Учебно-тренировочный снаряд
Реферат
Использование: ракетная техника, средства обучения личного состава. Сущность изобретения: учебно-тренировочный снаряд, содержащий корпус из головной и ракетной частей с хвостовым блоком, ведущий штифт и электроконтакты. Внутри корпуса по его оси установлена трубчатая направляющая с электроконтактным устройством, соединенным с электроконтактами снаряда. Корпус ракетной части снабжен двумя оправками, а направляющая выполнена в виде двух соосно соединенных труб. Передняя выполнена с внутренним диаметром, в 1,15--1,25 превышающим внутренний диаметр задней трубы, которая снабжена стопорным устройством и выполнена с винтовым пазом. При этом диафрагмы задней трубы размещены в отверстиях оправок и закреплены с помощью полуколец, а ее дульная часть соединена с передней трубой направляющей посредством сухарного соединения. 2 ил.
Предлагаемое изобретение относится к ракетной технике, а именно к учебно-тренировочным средствам, предназначено для обучения и тренировки расчетов приемам и правилам стрельбы из боевых машин систем залпового огня, а также проведения учебных стрельб и может найти широкое применение при обучении личного состава войск.
Как известно, учебно-тренировочные средства в настоящее время нашли широкое применение при проведении учебно-тренировочного обучения и подготовке расчетов систем залпового огня при проведении операций заряжания боевых машин, предстартовой подготовки и имитации пуска, а также загрузке и разгрузке транспортно-заряжающих машин. В настоящее время для обучения и тренировки боевых расчетов систем залпового огня методам и способам работ при подготовке снарядов к стрельбе, заряжании разряжении боевых машин, загрузке транспортных и транспортно-заряжающих машин, нашли широкое применение конструкции различных учебно-тренировочных снарядов. Указанные учебно-тренировочные снаряды состоят из головной части и ракетной части, включающей в себя головную и хвостовую камеры и хвостовой блок. В отличие от боевых снарядов учебно-тренировочные снаряды не содержат пороховых и воспламенительно-вышибных зарядов. Они заменены имитаторами для обеспечения безопасности при работах со снарядами с сохранением их массы и положения центра масс и по своим габаритно-массовым характеристиками и стыковочным размерам соответствуют боевым снарядам. К ним, наряду с обычными требованиями, предъявляются и специфические, возникающие как при одиночной, так и залповой стрельбах боевыми реактивными снарядами (уровень дыма, шума, газопламенный эффект, время схода и т.д.). Так, известен учебно-тренировочный снаряд 9М55УТ (см. Снаряд учебно-тренировочный 9М55УТ. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, Тула, 1987). Предназначен он обучения и тренировки расчетов системы 9К58 и позволяет отрабатывать правила и приемы выполнения операций по боевой работе и регламентным проверкам. Обеспечивает тренировку расчетов в войсках, проведение всех операций подготовки к пуску снарядов с помощью наземной аппаратуры боевой машины с вводом и контролем данных полетного задания, проверку цепей стрельбы боевой машины, погрузку на транспортных средства и разгрузку с них, заряжание и разряжение боевой машины. Представляет из себя макет, у которого масса, положение центра масс, конфигурация, посадочные и стыковочные места соответствуют боевому снаряду. Зарядов твердого топлива, взрывчатых веществ, взрывателей и других опасных узлов он не имеет. Состоит из учебно-тренировочного макета электронного временного устройства, учебно-тренировочного макета блока системы управления, габаритно-массового блока головкой части и габаритно-массового макета ракетной части. Он нашел применение в основном при обучении и тренировке боевых расчетов правилам и приемам выполнения операций по боевой работе. Однако при проведении учебных стрельб (отработка нормативов времени) он применяться не может. Поэтому наиболее полно оценить степень подготовки боевых расчетов можно только проведением зачетных стрельб боевыми снарядами. Поэтому для проведения таких стрельб до настоящего времени используются боевые снаряды, что ведет к значительным материальным затратам. Таким образом, задачей