Способ горячей прокатки полос

Реферат

 

Использование: прокатное производство, прокатка полос, преимущественно из хромомолибденованадиевой стали. Сущность изобретения: способ прокатки включает разогрев слябов до температуры начала прокатки 1200-1250oC, горячую прокатку при температуре 820-880oC с обжатием в последнем проходе равным, 12-16%, последующее охлаждение до температуры смотки полосы в рулон 540-600oC. Скорость охлаждения до температуры смотки равна 10-17oC/с. 1 табл.

Изобретение относится к металлургии, в частности, к технологии горячей прокатки полос из высокопрочной хромомолибденованадиевой стали, используемых для изготовления сварных деталей телескопической стрелы автомобильного подъемного крана.

Для изготовления сварного несущего корпуса телескопической стрелы используют горячекатаные листы из хромомолибденованадиевой стали, имеющие толщину 5-8 мм. При изготовлении деталей листы подвергают вырубке, холодной гибке, сварке. В процессе эксплуатации детали должны сохранять высокую прочность, твердость, усталостную прочность, ударную вязкость при низких температурах.

Известен способ производства горячекатаных полос из низколегированной стали, содержащей хром, никель, молибден, кремний и марганец, включающий нагрев слябов до 1230oC, горячую прокатку с температурой конца прокатки 800oC и последующее охлаждение [1] Недостатки известного способа состоят в том, что полосы даже после дополнительной термообработки имеют низкую прочность, пластичность и ударную вязкость.

Наиболее близким по своей технической сущности и достигаемым результатам к изобретению является способ горячей прокатки полос из хромомолибденованадиевой стали, включающий разогрев слябов до температуры прокатки, горячую прокатку с температурой полосы в чистовых проходах 750-900oC и последующее охлаждение со средней скоростью 15oC/с до температуры 450-700oC, при которой полосу сматывают в рулон [2] Недостатки известного способа состоят в следующем. Горячая прокатка полос из хромомолибденованадиевых сталей по указанному режиму не обеспечивает получения заданных прочностных и вязкостных свойств и требует проведения дополнительной закалки с отпуском проката.

Цель изобретения состоит в повышении прочностных и вязкостных свойств и исключении необходимости дополнительной термической обработки.

Сущность изобретения заключается в следующем. Окончательное формирование микроструктуры и свойств стального проката осуществляется на последнем этапе деформирования и последующего охлаждения. Регламентирование температуры и степени деформации в последнем проходе, а также режима охлаждения полосы является, по сути, реализацией высокотемпературной термомеханической обработки стали непосредственно в линии прокатного стана. Этим достигается существенное улучшение свойств проката и исключается необходимость проведения дополнительной закалки с отпуском.

Примеры реализации способа. Непрерывнолитые слябы из хромомолибденованадиевой стали, содержащей 0,15% углерода, 0,7% хрома, 0,4% молибдена, 0,15% ванадия, разогревали в методической печи непрерывного широкополосного стана 2000 до температуры Tн-1225oC. Затем слябы прокатывали в черновой группе клетей стана до толщины 25 мм и задавали в непрерывную семиклетевую чистовую группу клетей. Раскат обжимали до конечной толщины 8,0 мм. Обжатие в последней, 7-й клети стана, поддерживали равным E=14% а температуру металла на выходе из этой клети Tкп=850oC. Заданное значение Tкп устанавливали охлаждением полосы в межклетевых промежутках. Прокатанную полосу охлаждали со скоростью V= 13,5oC/с на отводящем рольганге стана душированием водой из системы ламинарного охлаждения. Охлаждение вели до температуры Tсм=570oC, затем полосы сматывали в рулоны. После остывания рулонов от полос отбирали пробы и проводили испытания механических свойств.

Варианты реализации способа и показатели качества горячекатаных полос приведены в таблице.

Как следует из таблицы, при реализации предложенного способа (варианты 1-3) достигается повышение прочностных и вязкостных свойств горячекатаных полос из хромомолибденованадиевых сталей, исключается необходимость дополнительной термической обработки проката. Более низкие свойства по прочности и вязкости получаются при реализации способа-прототипа (вариант 4), что требует дополнительного проведения закалки с отпуском горячекатаного проката.

Формула изобретения

Способ горячей прокатки полос преимущественно из хромомолибденованадиевой стали, включающий разогрев слябов до температуры начала прокатки 1200 - 1250oС, горячую прокатку с регламентированным обжатием в последнем проходе при 820 880oС и последующее охлаждение до температуры смотки полосы в рулон 540 600oС с регламентированной средней скоростью охлаждения, отличающийся тем, что обжатие в последнем проходе равно 12 16% а скорость охлаждения до температуры смотки равна 10 17oС/с.

РИСУНКИ

Рисунок 1