Ракета

Реферат

 

Использование: изобретение относится к ракетной технике, в частности, к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с решетчатыми аэродинамическими поверхностями. Сущность изобретения: ракета выполнена по нормальной аэродинамической схеме, содержит корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы наведения и системы управления, а также четыре неподвижных крыла и четыре решетчатых руля системы управления. Крылья и рули системы управления расположены на корпусе равномерно относительно его продольной оси. Высокие маневренные характеристики ракеты обеспечиваются за счет выполнения крыльев, решетчатых рулей и корпуса ракеты с определенными соотношениями размеров этих частей. 7 ил.

Изобретение относится к ракетной технике, в частности к управляемым ракетам, и может быть использовано в различных типах и классах ракет с решетчатыми аэродинамическими поверхностями.

Известна ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме, содержащая корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы наведения и системы управления, а также четыре неподвижных крыла и четыре управляющих решетчатых руля системы управления, расположенных на корпусе равномерно относительно его продольной оси. Эта ракета с разной степенью раскрытия описана в журналах: Flight International 4-10 марта 1992, N 4308, с. 24-25. Flight International 11-17 марта 1992, N 4309, с. 15 и наиболее полно в журнале "Крылья Родины" N 8 93 (цветной вкладыш и с. 26). Последнее техническое решение взято в качестве прототипа по данной заявке.

Эта авиационная управляемая ракета класса "воздух-воздух" имеет цилиндрический корпус и крылья малого удлинения и простой формы в плане. Корпус и крылья являются основными элементами, создающими подъемную силу. Носовая часть имеет оживальную форму. Наиболее интересным аэродинамическим решением в компоновке ракеты является использование решетчатых рулей, реализующих бессрывное обтекание.

В описанных выше решениях не представлены соотношения геометрических размеров крыла, решетчатого руля и корпуса ракеты, что не позволяет судить о возможности достижения высоких аэродинамических характеристик, в частности об углах атаки и допустимых перегрузках.

Задачей изобретения является разработка всеракурсной высокоманевренной ракеты с высокими аэродинамическими характеристиками.

Для решения поставленной задачи в управляемой ракете, выполненной по нормальной аэродинамической схеме, содержащей корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы наведения и системы управления, а также четыре неподвижных крыла и четыре управляющих решетчатых руля системы управления, расположенных на корпусе равномерно относительно его продольной оси, крылья, решетчатые рули системы управления и корпус выполнены таким образом, что имеют следующие соотношения размеров: Нр/Lр 0,3-0,55 n Нр /t + 1 3-5 Sр nLрb где Sкр площадь крыла; Sм площадь миделя ракеты; относительная площадь крыла; относительная площадь решетчатого руля; Sр площадь несущей поверхности решетчатого руля; Hр высота решетчатого руля; Lр размах решетчатого руля; относительный шаг планов решетчатого руля; t шаг планов решетчатого руля; b ширина планов решетчатого руля; n количество (число) планов решетчатого руля; кp удлинение крыла; L размах крыла; к удлинение корпуса ракеты; Lк длина ракеты; Dэкв диаметр круга, площадь которого соответствует площади миделя ракеты.

При использовании ракеты согласно изобретению обеспечивается поражение воздушных целей, в том числе высокоманевренных истребителей и штурмовиков днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений (всенаправленность) при активном информационном (помеховом) и маневренном противодействии противника. Ракета способна поражать такие специфические цели, как крылатая ракета, ракета "воздух-воздух" и т.д.

Ракета с заявленным соотношением размеров решает задачу размещения на самолете-носителе в условиях жестких габаритных ограничений и одновременно позволяет в несколько раз (порядка 7 раз) снизить потребные шарнирные моменты рулевого привода, что приводит к созданию приводов меньшей мощности и, следовательно, меньшей массы при сохранении преимуществ решетчатых рулей. Оптимальный диапазон параметров найден по результатам многочисленных исследований ракет различной геометрии в аэродинамических трубах и подтвержден результатами летных испытаний.

Ракета с данным соотношением геометрических размеров обеспечивает высокие аэродинамические характеристики во всем диапазоне ее применения.

Так, максимальный угол атаки составляет max 40-45, максимально допустимая поперечная перегрузка равна nymax 50 ед как на пассивном, так и на активном участках траектории за счет введения аппаратурного ограничения.

При выходе за пределы указанных соотношений размеров ракеты в значительной степени теряет свои маневренные возможности за счет резкого возрастания коэффициента сопротивления Сx и значительного уменьшения коэффициента нормальной силы Сy.

Таким образом, выбор соотношения размеров ракеты в указанных пределах обеспечивает ее высокие маневренные характеристики в диапазоне углов атаки 0-45 и чисел М0,6-5,0.

На фиг. 1 изображен общий вид предлагаемой ракеты; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 графическое изображение зависимости коэффициента нормальной силы от относительной площади крыла; на фиг. 5 графическое изображение зависимости коэффициента нормальной силы от чисел М; на фиг. 6 графическое изображение зависимости коэффициента сопротивления от относительной площади решетчатого руля; на фиг. 7 - графическое изображение зависимости коэффициента лобового сопротивления изолированного решетчатого руля от отношения высоты решетчатого руля к его размаху.