известного технического решения являлась разработка учебно-тренировочного снаряда, обеспечивающего проведение обучения личного состава, но без натурной стрельбы из боевых машин. Общим признаком с предлагаемым авторами учебно-тренировочным снарядом является наличие головной и ракетной частей. Поэтому наиболее оптимальной конструкцией учебно-тренировочного снаряда являлась бы конструкция снаряда, которая позволяла бы во всех условиях учебного применения систем залпового огня как выполнение изложенных выше операций, так и пуск при одиночной, групповой и залповой стрельбе из основной установки не основных (боевых) снарядов, а снарядов-заменителей (менее мощных и гораздо меньшего калибра). Наиболее близкой по технической сути и достигаемому техническому эффекту является учебно-тренировочная ракета (УТР), предназначенная для тренировки личного состава в заряжании и пуска ракет из пусковых устройств (см. техническое решение по патенту США N 3112671), принятая за прототип. По внешнему виду УТР сходна с боевой ракетой. В средней части корпуса УТР расположен затвор, открываемый для заряжания переднего стволика патроном, содержащим пулю с трассирующим составом, и заднего патроном для имитации форса пламени назад. Заряжание пусковой установки, прицеливание и запуск производятся также, как и при использовании боевой ракеты. Задний патрон воспламеняется при помощи электрозапала. Одновременно под давлением газов этого патрона специальное ударное устройство воспламеняет передний патрон. Трассирующая вылетающая пуля имитирует полет ракеты. УТР остается в пусковой трубе и используется многократно. Для предохранения расчета от несчастных случаев при подготовке УТР затвора снабжен блокирующим устройством. К недостаткам известного устройства следует отнести следующие. Во-первых, она не позволяет проводить обучение и тренировки расчетов приемам и правилам стрельбы из боевых машин (предстартовую подготовку, пуск снарядом-заменителем) при единичной, групповой и залповой стрельбах. Во-вторых, она не может обеспечить проведение реальных зачетных боевых стрельб при подготовке боевых расчетов пусковых установок систем залпового огня. Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлась разработка учебно-тренировочной ракеты, обеспечивающей имитацию пуска ракеты и газопламенный эффект. Общими признаками с предлагаемым авторами изобретением являются наличие корпуса головной части, корпуса ракетной части с хвостовым блоком, ведущего шрифта и электроконтактов. В отличие от прототипа в предлагаемый авторами учебно-тренировочных снаряд по оси внутри установлена трубчатая направляющая, снабженная электроконтактным устройством, соединенным с электроконтактами снаряда, корпус ракетной части его снабжен двумя оправками, а направляющая выполнена из двух соосно соединенных труб, причем передняя труба направляющей выполнена с внутренним диаметром, в 1,5.1,25 превышающим внутренний диаметр задней трубы направляющей, последняя снабжена стопорным устройством и диафрагмам и выполнена с винтовым пазом, при этом диафрагма задней трубу направляющей размещены в отверстиях оправок и закреплены с помощью полуколец, а дульная часть ее соединена с передней трубой направляющей посредством сухарного соединения. Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом. Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны во всех случаях достаточны. Задачей предлагаемого авторами технического решения являлась разработкой учебно-тренировочного снаряда, обеспечивающего проведение путем запуска снарядов-заменителей реальных зачетных боевых стрельб, а также подготовку и тренировку боевых расчетов систем залпового огня. Т. е. создание учебно-тренировочного снаряда, обеспечивающего при незначительных материальных затратах весь комплекс работ по подготовке и тренировке боевых расчетов систем залпового огня. Новое конструктивное выполнение отдельных узлов учебно-тренировочного снаряда и их взаимное расположение, в частности расположение по оси внутри учебно-тренировочного снаряда трубчатой соединение его с электроконтактами учебного снаряда позволяет разместить внутри корпуса учебно-тренировочного снаряда пусковую трубу меньшего