Противоугонная система

Реферат

 

Использование: аппаратура защиты транспортных средств от несанкционированного пользования и кражи. Сущность изобретения: противоугонная система состоит из установленного на транспортном средстве комплекта защиты и размещенного в центре приема, например, у сотрудника госавтоинспекции, комплекта оперативного воздействия. Комплект защиты включается владельцем транспортного средства при его постановке на охрану. В случае угона при приближении транспортного средства к центру приема комплектом оперативного воздействия вырабатывается сигнал о нахождении поблизости угнанного транспортного средства. При этом находящийся на последнем комплект защиты начинает включать с определенной частотой габаритные огни. После идентификации сотрудником госавтоинспекции угнанного транспортного средства комплектом оперативного воздействия подается для комплекта защиты команда на останов транспортного средства и выключение его двигателя. Передающие блоки обоих комплектов защиты построены на основе взаимновлияющих сверхрегенеративных генераторов радиоимпульсов с внешним запуском. 15 ил.

Изобретение относится к системам защиты транспортных средств, например, автомобилей, от угона и кражи и может быть использовано органами внутренних дел для выявления и остановки угнанного транспортного средства.

Одним из известных методов защиты транспортных средств является использование противоугонных систем. Составными частями противоугонных систем являются комплекты защиты и центра приема. На транспортном средстве размещается комплект защиты, каким-либо образом передающий в центр приема сообщение об угоне (или о проникновении постороннего лица). Примеры таких систем приведены в а. с. СССР N 1569266, B 60 R 25/10, 1990, в а. с. СССР N 1753941, B 60 R 25/10, 1992, в патенте ФРГ N 26166036 G 08 B 1/08, 1977, в патенте ФРГ N 2700694, G 08 B 1/08, 1977.

В таких системах в состав комплекта защиты входит передающий блок с антенной и какой-либо датчик вторжения. Этот датчик реагирует на угон транспортного средства или на проникновение постороннего лица в охраняемую часть транспортного средства (салон, багажник, капот). В результате реакции датчика вторжения передающий блок через антенну передает специальный код. В состав другой части противоугонной системы комплект центра приема входит приемник с антенной, блок сравнения и блок сигнализации. Приемник принимает код, формируемый в комплекте защиты, и сравнивает его с известным кодом в блоке сравнения. Если блок сравнения определяет, что принят код, сформированный комплектом защиты, обслуживаемым данным центром приема, значит, совершена попытка угона охраняемого транспортного средства. В этом случае от блока сравнения поступает сигнал, по которому включается блок сигнализации. В результате этого блок сигнализации комплекта центра приема подает звуковые и(или) световые сигналы тревоги. Таким образом, лицо, использующее транспортное средство (как правило, владелец автомобиля), или лицо, ответственное за охрану (как правило, сторож), получают сигнал о факте попытки угона. То есть работа известных противоугонных систем сводится к оповещению владельца или сторожа о попытке угона.

Такая работа имеет явные недостатки. Если сигнал получает сторож, то это означает для владельца ограничение мест стоянки транспортного средства пунктами, где сторож может осуществлять функцию охраны. Если же сигнал получает владелец, то ему может встретиться ситуация, когда он не сможет защитить свое транспортное средство от угонщиков: либо владелец не в силах достаточно оперативно добраться до места стоянки после получения сигнала о попытке угона, либо, добравшись до места стоянки, владелец оказывается лишен возможности защитить свою собственность (например, угоняют автомобиль несколько вооруженных людей). В таких случаях владельцу остается только предупредить органы внутренних дел об угоне и надеяться на их оперативную работу по задержанию угонщиков. То есть наличие противоугонной системы на транспортном средстве позволяет его владельцу в случае угона сразу предупредить органы внутренних дел о месте угона и о приметах угнанного транспортного средства. Чем меньше промежуток времени от момента угона до предупреждения органов внутренних дел, тем с большей надежностью может быть задержано угнанное транспортное средство.

Как правило, противоугонные системы не содержат блоков предупреждения органов внутренних дел о факте угона. Владелец должен сам, например, позвонить в полицейский участок. Таким образом, задержка в предупреждении органов внутренних дел определяется временем, требуемым для одного телефонного звонка.

Эта задержка существенно сокращена в противоугонной системе по заявке ФРГ N 3 908 029, B 60 R 25, 1990 (или по дополнительной заявке ФРГ N 3918052, B 60 R 25/04, 1990). Данное техническое решение является наиболее близким по технической сущности к описываемому.

