Способ переработки нефти

Реферат

 

Использование: первичная перегонка нефти в сложной атмосферной колонне с получением бензиновых и дизельных фракций, а также мазута. Сущность изобретения: нагретую нефть вводят между укрепляющей и отгонкой секциями колонны частичного отбензинивания нефти с выделением с верха колонны легкой бензиновой фракции. Остаток колонны нагревают в печи вводят в сложную атмосферную колонну из которой отводят тяжелую бензиновую, керосиновую, легкую и тяжелую дизельные фракции, а с низа колонны - мазут, бензиновые фракции, выделяемые с верха колонн, после их нагрева подают в колонну стабилизации с выделением с верха колонны головки стабилизации, из укрепляющей секции - бокового погона и с низа колонны - стабильного бензина. Часть стабильного бензина нагревают в печи и вводят в низ колонны. Фракцию тяжелого бензина с верха сложной атмосферной колонны конденсируют и затем конденсат смешивают с потоком острого орошения, подаваемого на верх колонны частичного отбензинивания нефти. Из укрепляющей секции колонны частичного отбензинивания выводят боковой погон и его направляют на смешение с циркулирующим через низ колонны стабилизации потоком стабильного бензина. Смесь нагревают в печи и подают в колонну в качестве горячей струи. 1 ил., 3 табл.

Изобретение относится к области нефтеперерабатывающей, химической и нефтехимической промышленности, конкретно к способам переработки нефти.

Известен способ переработки нефти в сложных колоннах с подачей в низ колонны водяного пара [1] Прототипом изобретения является способ переработки нефти, включающий ввод нагретой нефти между укрепляющей и отгонкой секциями колонны частичного отбензинивания с выделением в ней тяжелой бензиновой, керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа колонны мазута, ввод бензиновых фракций, выделяемых с верха колонн, после нагрева в колонну стабилизации с выделением с верха колонны головки стабилизации, из укрепляющей секции бокового погона и с низа колонны стабильного бензина с нагревом части его в печи и вводом в низ колонны [2] При таком способе наблюдается недостаточно высокое качество продуктов разделения.

Целью изобретения является улучшение качества продуктов разделения.

Поставленная цель достигается тем, что в способе переработки нефти, включающим ввод нагретой нефти между укрепляющей и отгонной секциями колонны частичного отбензинивания нефти с выделением с верха колонны легкой бензиновой фракции, нагрев остатка колонны в печи и ввод в сложную атмосферную колонну с выделением в ней тяжелой бензиновой, керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа колонны мазута, ввод бензиновых фракций, выделяемых с верха колонн, после нагрева в волонну стабилизации с выделением с верха колонны головки стабилизатора, из укрепляющей секции бокового погона и с низа колонны стабильного бензина с нагревом части его в печи и вводом в низ колонны, фракцию тяжелого бензина с верха сложной атмосферной колонны конденсируют и затем конденсат смешивают с потоком острого орошения, подаваемого на верх колонны частичного отбензинивания нефти, из укрепляющей секции которой выводят боковой погон и его направляют на смешение с циркулирующим через низ колонны стабилизации потоком стабильного бензина, после чего смесь нагревают в печи и подают в колонну в качестве горячей струи.

Отличием изобретения является конденсация фракции тяжелого бензина с верха сложной атмосферной колонны, смешение конденсата с потоком острого орошения, подаваемого на верх колонны частичного отбеливания нефти, вывод из укрепляющей секции ее бокового погона и направление на смешение с циркулирующим через низ колонны стабилизации потоком стабильного бензина, нагрев смеси в печи и подача в колонну в качестве горячей струи.

Предлагаемый способ в отличие от известных в науке и технике позволяет улучшить качество продуктов разделения, а частности, стабильного бензина - сырья риформинга по содержанию в нем легких углеводородов (фр. н.к. - 80oC), которые нецелесообразно подвергать риформингу.

На чертеже представлена схема, иллюстрирующая способ переработки нефти. Нагретую в нагревателе 1 нефть по линии 2 вводят между укрепляющей и отгонной секциями колонны частичного отбензинивания нефти 3. Часть остатка колонны 3 нагревают в печи 4 и по линии 5 возвращают в колонну в качестве горячей струи. Частично отбензиненную нефть с низа колонны 3 после нагрева а печи 6 по линии 7 вводят в сложную атмосферную колонну 8. Пары тяжелой бензиновой фракции с верха колонны 8 по линии 9 направляют в конденсатор-холодильник 10, конденсат частично по линии 11 возвращают на орошение колонны 8, а балансовый избыток тяжелого бензина по линии 12 подают на верх колонны 3. Верхний боковой погон колонны 8 по линии 13 подают на верх отпарной секции 14. С верха отпарной секции 14 по линии 15 выводят пар и возвращают в колонну 8. С низа отпарной секции 14 по линии 16 выводят керосиновую фракцию. Средний боковой погон колонны 8 по линии 17 подают н верх отпарной секции 18. С верха отпарной секции 18 по линии 19 выводят пар и возвращают в колонну 8. С низа отпарной секции 18 по линии 20 выводят легкую дизельную фракцию. В низ отпарных секций 14 и 18 по линиям 21 и 22 соответственно предусмотрена подача нагретого потока.