диаметра для размещения в ней снаряда-заменителя и обеспечить его электрическую стыковку с цепями стрельбы боевой машины. Обеспечение корпуса ракетной части оправками, а выполнение направляющей из двух соосно соединенных труб, из которых одна из них выполнена с винтовым пазом (задняя), а вторая (передняя) выполнена с внутренним диаметром, в 1,15oC.1,25 превышающим внутренний диаметр задней трубы, позволяет за счет взаимодействия ведущего шрифта снаряда-заменителя с винтовым пазом задней трубы придать последнему вращательное движение при пуске и осуществить задержку раскрытия лопастей снаряда-заменителя после своего выхода из задней трубы направляющей. Известно, что наличие винтового паза в направляющей очень усложняет их изготовление. Поэтому выполнение направляющей предлагаемого учебно-тренировочного снаряда с винтовым пазом только в задней трубе, а не на всей длине направляющей (такая длина винтового паза обеспечивает снаряду-заменителю необходимую угловую скорость), позволит упростить ее изготовление. Выполнение заданий трубы направляющей со стопорным устройством и диафрагмами позволяет удерживать снаряд-заменитель от выпадения при транспортировании и вертикальном наведении и для придания усилия форсирования при его сходе, а также обеспечить удобство крепления и центрирования задней трубы направляющей в корпусе учебно-тренировочного снаряда. Сущность изобретения заключается в том, что учебно-тренировочный снаряд, содержащий корпус головной части, корпус ракетной части с хвостовым блоком, ведущий шрифт и электроконтакты в отличии от прототипа согласно изобретению, по его оси внутри установлена трубчатая направляющая, снабженная электроконтактным устройством, соединенным с электроконтактами снаряда, корпус его ракетной части снабжен двумя оправками, а направляющая выполнена из двух соосно соединенных труб, причем передняя труба направляющей выполнена с внутренним диаметром, в 1,15.1,25 превышающим внутренним диаметр задней трубы направляющей, последняя снабжена стопорным устройством и диафрагмами и выполнена с винтовым пазом, при этом диафрагмы задней трубы направляющей размещены в отверстиях оправок и закреплены с помощью полуколец, а дульная часть ее соединена с передней трубой направляющей посредством сухарного соединения. На фиг. 1 изображен продольный разрез учебно-тренировочного снаряда, на фиг. 2 вид стороны его хвостовой части (масштаб увеличен в 2 раза по сравнению с фиг. 1). Учебно-тренировочный снаряд в основном имеет габаритно-массовые характеристики и стыковочные размеры аналогичные штатному боевому снаряду той системы, для которой он предназначен. Он содержит корпус головной части 1, корпус ракетной части 2 с хвостовым блоком 3, ведущий шрифт 4 и электроконтакты 5. Ведущей шрифт 4 обеспечивает фиксацию учебно-тренировочного снаряда в направляющей боевой машине, а электроконтакты 5 электрическую стыковку с направляющей боевой машины. Для обеспечения пуска снаряда-заменителя по оси корпуса головной 1 и ракетной 2 части его внутри расположена направляющая 6, которая для электрической стыковки снаряда-заменителя с цепями стрельбы боевой машины снабжена электроконтактным устройством 7, соединенным с электроконтактным 5 учебно-тренировочного снаряда. Направляющая 6 выполнена из двух соосно соединенных труб, передней 9 и задней 10. Передняя 9 предназначена для задержки раскрытия лопастей хвостового блока снаряда-заменителя после выхода его из задней трубы 10, а задняя 10 для размещения снаряда-заменителя и придания ему вращательного движения при пуске. Для этого передняя труба 9 направляющая 6 выполнена с внутренним диаметром, в 1,15.1,25 превышающим внутренний диаметр задней трубы 10, а последняя снабжена винтовым пазом 13. Для своего крепления задняя труба 10 снабжена диафрагмами 12, которые размещены в отверстиях оправок 8 корпуса ракетной части 2 и закреплена с помощью полуколец 14, а дульная часть ее соединена с передней трубой 9 направляющей 6 посредством сухарного соединения 15. Для удержания снаряда-заменителя от выпадения при транспортировании и вертикальном наведении, а также создания усилия форсирования при его сходе из учебно-тренировочного