Известное техническое решение представляет собой противоугонную систему, состоящую из комплекта защиты на транспортном средстве, содержащего блок включения, блок управления, первый блок сравнения, первый передающий блок, подключенный к первой антенне, и комплекта оперативного воздействия в центре приема, содержащего второй блок сравнения, блок сигнализации, второй передающий блок, подключенный к второй антенне. Кроме того, в комплект защиты известной системы входят кодовый регистратор с подключаемым к нему локатором, приемник с антенной и промежуточное запоминающее устройство, выход которого соединен с первым блоком сравнения. В комплект центра приема известной системы входят также приемник с антенной и кодозапоминающее устройство, вход которого подключен к соответствующему выходу приемника. Комплект центра приема является оборудованием органов внутренних дел (например, полицейского участка) и обслуживает любое из транспортных средств, у которого имеется известный комплект защиты.

При угоне транспортного средства, защищаемого известной противоугонной системой, на блоке сигнализации приема (являющемся в данном случае обычным дисплеем) отражаются данные об угнанном транспортном средстве и о месте угона, которое было зафиксировано локатором. Кроме того, блок управления, входящий в комплект защиты, вносит помехи в систему зажигания транспортного средства, препятствующие возможности достаточно быстрого удаления угнанного транспортного средства от места угона. Следовательно, у органов внутренних дел существует возможность оперативного задержания угонщика.

Однако надежность этого задержания не может быть высокой. Действительно, помехи в цепи зажигания могут подсказать угонщику, что транспортное средство снабжено аппаратурой защиты и побудить к ее поиску. С другой стороны, отдельные приемник и передатчик, каждый из которых снабжен собственной антенной, не так уж и сложно найти, если иметь некоторый опыт. К тому же не исключена возможность включения зажигания напрямую, минуя цепи, контролируемые блоком управления. То, что приметы и номер угнанного транспортного средства в момент угона оказались на контроле в полицейском участке, тоже не очень страшно для угонщика, например, не так уж сложно сменить номерные знаки на транспортном средстве. Кроме того, для известной противоугонной системы центр приема находится в полицейском участке и после получения сигнала об угоне необходимо еще выслать наряд полиции на место угона, то есть оперативность прибытия наряда полиции на место происшествия не может быть высокой.

Целью изобретения является повышение надежности обнаружения угнанного транспортного средства.

Поставленная цель достигается тем, что в известной противоугонной системе, содержащей установленный на транспортном средстве комплект защиты с блоком включения, первым блоком сравнения, первым передающим блоком, подключенным к первой антенне, блоком управления, подключенным к органам блокировки двигателя, и размещенный в центре приема комплект оперативного воздействия со вторым блоком сравнения, блоком сигнализации и вторым передающим блоком, подключенным ко второй антенне, в комплект защиты введены блок выделения фронта сигнала, D-триггер, первый асинхронный RS-триггер, первый детектор широтно-импульсной модуляции, первый одновибратор, элемент задержки, первый генератор частоты, первый и второй делители частоты, первый, второй и третий элементы И, первый элемент ИЛИ и блок выделения помехи, а в комплект оперативного воздействия второй одновибратор, второй генератор частоты, третий и четвертый делители частоты, второй асинхронный RS-триггер, второй детектор широтно-импульсной модуляции, четвертый и пятый элементы И, второй и третий элементы ИЛИ, элемент ИЛИ-НЕ и формирователь потенциального сигнала, при этом в комплекте защиты выход блока включения соединен с входами блока выделения помехи и блока выделения фронта сигнала, выход блока выделения помехи подключен к первому входу первого элемента ИЛИ и ко входу установки единицы первого асинхронного RS-триггера, выход блока выделения фронта сигнала соединен с входами установки нуля первого асинхронного RS-триггера и D-триггера, первый генератор частоты, первый и второй делители частоты включены последовательно, вход первого передающего блока соединен с выходом первого элемента И, а один из выходов с входом первого детектора широтно-импульсной модуляции, входы первого блока сравнения подключены к выходу первого детектора широтно-импульсной модуляции, к первому выходу второго делителя частоты, а выход к входу первого одновибратора и одному из входов второго элемента И, другой вход и выход которого соединены соответственно с инверсным выходом и тактовым входом D-триггера, прямой выход первого одновибратора подключен к одному из входов первого делителя частоты, первому входу третьего элемента И и через элемент задержки к информационному входу D-триггера, прямой выход которого соединен с входом блока управления, а инверсный выход со вторым входом первого элемента ИЛИ, входы первого элемента И соединены с выходами первого делителя частоты, первого элемента ИЛИ и прямым выходом первого асинхронного RS-триггера, второй вход третьего элемента И подключен ко второму выходу второго делителя частоты, а выход к габаритным огням транспортного средства, в комплекте оперативного воздействия второй генератор частоты, третий и четвертый делители частоты включены последовательно, входы второго передающего блока соединены с выходом второго элемента ИЛИ и прямым выходом второго одновибратора, а один из выходов с входом второго детектора широтно-ипульсной модуляции, выход формирователя потенциального сигнала подключен к входу установки нуля второго асинхронного RS-триггера и одному из входов третьего элемента ИЛИ, другой вход которого соединен с выходом второго блока сравнения, а выход с входом второго одновибратора, входы второго блока сравнения подключены к первому выходу четвертого делителя частоты и выходу второго детектора широтно-импульсной модуляции, входы четвертого элемента И соединены с инверсным выходом второго одновибратора и выходом третьего делителя частоты, а выход с одним из входов второго элемента ИЛИ, входы пятого элемента И подключены ко второму выходу четвертого делителя частоты и прямому выходу второго одновибратора, а выход - к другому входу второго элемента ИЛИ, входы элемента ИЛИ-НЕ соединены с третьим выходом четвертого делителя частоты и инверсными выходами второго одновибратора и второго асинхронного RS-триггера, а выход с входом блока сигнализации, вход установки единицы второго асинхронного RS-триггера подключен к инверсному выходу второго одновибратора, а инверсный выход к одному из входов третьего делителя частоты.

