фиг. 6). Обойма 10 имеет ответные выступы и пазы. Функционирует устройство следующим образом. При вращении вала 1 вместе с ним вращаются внутренние кольца шарикоподшипников 2 и 3, форсуночное кольцо 6, импеллерный диск 16. Охлаждающая смазка подается (как показано стрелками на фиг. 1) по осевому каналу 4, а затем по радиальным отверстиям 5 в форсуночное кольцо 6 к форсункам 7 и 8, через которые смазка, распыляемая ввиду наличия перепада давления и в результате вращения форсуночного кольца 6 вместе с валом 1, попадает внутрь подшипников 2 и 3 на их шарики, обеспечивая смазку и охлаждение подшипников. Охлаждающая смазка не может пройти через зазор С по другую сторону импеллерного диска 16 благодаря импеллерному уплотнению, содержащему также коническую крышку 17 и разобщающему расположенную слева от диска 16 дренажную полость и полость за периферией этого импеллерного диска 16. Благодаря импеллерному диску 16 в полости за периферией импеллерного диска 16 давление будет выше, чем в полости правее подшипника 3, поэтому охлаждающая смазка будет перемещаться в каналах 11 и 12 (14), (как показано стрелками на фиг. 1) обеспечивая дополнительное охлаждение подшипников 2 и 3. Следует отметить, что форсунки 7 и 8 могут выходить в полости подшипников 2 и 3 между внутренним и наружным кольцами шарикоподшипников. В отдельных случаях форсуночное кольцо может быть объединено с внутренним кольцом шарикоподшипника. Узел может содержать и еще дополнительные шарикоподшипники. Тогда общее число шарикоподшипников в устройстве может быть больше двух. В некоторых случаях конструкция может быть оформлена таким образом, что корпус (15) и обоймы (9) и (10) будут совмещены в одной детали. Конструктивное исполнение узла позволяет улучшить систему охлаждения и смазки подшипников за счет того, что имеет место сочетание охлаждения смазкой подшипников путем непосредственного контакта и дополнительное охлаждение теплопередачей через рубашку охлаждения. При этом обеспечивается как охлаждение, так и смазка подшипников.Формула изобретения
1. Охлаждаемый шарикоподшипниковый узел, содержащий корпус, шарикоподшипники, установленные в нем с образованием со стороны их торцов полостей, охватывающую шарикоподшипники рубашку охлаждения, вал с осевым каналом и отверстиями и закрепленное на валу распылительное средство, форсунки которого сообщены с осевым каналом, отличающийся тем, что распылительное средство установлено между шарикоподшипниками и выполнено в виде форсуночного кольца, при этои осевой канал вала и рубашка охлаждения сообщены между собой через отверстия вала, форсунки, полости шарикоподшипников и полости, образованные последними и корпусом. 2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что форсунки направлены в стороны обоих подшипников. 3. Узел по п. 1, отличающийся тем, что он снабжен установленным в одной из полостей, образованных шарикоподшипниками и корпусом, коническим импеллерным уплотнением, состоящим из смонтированной в корпусе конической крышки и закрепленного на валу импеллерного диска, на конической поверхности которого выполнены пазы, при этом крышка и импеллерный диск расположены по отношению друг к другу с образованием гарантированного лимитированного зазора между их коническими поверхностями.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6NF4A Восстановление действия патента СССР или патента Российской Федерации на изобретение
Дата, с которой действие патента восстановлено: 20.11.2010
Извещение опубликовано: 20.11.2010 БИ: 32/2010