Ракета содержит корпус 1, включающий передний обтекатель 2 оживальной формы. Внутри корпуса 1 размещена аппаратура системы наведения и системы управления, а также двигательная установка (на чертежах не показаны).

Ракета скомпонована по нормальной аэродинамической схеме, в соответствии с которой размещены на корпусе 1 в его центральной части четыре крыла 3 и в хвостовой части четыре решетчатых руля 4. Крылья 3 и рули 4 размещены на корпусе 1 равномерно относительно его продольной оси.

Каждый руль 4 имеет раму 5, внутри которой расположены планы 6, образующие соты.

В корневой части руля 4 имеются проушины 7, которыми каждый руль крепится к корпусу 1 ракеты Для оптимизации аэродинамических характеристик ракеты выбраны соотношения размеров корпуса 1 ракеты, ее крыльев 3 и рулей 4, указанные выше.

Ракеты с крыльями малого удлинения, обеспечивающие малый поперечный габарит, предназначены для маневрирования на больших углах атаки. С точки зрения аэродинамики такие конфигурации имеют следующие отличительные черты: наличие перекрестных связей; наличие больших местных углов атаки на рулях.

Выбор соотношения размеров решетчатых рулей, крыльев и корпуса ракеты в целом в определенных пределах позволяет уменьшить или устранить ряд технических проблем (или части этих проблем).

Маневрирование на больших углах атаки ( 40) позволяет обеспечить высокий уровень поперечных перегрузок во всем диапазоне применения ракеты.

Как известно, величина поперечной перегрузки пропорциональна величине нормальной силы ракеты, которая определяется по формуле У СyqS, где Сy коэффициент нормальной силы ракеты; q скоростной напор, кг/м2; S характерный размер, м2.

Величина дальности полета ракеты обратно пропорциональна силе сопротивления ракеты, которая определяется по формуле Х СxqS, где Сx коэффициент сопротивления ракеты.

На фиг. 4-7 приведены зависимости Сy, Сx от заявленных параметров ракеты и решетчатого руля.

Ракета с заявленным соотношением размеров обеспечивает наиболее высокие маневренные характеристики при минимуме коэффициента сопротивления.

Данные параметры (заштрихованные области) определены в результате систематических исследований в аэродинамических трубах ракет различной геометрии и подтверждены результатами летных испытаний.

При выходе за пределы заявленных параметров ракета в значительной степени теряет свои маневренные свойства за счет резкого уменьшения коэффициента нормальной силы и увеличения коэффициента сопротивления.

Таким образом, ракета с заявленным соотношением размеров обеспечивает высокие аэродинамические характеристики во всем диапазоне ее применения, максимально допустимая перегрузка составляет nymax50 ед при углах атаки 40-45.

Графические зависимости на фиг. 4-7 подтверждают возможность получения высоких аэродинамических характеристик в интервале значений соотношений размеров крыльев, решетчатых рулей и корпуса ракеты, выполненной по нормальной аэродинамической схеме.

Формула изобретения

Ракета, выполненная по нормальной аэродинамической схеме, содержащая корпус, размещенные в нем двигательную установку, аппаратуру системы наведения и системы управления, а также четыре неподвижных крыла и четыре управляющих решетчатых руля системы управления, расположенных на корпусе, равномерно относительно его продольной оси, отличающаяся тем, что крылья, решетчатые рули системы управления и корпус выполнены таким образом, что имеют следующие соотношения размеров: Hp / Lp 0,3 0,55; n He / t + 1 3 5; Sp n Lp b; где Sкр площадь крыла; относительная площадь крыла; относительная площадь решетчатого руля; Sм площадь миделя ракеты; Sр площадь несущей поверхности решетчатого руля; Hр высота решетчатого руля; Lр размах решетчатого руля; кp- удлинение крыла; L размах крыла; к- удлинение корпуса ракеты; Lк длина ракеты; Dэкв диаметр круга, площадь которого соответствует площади миделя ракеты; относительный шаг планов решетчатого руля; t шаг планов решетчатого руля; n количество (число) планов решетчатого руля; b ширина плана решетчатого руля.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7

PC4A - Регистрация договора об уступке патента Российской Федерации на изобретение

Прежний патентообладатель:ЗАО "Концерн Авиационное вооружение"

(73) Патентообладатель:ООО "Промышленно-коммерческая компания "Инфоиндустрия-Холдинг"

Договор № РД0000401 зарегистрирован 04.05.2005

Извещение опубликовано: 10.08.2005        БИ: 22/2005

QB4A Регистрация лицензионного договора на использование изобретения

Лицензиар(ы): ООО "Общество содействия внедрению инвестиционных проектов"

Вид лицензии*: НИЛ

Лицензиат(ы): ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" им. И.И.Торопова

Договор № РД0008768 зарегистрирован 11.05.2006

Извещение опубликовано: 27.06.2006        БИ: 18/2006

* ИЛ - исключительная лицензия        НИЛ - неисключительная лицензия