На фиг. 1 дана функциональная схема описываемой противоугонной системы; на фиг. 2 диаграммы работы комплекта защиты после включения (t0) и угона (t1); на фиг. 3 диаграмма работы комплекта оперативного воздействия центра приема, если в его зоне действия нет угнанного транспортного средства с включенным комплектом защиты; на фиг.4 фиг.7 диаграмма совместной работы комплектов защиты и центра приема после появления в его зоне действия угнанного транспортного средства с включенным комплектом защиты. При этом диаграммы фиг.4 иллюстрируют переход второго (центрального) передающего блока в режим передачи (t2). Диаграммы фиг.5 иллюстрируют переход (t3) комплекта защиты в режим идентификации угнанного транспортного средства. Диаграммы фиг.6 иллюстрируют обратный переход (t4) центрального передающего блока в режим приема (при нахождении комплекта защиты в режиме идентификации угнанного транспортного средства), а также повторный переход (t5) центрального передающего блока в режим передачи при попытке остановки угнанного транспортного средства. Диаграммы фиг.7 иллюстрируют переход (t6) комплекта защиты в режим остановки угнанного транспортного средства и показывают момент включения передающего блока (t7). На фиг.8 электрическая схема первого делителя частоты; на фиг.9 электрическая схема второго делителя частоты; на фиг.10 электрическая схема третьего делителя частоты; на фиг.11 электрическая схема четвертого делителя частоты; на фиг.12 электрическая схема первого и второго блоков сравнения; на фиг.13 - схема блока выделения помехи; на фиг.14 схема первого (на транспортном средстве) передающего блока; на фиг. 15 схема второго (центрального) передающего блока.

При этом во всех случаях номер диаграммы соответствует номеру блока или элемента, с выхода которого берется соответствующий сигнал. Если у блока на фиг. 1 указано несколько выходов, то через тире указываются номера блоков, к которым подключен данный выход.

Все схемы блоков, представленные на отдельных чертежах, на каждом из этих чертежей взяты в рамки, в правом верхнем углу которой указан номер, соответствующий номеру данного блока на фиг.1. Если на блок, схема которого приведена на отдельном чертеже, поступает более одного входного сигнала, то все входные сигналы обозначены вне рамки схемы номера блоков, формирующих на своих выходах эти сигналы. Если блок, схема которого приведена на отдельном чертеже, формирует более одного выходного сигнала, то все эти выходные сигналы обозначены номерами блоков, на входы которых они поступают.

На фиг. 1 пунктирными линиями ограничены блоки, входящие в состав комплектов защиты транспортного средства и оперативного воздействия центра приема.

