Устройство контроля углов установки колес автомобиля

Реферат

 

Использование: изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для одновременного контроля развала и схождения колес, а также люфтов в рулевой трапеции автомобиля. Сущность изобретения: устройство контроля содержит раздвижной измеритель расстояний между колесами, который выполнен в виде скобы 1, охватывающей колеса, а на втором конце установлен подвижный указатель 6 расстояний от обода диска колеса. 1 ил.

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для определения развала и схождения колес, а также зазоров в шарнирах рулевых тяг автомобиля.

Известны устройства контроля углов установки колес, основанные на измерении отклонений дисков колес от вертикали.

Однако они обеспечивают требуемую точность лишь при условии размещения автомобиля на прецизионной горизонтальной площадке, что исключает возможность их использования в полевых условиях.

Известно устройство контроля углов установки колес, содержащее раздвижной измеритель расстояний между колесами.

Устройство не обеспечивает возможности одновременного контроля развала, схождения колес и люфтов в рулевой трапеции автомобиля.

Технической задачей изобретения является обеспечение одновременного контроля развала, схождения колес и люфтов в рулевой трапеции автомобиля.

Технический результат достигается тем, что в устройстве контроля углов установки колес автомобиля, содержащем раздвижной измеритель расстояний между колесами, измеритель выполнен в виде скобы, охватывающей колеса, один конец которой снабжен шаровым шарниром для крепления к колесу по оси цапфы, а на другом конце установлен подвижный указатель расстояний от обода диска колеса.

Указанное выполнение измерителя обеспечивает одновременный контроль развала и схождение колес за счет формирования указателем (при его вращении вокруг шарового шарнира по окружности обода колеса) измерительных плоскостей, перпендикулярных базовой оси, проходящей через центры цапф колес автомобиля, и определения по вертикали и горизонтали отклонений обода каждого колеса от соответствующей измерительной плоскости. При этом для контроля не требуются размещение автомобиля на горизонтальной площадке и его перекатывание.

На чертеже представлена конструкция устройства.

Оно состоит из П-образной скобы 1, выполненной из швеллера, шарнира, содержащего шаровой наконечник 2, заделанный в корпусе 3 с помощью запрессованной в корпус шайбы 4. Крепление корпуса 3 к скобе 1 осуществляется гайкой 5, а к ступице колеса проверяемого автомобиля с помощью установки упругого хвостовика корпуса 3 в проточку ступицы (вместо штатного защитного колпачка). Указатель 6 выполнен в виде винта со штифтом 7 для отсчета угла его разворота.

Устройство работает следующим образом.

Охватывают скобой 1 колеса автомобиля и закрепляют (нажатием руки) корпус 3 шарнира в ступице колеса.

Разворачивая руль вправо, устанавливают колеса в положение прямолинейного движения. Устанавливают незакрепленный конец скобы 1 в нижнюю (верхнюю, переднюю, заднюю) точку обода колеса и, вворачивая винт 6 до момента соприкосновения его с ободом диска, определяют (исходя из шага винта и угла его относительного разворота) разности расстояний скобы 1 от диска: между нижней и верхней точками диска (разность характеризует развал колеса); между задней и передней точками диска С1пр.

Переставляют корпус 3 на ступицу другого колеса, и проведя аналогичные измерения, находят величину развала и значение С2пр второго колеса.

Затем отводят руль вправо и, разворачивая его влево, устанавливают колеса в положение прямолинейного движения. Находят новое значение разности расстояний между задней и передней точками диска второго колеса - С2лев.

После перестановки шарнирной заделки на другое колесо (не меняя положения колес) определяют разность С1лев для первого колеса.

Схождение колес автомобиля С и люфт Л в рулевой трапеции вычисляют по формулам Спр C1пр + C2 пр Cлев C1лев + C2лев Л Спр Cлев Использование изобретения позволяет оснастить автолюбителей и малые автобазы простым измерительным устройством со следующими характеристиками: Пределы измерения 180 угл.мин Люфт в шарнире 2 Не более 0,1 мм Несовпадение осей шарнира 2 и винта 6 2 мм Погрешность отсчета (при шаге винта 6 1 мм) Менее 2 угл.мин Погрешность измерения 5 угл.мин Вес 1,5 кгс

Формула изобретения

Устройство контроля углов установки колес автомобиля, содержащее раздвижной измеритель расстояний, отличающееся тем, что раздвижной измеритель выполнен в виде скобы, на одном конце которой расположены шаровой шарнир с корпусом для установки скобы на одном из колес, а на другом конце скобы расположен указатель расстояний до обода диска другого колеса, установленный с возможностью перемещения до соприкосновения его с ободом диска.