снаряда, задняя труба 10 направляющей 6 снабжена стопорным устройством 11. Функционирование учебно-тренировочного снаряда осуществляется следующим образом. Для проведения зачетных боевых стрельб из машины не боевыми снарядами, а снарядами-заменителями необходимо провести следующие работы. Для этого учебно-тренировочные снаряды заряжают в направляющие боевой машины, где их ориентируют и стопорят с помощью ведущих шрифтов 4. При заряжании каждой из снарядов своими электроконтактами 5 стыкуется с соответствующими контактными устройствами направляющей боевой машины. После этого в направляющую 6 учебно-тренировочного снаряда заряжают снаряд-заменитель, который фиксируется в задней трубе 10 направляющей 6 стопорным устройством 11, при этом электроконтактное устройство 7 стыкуется с контактной крышкой снаряда-заменителя, тем самым образуется цепь стрельбы. По команде от прибора стрельбы через контактные устройства боевой машины, электроконтакты 5, электроконтактное устройство 7 учебно-тренировочного снаряда и контактную крышку снаряда-заменителя сигнал поступает на воспламенитель реактивного двигателя снаряда-заменителя. Когда сила тяги превысит усилие стопорения, снаряд-заменитель сходит с направляющей 6, получив вращение в задней трубе 10 направляющей 6 за счет взаимодействия своего штифта с винтовым пазом 13 до необходимой угловой скорости, попадает в переднюю трубу 9 направляющей и вылетает из учебно-тренировочного снаряда, а сам учебно-тренировочный снаряд в пусковой направляющей боевой машины и используется многократно для проведения очередных учебных или зачетных боевых стрельб снарядами-заменителями. Предлагаемый снаряд обеспечивает проведение полного комплекса работ по подготовке боевых расчетов систем залпового огня, а также позволяет сократить номенклатуру учебно-тренировочных средств и значительно уменьшает материальные затраты, поскольку стоимость снарядов-заменителей приблизительно в 60.70 раз меньше стоимости снарядов. На предприятии разработана техническая документация и изготовлены образцы учебно-тренировочного снаряда для системы "Смерч" (калибр 300 мм), которые были испытаны стрельбами снарядами-заменителями. Испытания показали его надежное функционирование. В качестве снаряда-заменителя при испытаниях был использован реактивный снаряд системы "Град" (калибр 122 мм). Испытания подтвердили надежную работу снаряда, сход снаряда-заменителя с направляющей и полет его на активном участке траектории. Демаскирующие факторы (дым, шум, световой эффект, газопылевое облако и т. д. ) как при одиночной, так и залповой стрельбах близки к реально действующим при стрельбах боевыми снарядами. Отсутствие при учебно-тренировочных стрельбах боевых снарядов (замена их на меньший калибр) дают прямой экономический эффект от использования изобретения. В настоящее время на предприятии намечается производство таких учебно-тренировочных снарядов для поставки по контракту в одну из стран. Предлагаемый учебно-тренировочные снаряд позволяет производить при обучении боевых расчетов стрельбы из боевых машин систем залпового огня "Смерч" снарядами меньшего калибра (122 мм) систем "Град" и "Град-1", что значительно сократит материальные затраты при проведении учебных и зачетных стрельб в войсках.Формула изобретения
Учебно-тренировочный снаряд, содержащий корпус головной части, корпус ракетной части с хвостовым блоком, ведущий штифт и электроконтакты, отличающийся тем, что в нем по его оси внутри установлена трубчатая направляющая, снабженная электроконтактным устройством, соединенным с электроконтактами снаряда, корпус его ракетной части снабжен двумя оправками, а направляющая выполнена из двух соосно соединенных труб, причем передняя труба направляющей выполнена с внутренним диаметром, в 1,15 1,25 превышающим внутренний диаметр задней трубы направляющей, последняя снабжена стопорным устройством и диафрагмами и выполнена с винтовым пазом, при этом диафрагмы задней трубы направляющей размещены в отверстиях оправок и закреплены с помощью полуколец, а дульная часть ее соединена с передней трубой направляющей посредством сухарного соединения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2