В состав противоугонной системы входят: блок включения 1, выход которого соединен с входом блока выделения фронта сигнала 2; D-триггер 3 со срабатыванием по переднему фронту тактового импульса, вход установки нуля (R) которого подключен к выходу блока выделения фронта сигнала 2; первый асинхронный RS-триггер 4, вход установки нуля (R) которого подключен к выходу блока выделения фронта сигнала 2; блок управления 5, вход которого соединен с прямым выходом D-триггера 3; первый элемент И 6, один из входов которого соединен с прямым выходом первого асинхронного RS-триггера 4, а выход подключен к входу первого передающего блока 7; первый детектор широтно-импульсной модуляции (детектор ШИМ) 8, вход которого соединен с одним из выходов первого передающего блока 7, а выход подключен к одному из входов первого блока сравнения 9; второй элемент И 10, входы которого соединены соответственно с выходом первого блока сравнения 9 и с инверсным выходом D-триггера 3, а выход подключен к тактовому входу D-триггера 3; первый одновибратор 11, вход которого соединен с выходом первого блока сравнения 9, а выход подключен к одному из входов третьего элемента И 12; элемент задержки 13, через который выход первого одновибратора 11 подключен к информационному входу (D) D-триггера 3; блок выделения помехи 14, через который выход блока включения 1 подключен к входу установку единицы (S) первого асинхронного RS-триггера 4; первый генератор частоты 15, выход которого подключен к входу первого делителя частоты 16; второй делитель частоты 17, вход которого соединен с выходом первого делителя частоты 16, а выходы подключены соответственно к одному из входов первого блока сравнения 9 и к одному из входов третьего элемента И 12; первый элемент ИЛИ 18, входы которого соединены соответственно с выходом блока выделения помехи 14 и с инверсным выходом D-триггера 3, а выход подключен к одному из входов первого элемента И 6; первая антенна 19 (комплекта защиты), подключенная к передающему блоку 7; формирователь потенциального сигнала) блок набора 20; второй одновибратор 21; второй генератор частоты 22, выход которого подключен к входу третьего делителя частоты 23; второй асинхронный RS-триггер 24, вход установки нуля (R) которого соединен с выходом блока набора 20, вход установки единицы (S) соединен с инверсным выходом второго одновибратора 21, а инверсный выход подключен к входу управления третьего делителя частоты 23, четвертый делитель частоты 25, вход которого соединен с выходом третьего делителя частоты 23, а один из выходов подключен к входу второго блока сравнения 26; четвертый элемент И 27, входы которого соединены соответственно с выходом третьего делителя частоты 23 и с инверсным выходом второго одновибратора 21, а выход подключен к одному из входов второго элемента ИЛИ 28; второй (центральный) передающий блок 29, входы которого соединены соответственно с выходом второго элемента ИЛИ 28 и с прямым выходом второго одновибратора 21, а выход подключен ко второму детектору ШИМ 30; вторая антенна 31 (комплекта центра приема), подключенная к центральному передающему блоку 29; третий элемент ИЛИ 32, входы которого соединены соответственно с выходом блока набора 20 и с выходом второго блока сравнения 26, а выход подключен к входу второго одновибратора 21; элемент ИЛИ-НЕ 33, входы которого соединены соответственно с инверсным выходом второго одновибратора 21, с инверсным выходом второго асинхронного RS-триггера 24 и с одним из выходов четвертого делителя частоты 25, а выход подключен к входу блока сигнализации 34; пятый элемент И 35, входы которого соединены соответственно с одним из выходов четвертого делителя частоты 25 и с прямым выходом второго одновибратора 21, а выход подключен к одному из входов второго элемента ИЛИ 28.

На фиг. 8 приведена возможная реализация первого делителя частоты 16. В его состав входят счетный триггер 16.1 со срабатыванием по переднему фронту тактового импульса, счетные триггеры 16.2 и 16.3 со срабатыванием по заднему фронту тактового импульса, двухразрядный двоичный счетчик 16.4, три элемента И-НЕ 16.5, 16.6, 16.7, два инвертора 16.8 и 16.9.

На фиг. 9 приведена возможная реализация второго делителя частоты 17. В его состав входят десятиразрядный двоичный счетчик 17.1 и дифференцирующий элемент 17.2. В комплекте защиты данная схема требует начальной установки, цепи которой на фиг.9 не показаны.

