Зубчатая цилиндрическая передача
Реферат
Использование: машиностроение. Сущность изобретения: зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатые колеса с разными углами наклона. Рабочие поверхности зубчатых колес образованы эвольвентами. Угол зацепления выбран в зависимости от комплексного параметра, характеризующего уровень деформативности редуктора, в котором используется зубчатая передача. Комплексный параметр рассчитывается по математической формуле, в которую входят максимально возможные углы перекоса и непараллельность осей колес, коэффициент нагруженности редуктора, углы наклона взаимодействующих колес. 7 ил.
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано при проектировании механических приводов повышенной нагрузкой способности.
Известна зубчатая передача, рабочие поверхности которой образованы эвольвентами [1] Фактический угол зацепления такой передачи выбран в соответствии с математической зависимостью, в которую входят углы профиля зуба, номинальный угол зацепления, передаточное число и др. элементы геометрии зубчатой передачи (см. формулу изобретения). Такая зубчатая передача, по утверждению заявителя, обладает повышенной нагрузочной способностью. Однако при работе такой передачи в приводном механизме, например в редукторе вертолета, детали которого обладают повышенной деформативностью, а сам редуктор работает в условиях разнорежимного нагружения, перекос и непараллельность осей зубчатых колес неизбежны, а это приводит к снижению ресурса редуктора. Известна цилиндрическая зубчатая передача [2] в которой для компенсации влияния перекоса на условия зацепления и получения контакта зубьев по всей длине под нагрузкой взаимодействующие колеса выполнены с разными углами наклона зубьев: где y абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад); 1 и 2 углы наклона взаимодействующих колес (рад). В условиях разнорежимного нагружения даже использование в редукторах зубчатых колес с разными углами наклона зубьев не позволяет устранить перекос. Это приводит к значительному снижению ресурсов работы редуктора. Перекос в зубчатой передаче неизбежен из-за влияния неточности изготовления деталей и в случае применения редукторов с достаточно жесткими деталями и корпусом. Задачей настоящего изобретения является устранение негативного влияния перекоса и непараллельности осей зубчатых колес и, как следствие, повышение несущей способности и ресурса передачи. Это достигается благодаря тому, что в зубчатой цилиндрической передаче, содержащей зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, угол зацепления выбран по зависимости: tw= 24+twd, где tw угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес (град); tw комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, в котором использована зубчатая передача (град), определяемый по формуле: tw= [108у(0,91п+0,41нп-у)]1/2, где п максимально возможный угол перекоса осей колес (рад.); нп максимально возможный угол непараллельности осей колес (рад.); у абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес (рад); 1 и 2 углы наклона взаимодействующих колес (рад). d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0.7oC1.0; причем при tw> 10 град. принимают tw= 10 град. Большая величина коэффициента d выбирается для редукторов, испытывающих стабильное нагружение, а меньшая для редукторов с существенно переменными условиями нагружения. Опыт эксплуатации авиационных редукторов со сплошным корпусом, у которых под нагрузкой угол между осями пmax <410-4 рад. показывает, что в зубчатых передачах наиболее рациональным оказывается угол зацепления в диапазоне tw 24o oC 26o. При этом больший угол соответствует прямозубым цилиндрическим колесам, меньший-цилиндрическим и коническим с непрямыми зубьями. Опыт эксплуатации редукторов с высокодеформативным корпусом, в условиях пmax 10-3 рад. показывает, что при использовании в зубчатых передачах угла зацепления такой же величины, как и в редукторах со сплошным корпусом, а именно: tw 25o, ресурс его может оказаться в несколько раз (до 10 раз) меньше относительно редукторов со сплошным корпусом. Однако выполнение редуктора с шестернями, угол зацепления в которых выбран из предлагаемого соотношения, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес, особенно в редукторах с высокодеформативным корпусом при равнорежимном нагружении, и существенно компенсировать негативное влияние перекоса. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами без снижения нагрузочной способности и ресурса. Предлагаемая нами зависимость взаимосвязи угла зацепления с углом перекоса и непараллельности осей колес, с углами наклона зубьев взаимодействующих колес была нами выведена теоретически. Положительные результаты испытаний зубчатого зацепления, выполненного по предлагаемому решению, подтверждают его правильность. Данная зависимость ранее нам не была известна. На фиг. 1 схематически изображениа цилиндрическая зубчатая передача; фиг. 2 вид "А" на фиг. 1; фиг. 3 схематическое изображение поля зацепления зубчатой передачи при наличии перекоса и непараллельности осей; фиг. 4 - схематическое изображение внешнего вида редуктора со сплошным корпусом; фиг. 5 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе со сплошным корпусом; фиг. 6 схематическое изображение внешнего вида редуктора с "высокодеформативным" корпусом; фиг. 7 положение осей зубчатых колес цилиндрической передачи в редукторе с "высокодеформативным" корпусом; Для наглядности суммарные углы пmax между осями колес условно показаны увеличенными. В общем случае они лежат в плоскости, не совпадающей с плоскостью, проходящей через номинальные оси колес, или с перпендикулярной ее плоскостью. Зубчатая цилиндрическая передача содержит зубчатое колесо 1, установленное на валу 2, и зубчатое колесо 3, установленное на валу 4. Рабочие поверхности зубьев колеса 1 и колеса 3 образованы эвольвентами. Зубчатое колесо 1 выполнено с углом наклона зубьев 1 колесо 3 с углом наклона 2 Углы наклона зубьев 1 и 2 различны: у= 1-2. Угол зацепления tw определен исходя из зависимости. (принятый tw 10 град.) и расчитаный по формуле: tw= [108у(0,91п+0,41нп-у)]1/2 На фиг. 2 и 3 приняты следующие обозначения: N-N общая нормаль к сопряженным профилям; A и B точки касания общей нормали с основными окружностями; P точка полюса зацепления; x-x перпендикуляр к линии O1O2 tw угол зацепления; п угол перекоса осей колес; нп угол непараллельности осей колес; P-P полюсная линия; 2-2, 3-3 номинальное положение осей колес; 2-2' фактическое положение оси колеса в деформированном редукторе. Использованию предлагаемого решения, например, в конструкции редуктора, предшествуют прочностной и жесткостной анализ корпуса, определение условий работы зубчатых колес, определение возможности возникновения перекосов и непараллельности осей, их максимально возможной величины. Необходимо также знать те условия, в которых будет работать редуктор, т.к. выбор коэффициента d определяется именно уровнем нагруженности. Наиболее целесообразно использовать предлагаемые зубчатые цилиндрические передачи в вертолетных редукторах прогрессивного типа, например, со стержневой, высокодеформативной конструкцией корпуса, у которых пmax 410-4 oC 510-3 рад; (см. фиг. 6 и 7). К ним относятся и вертолетные редукторы, которые работают в условиях разнорежимного нагружения и для которых d=0.7. Угол зацепления tw для зубчатых передач, используемых в такого типа редукторах, определенный по предлагаемой зависимости, будет равен tw 31o oC 34o. Выполнение редуктора с зубчатыми передачами, угол зацепления которых выбран из предлагаемых зависимостей, позволяет учесть уровень перекоса и непараллельности осей взаимодействующих колес в редукторе с высокодеформативным корпусом и существенно компенсировать их негативное влияние. Благодаря этому оказывается возможным реализация достоинств редукторов с высокодеформативными корпусами. Применение предлагаемого решения расширяет сферу использования облегченного редуктора с высокодефомативными корпусом и деталями зубчатых передач, обеспечивает улучшение эксплуатационных характеристик зубчатого привода.Формула изобретения
Зубчатая цилиндрическая передача, содержащая зубчатые колеса с разными углами наклона зубьев, рабочие поверхности которых образованы эвольвентами, отличающаяся тем, что угол зацепления выбран из зависимости tw= 24+tw d, где tw - угол зацепления взаимодействующих зубчатых колес, град. tw - комплексный параметр, характеризующий уровень деформативности редуктора, град. определяемый по формуле tw= [108у (0,91 п+0,41 нп-у)]1/2, где п - максимально возможный угол перекоса осей колес, рад; нп - максимально возможный угол непараллельности осей колес, рад; у - абсолютная разность углов наклона зубьев взаимодействующих колес, рад; у= 1-2; 1 и 2 - углы наклона взаимодействующих колес, рад; d коэффициент нагруженности редуктора, принимаемый из диапазона 0,7 - 1,0, причем при tw> 10 принимают tw= 10.рРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7