На фиг.10 приведена возможная реализация третьего делителя частоты 23. В его состав входят счетный триггер 23.1 со срабатыванием по переднему фронту тактового импульса, счетные триггеры 23.2 и 23.3 со срабатыванием по заднему фронту тактового импульса, три элемента И-НЕ 23.4, 23.5 и 23.6, два инвертора 23.7 и 23.8. Схема третьего делителя частоты 23 полностью совпадает со схемой первого делителя частоты, за исключением двухразрядного двоичного счетчика, отсутствующего в третьем делителе частоты 23.

На фиг.11 представлена возможная реализация четвертого делителя частоты 25. В его состав входят шестиразрядный двоичный счетчик 25.1 и дифференцирующий элемент 25.2.

На фиг. 12 приведена возможная реализация первого 9 и второго 26 блоков сравнения (электрические схемы которых могут совпадать). В состав каждого из этих блоков входят два дифференцирующих элемента 9.1 и 9.2, три счетных триггера 9.3, 9.4 и 9.5 со срабатыванием по заднему фронту тактового импульса, D-триггер 9.6 со срабатыванием по переднему фронту тактового импульса, элемент ИЛИ 9.7, три элемента И-НЕ 9.8, 9.9 и 9.10, два элемента И 9.11 и 9.12. При этом счетные триггеры 9.3 и 9.4, элемент ИЛИ 9.7 и элементы И-НЕ 9.8, 9.9 и 9.10 образуют двухразрядный реверсивный двоичный счетчик, вход увеличения содержимого которого подключен к выходу дифференцирующего элемента 9.1, а вход уменьшения содержимого к выходу дифференцирующего элемента 9.2. Поскольку в приведенной схемной реализации на данные блоки поступают сразу два сигнала с одного и того же блока, необходимо уточнить, что для реализации первого блока сравнения 9, приведенной на фиг.12, и для реализации второго делителя частоты 17, приведенной на фиг.9, вход дифференцирующего элемента 9.1 должен быть подключен к выходу второго разряда десятиразрядного двоичного счетчика 17.1, а соответствующие входы триггеров 9.3, 9.4, 9.6 и элемента И 9.11 должны быть соединены с выходом дифференцирующего элемента 17.2. Аналогично для реализации второго блока сравнения 26, приведенной на фиг.12, и для реализации четвертого делителя частоты 25, приведенной на фиг. 11, вход дифференцирующего элемента 9.1 должен быть подключен к выходу второго разряда шестиразрядного двоичного счетчика 25.1, а соответствующие входы триггеров 9.3, 9.4 и 9.6 и элемента И 9.11 должны быть соединены с выходом дифференцирующего элемента 25.2. В комплекте защиты данная схема требует начальной установки, цепи которой на фиг.12 не показаны.

На фиг. 13 приведена возможная реализация блока выделения помехи 14. В его состав входят высокочастотный конденсатор 14.1, усилитель 14.2, детектор 14.3 и пороговый элемент 14.4.

На фиг. 14 приведена возможная реализация первого передающего блока 7. Передающий блок 7 включает в свой состав сверхрегенератор с внешней суперизацией и индуктивной обратной связью и амплитудный детектор, выделяющий огибающую генерируемых радиоимпульсов. Сверхрегенератор выполнен на транзисторе V1, колебательном контуре L1, C2 (настроенном на выбранную несущую частоту 26945 кГц) и интегрирующей цепи, состоящей из резисторов R1, R2 и конденсатора C1. Индуктивность L2 выполняет роль элемента обратной связи. Амплитудный детектор выполнен на диодах V2, V3, резисторе R3 и конденсаторах C4, C5. Через конденсатор C3 выходные радиоимпульсы поступают на первую антенну 19.

На фиг.15 приведена возможная реализация второго (центрального) передающего блока 29. Центральный передающий блок 29 включает в свой состав сверхрегенератор с внешней суперизацией и индуктивной обратной связью, амплитудный детектор, выделяющий огибающую генерируемых радиоимпульсов, два коммутатора 29.1, 29.2, усилитель мощности 29.3 и усилитель высокой частоты 29.4. Сверхрегенератор выполнен на транзисторе V1, колебательном контуре L1, C2 (настроенному на выбранную несущую частоту 26945 кГц) и интегрирующей цепи, состоящей из резисторов R1, R2 и конденсатора C1. Индуктивность L2 выполняет роль элемента обратной связи. Амплитудный детектор выполнен на диодах V2, V3, резисторе R3 и конденсаторах C3, C4. В режиме приема сигнал со второй антенны 31 поступает через коммутатор 29.2, усилитель высокой частоты 29.4 и коммутатор 29.1 в контур L1, C2, а в режиме передачи сигнал с выхода сверхрегенератора через коммутатор 29.1, усилитель мощности и коммутатор 29.2 поступает на антенну 31.

Блок включения 1 в простейшем случае может быть выполнен в виде потайного тумблера, подключающего питание к элементам комплекта защиты.

Блок управления 5 может быть выполнен в виде усилителя, выход которого подключен к обмотке размыкания реле, контакты которого включены в цепь зажигания транспортного средства.

Первый 8 и второй 30 детекторы ШИМ могут быть выполнены в виде фильтра нижних частот, последовательно соединенного с низкочастотным усилителем-ограничителем.

Формирователь потенциального сигнала (блок набора) 20 в простейшем случае может состоять из резистора, подключенного к общей шине центра приема, и кнопки, которая при нажатии подключает к другому концу резистора напряжение питания комплекта центра приема.

Блок сигнализации 34 может включать в свой состав усилитель, светодиод и динамик, формирующий звуковой сигнал при наличии сигналов звуковой частоты на входе блока.

Третий элемент И 12 предназначен для управления габаритными огнями транспортного средства, поэтому он должен включать в свой состав выходной усилитель. При этом на транспортном средстве должно быть расположено специальное реле с двумя парами нормально разомкнутых контактов (отдельно для левого и правого габаритного огня). Выход третьего элемента И 12 должен быть подключен к обмотке замыкания реле. Через замкнувшиеся контакты реле на габаритные огни подается напряжение, вызывающее их включение.

Остальные элементы, входящие в состав противоугонной системы, являются стандартными, широко описанными в технической литературе и в дальнейших пояснениях не нуждаются.

Внешние проявления работы противоугонной системы, состоящей из аппаратуры комплектов защиты и оперативного воздействия, следующие. Комплект защиты устанавливается на транспортном средстве. Он включается владельцем транспортного средства при постановке на охрану. В случае угона при приближении транспортного средства к сотруднику госавтоинспекции, снабженному второй частью противоугонной системы комплектом центра приема, последний подает сигнал о нахождении поблизости угнанного транспортного средства. При этом находящийся на транспортном средстве комплект защиты начинает включать с определенной частотой габаритные огни транспортного средства, чтобы сотрудник госавтоинспекции мог идентифицировать угнанное транспортное средство в потоке машин. После идентификации сотрудник госавтоинспекции может с помощью комплекта центра приема подать команду для комплекта защиты на остановку угнанного транспортного средства и выключения его двигателя. После остановки и выключения двигателя комплект защиты переключается на режим, не препятствующий поиску комплектом центра приема других угнанных транспортных средств.

Разберем работу противоугонной системы детально.

На фиг.2 представлены диаграммы работы комплекта защиты после включения (t0) и угона (t1). При необходимости постановки на охрану в момент t0 владелец защищаемого транспортного средства включает комплект защиты. Для этого он приводит в рабочее состояние блок включения 1. В простейшем случае, если блок включения 1 представляет собой потайной тумблер, приведение в рабочее состояние блока включения 1 означает замыкание тумблера. При этом блок включения 1 подает питание к блокам комплекта защиты (на фиг.1 связи по питанию не показаны). Включение комплекта защиты должно производиться при выключенном двигателе транспортного средства.

После включения питания в момент t0 блок выделения сигнала 2 выдает кратковременный сигнал начальной установки. Этот сигнал устанавливает начальное нулевое состояние D-триггера 3 и первого асинхронного RS-триггера 4. В общем случае подачи сигналов начальной установки для каких-либо других элементов комплекта защиты не требуется, однако может быть такая схема реализации отдельных блоков, которая требует дополнительной подачи сигналов начальной установки. На фиг.1 дополнительные связи по начальной установке не показаны.

Низкий, нулевой сигнал с прямого выхода D-триггера 3 (диаграмма "3-5" на фиг. 2) отключает блок управления 5, чем создается потенциальная возможность включения двигателя транспортного средства.

Низкий, нулевой сигнал с прямого выхода первого асинхронного RS-триггера 4 формирует нулевой сигнал на выходе первого элемента И 6, запрещающий формирование радиоимпульсов первым передающим блоком 7. В свою очередь отсутствие формирования радиоимпульсов передающим блоком 7 вызывает появление на выходе первог детектора ШИМ 8 неизменного сигнала логического нуля. Этот сигнал формирует на выходе первого блока сравнения 9 неизменный сигнал логического нуля, вызывающий появление неизменных сигналов логического нуля на выходе второго элемента И 10 и на прямом выходе первого одновибратора 11. Нулевой сигнал на прямом выходе первого одновибратора 11 формирует нулевые сигналы на выходах третьего элемента И 12 и элемента задержки 13.

Поскольку постановка на охрану осуществляется при выключенном двигателе транспортного средства, на выходе блока выделения помехи 14 присутствует неизменный нулевой сигнал, и нулевое состояние первого асинхронного RS-триггера 4 измениться не может.

После включения питания первый генератор частоты 15 начинает формировать на своем выходе импульсы строго фиксированной частоты (для определенности 32 кГц). Эта частота делится первым делителем частоты 16. Если делитель частоты 16 выполнен в соответствии с фиг.8, то при нулевом управляющем сигнале с первого одновибратора 11 он представляет собой делитель частоты на шестнадцать. Действительно, при этом счетный триггер 16.3 принудительно установлен в нулевое состояние единичным сигналом с выхода инвертора 16.9. На элемент И-НЕ 16.5 приходит разрешающий единичный сигнал с инверсного выхода счетного триггера 16.3, а на элемент И-НЕ 16.6 сигнал логического нуля. То есть триггеры 16.1 и 16.2 работают в режиме последовательного двоичного счетчика, и входная частота делится на выходе триггера 16.2 на четыре. Эта частота попадает на двоичный счетчик 16.4 и тоже делится на четыре. Таким образом, на выходе первого делителя частоты 16 при нулевом управляющем сигнале с прямого выхода первого одновибратора 11 оказываются импульсы частотой 2 кГц. Выходные сигналы делителя частоты 16 не могут появиться на выходе первого элемента И 6, поскольку на одном из входов этого элемента присутствует нулевой сигнал с прямого выхода первого асинхронного RS-триггера 4. Частота импульсов с выхода первого делителя частоты 16 снижается вторым делителем частоты 17. Пусть для определенности на выходе второго делителя частоты 17, подключенном к третьему элементу И 12, оказываются сигналы с частотой около 2 Гц (с выхода десятого разряда счетчика 17.1 на примере реализации фиг.9). На выходе дифференцирующего элемента 17.2 формируются короткие импульсы частотой 31,25 Гц (верхняя диаграмма с обозначением "17-9" на фиг.2), осуществляющие, в частности, начальную установку реверсивного счетчика и триггера 9.5, входящих согласно фиг.12 в состав первого блока сравнения 9. На выходе второго разряда двоичного счетчика 17.1, подключенном к первому дифференцирующему элементу 9.1 блока сравнения 9, оказываются импульсы частотой 500 Гц (нижняя из диаграмм с обозначением "17-9" на фиг.2). Нулевой сигнал на выходе третьего элемента И 12 определяется нулевым сигналом на прямом выходе первого одновибратора 11. А в первом блоке сравнения 9 происходит следующее. Дифференцирующий элемент 9.1 формирует короткие импульсы (около 1 мкс) по переднему фронту импульсов частотой 500 Гц. Таким образом, на вход увеличения содержимого реверсивного счетчика (на триггерах 9.3, 9.4, элементе ИЛИ 9.7 и трех элементах И-НЕ 9.8-9.10) с выхода дифференцирующего элемента 9.1 поступают по шестнадцать коротких импульсов между каждыми двумя сигналами начальной установки (с выхода дифференцирующего элемента 17.2 из второго делителя частоты 17). На вход дифференцирующего элемента 9.2 с первого детектора ШИМ 8 поступает неизменный нулевой сигнал. Следовательно, на входе уменьшения содержимого реверсивного счетчика, входящего в состав первого блока сравнения 9, присутствует неизменный нулевой сигнал. Каждый из импульсов, подаваемых на дифференцирующий элемент 9.1, приводит к увеличению на единицу содержимого реверсивного счетчика. В конце концов неизбежно настанет такой момент, когда в триггере 9.4 окажется единичное содержимое, а в триггере 9.3 нулевое. Тогда следующий из выходных сигналов дифференцирующего элемента 9.1 пройдет через элемент И 9.12 на вход установки нуля (R) триггера 9.5 и перебросит триггер 9.5 в нулевое состояние. Следующий из сигналов с выхода дифференцирующего элемента 17.2 по переднему фронту сформирует на прямом выходе D-триггера 9.6 (являющемся выходом первого блока сравнения 9), нулевое содержимое, которое в рассматриваемом режиме работы комплекта защиты не может измениться. Таким образом, на выходах блоков комплекта защиты оказывается неизменный набор сигналов. Этот набор сигналов (приведенный на фиг.2) сохраняется либо до того момента, пока владелец защищаемого транспортного средства, на котором расположен комплект защиты, не выключит блок включения 1 (например, пока не будет размокнут потайной тумблер), либо до момента, когда угонщик, проникший в охраняемое средство, не произведет включение его двигателя.

Если блок включения 1 будет выключен, то от всех блоков комплекта защиты будет отключено питание, что безусловно означает снятие транспортного средства с охраны.

Рассмотрим работу противоугонной системы после того, как угонщик в момент (t1) включил двигатель транспортного средства. Как указывалось выше, блок управления 5 отключен. Препятствий для включения двигателя нет, и у угонщика создается впечатление, что транспортное средство не снабжено какими-либо противоугонными устройствами. То есть угонщик не должен предпринимать целенаправленных поисков комплекта защиты.

После включения двигателя по цепи питания транспортного средства возникают высокочастотные помехи от системы зажигания, на появление которых реагирует блок выделения помехи 14. При этом на выходе блока 14 возникает сигнал логической единицы, устанавливающий в первом асинхронном RS-триггере 4 единичное состояние. На выходе первого элемента ИЛИ 18 должен присутствовать единичный сигнал, поскольку на любом из его входов присутствует единичный сигнал. Единичный сигнал на выходе первого элемента ИЛИ 18 сохраняется и при временном выключении угонщиком двигателя транспортного средства, вызывающем, как это показано на фиг.2, появление нулевого выходного сигнала блока выделения помехи 14. Таким образом, на двух входах первого элемента И 16 оказываются неизменные единичные сигналы (с выхода первого элемента ИЛИ 18 и с инверсного выхода D-триггера 3), а на оставшемся входе импульсы частотой 2 кГц с выхода первого делителя частоты 16. Это означает, что на выходе первого элемента И 6 также должны присутствовать импульсы частотой 2 кГц. По этим импульсам осуществляется запуск первого передающего блока 7, построенного по принципу сверхрегенеративного генератора радиоимпульсов с внешним запуском. Плавность запуска сверхрегенеративного генератора состоит в том, что на его входе запуска установлена интегрирующая цепь, и таким образом, амплитуда сигнала запуска возрастает достаточно медленно. После того как амплитуда сигнала запуска достигает определенного уровня, передающий блок 7 начинает генерировать радиоимпульсы (например, с разрешенной для указанных целей несущей частотой 26945 кГц), поступающие через первую антенну 19 (комплекта защиты) в эфир. Каждый из радиоимпульсов заканчивается по окончании выходного сигнала первого делителя частоты 16. При генерации радиоимпульсов на выходе передающего блока 7, подключенном к первому детектору ШИМ 8, появляется сигнал огибающей данного радиоимпульса. Детектор ШИМ 8 выдает на своем выходе переменный, то единичный, то нулевой сигнал, если в длительности импульса на его входе присутствует переменная составляющая. В этом случае частота появления логических единиц на выходе детектора ШИМ 8 совпадает с частотой изменения длительности сигнала на его входе. В рассматриваемом случае переменная составляющая в длительности входных сигналов детектора ШИМ 8 практически отсутствует. Таким образом, с выхода первого детектора ШИМ 8 на вход первого блока сравнения 9 по-прежнему поступает неизменный нулевой сигнал, и выходной сигнал блока сравнения 9 остается нулевым.

Такой неизменный набор сигналов (приведенный на фиг.2) сохраняется до того момента, пока либо не будет включен блок включения 1 (например, пока не будет разомкнут потайной тумблер), что означает неудавшийся по каким-либо причинам угон охраняемого транспортного средства, либо до момента, когда угонщик, проникший в охраняемое транспортное средство, не окажется вблизи (например, на расстоянии не больше двухсот метров) от сотрудника госавтоинспекции, который снабжен комплектом оперативного воздействия центра приема, входящим в состав противоугонной системы. Расстояние не более