Нижний боковой погон колонны 8 выводят по линии 23 в качестве тяжелой дизельной фракции. В низ колонны 8 по линии 24 вводят нагретый поток. С низа колонны по линии 25 выводят мазут. Пар с верха колонны 3 выводят по линии 26, конденсируют в конденсаторе-холодильнике 27 и направляют в емкость 28. Конденсат легкую бензиновую фракцию по линии 29 частично возвращают на орошение колонны 3 и по линии 30 после нагрева в теплообменнике 31 направляют в колонну стабилизации бензина 32. Газ из емкости 28 отводят по линии 33. С верха колонны 32 по линии 34 выводят пар и после охлаждения в конденсаторе-холодильнике 35 подают в емкость орошения 36.

Несконденсировавшиеся пары отводят по линии 37. Конденсат из емкости 36 по линии 38 частично возвращают на орошение колонны 32 и по линии 39 выводят в качестве головки стабилизации. Из укрепляющей секции колонны 32 по линии 40 выводят боковой погон и подают в испаритель 41. Пары из испарителя 41 по линии 42 подают на смешение с паром с верха колонны 32 перед конденсатором-холодильником 35, а жидкость выводят по линии 43 в качестве бокового погона. В испаритель 41 по линии 44 вводят нагретый поток. Из укрепляющей секции колонны 3 по линии 45 выводят боковой погон и смешивают с частью стабильного бензина, выводимого по линии 46 с паза колонны 32, нагревают в печи 47 и вводят по линии 48 в низ колонны 32. С низа колонны 32 выводят по линии 49 балансовую часть стабильного бензина.

Изобретение иллюстрируется примерами.

Были проведены расчеты колонны частичного отбензинивания нефти, сложной атмосферной колонны и колонны стабилизации бензина по предлагаемому способу и прототипу.

Диаметр колонны частичного отбензинивания нефти 5 м, сложной атмосферной колонны: верхняя часть (верхние 12 тарелок) 5 м, остальная часть 7 м, отпарных секций 2,4 м, колонны стабилизации бензина 3,6 м. В колонне частичного отбензинивания нефти расположено в укрепляющей секции 18 двухсливных клапанных тарелок, в отгонной секции 14 четырехсливных клапанных тарелок. В сложной атмосферной колонне установлено 51 двухсливных клапанных тарелок, из них 5 тарелок в отгонной секции, в отпарных секциях расположено по 10 двухсливных клапанных тарелок. В колонне стабилизации бензина расположено 60 клапанных тарелок, из них 15 верхних тарелок двухсливные, остальные четырехсливные.

Пример 1 (по предлагаемому способу). Сырье нефть нагревают до 195oC и подают на 14 тарелку (счет с низа) колонны частичного отбензинивания нефти. Остаток колонны нагревают в печи и с температурой 350oC 300 т/ч возвращают в колонну в качестве горячей струи, а оставшуюся часть в количестве 744,9 т/ч вводят на 5 тарелку (счет с низа) сложной атмосферной колонны.

Пары тяжелой бензиновой фракции с верха атмосферной колонны направляют в конденсатор-холодильник, конденсат в количестве 118,4 т/ч и с температурой 35oC возвращают на орошение, а остальную часть тяжелого бензина в количестве 50 т/ч подают на верх колонны частичного отбензинивания. С 40 тарелки (счет с низа) атмосферной колонны выводят верхний боковой погон и подают на верх отпарной секции керосина, откуда пар возвращают под 43 тарелку колонны, с низа отпарной секции выводят керосиновую фракцию в количестве 105,5 т/ч.

С 37 тарелки атмосферной колонны выводят верхнее циркуляционное орошение в количестве 420 т/ч, охлаждают в теплообменнике 97oC и возвращают на 38 тарелку. С 26 тарелки атмосферной колонны выводят средний боковой погон и подают на верх отпарной секции легкой дизельной фракции, откуда пар возвращают на 29 тарелку колонны, с низа отпарной секции выводят легкую дизельную фракцию в количестве 187,1 т/ч. В низ отпарных секций керосина и легкой дизельной фракции подается 1,2 и 0,4 т/ч водяного пара соответственно. С 23 тарелки атмосферной колонны выводят нижнее циркуляционное орошение в количестве 220 т/ч, охлаждают в теплообменнике 150oC и возвращают на 24 тарелку. С 16 тарелки атмосферной колонны выводят нижний боковой погон тяжелую дизельную фракцию в количестве 70 т/ч. В низ атмосферной колонны вводят водяной пар в количестве 3,2 т/ч, с низа колонны в количестве 332,4 т/ч выводят мазут.

Пар с верха колонны частичного отбензинивания нефти конденсируют, охлаждают 35oC в конденсаторе-холодильнике и направляют в емкость орошения, откуда отводят газ в количестве 5,1 т/ч, конденсат легкую бензиновую фракцию в количестве 33,6 т/ч возвращают на орошение колонны, а 150 т/ч после нагрева в теплообменнике 160oC направляют на 22 тарелку (счет с низа) волонны стабилизации бензина. С верха колонны стабилизации выводят пар и после конденсации и охлаждения в конденсаторе-холодильнике 45oC подают в емкость орошения, откуда отводят несконденсировавшиеся пары в количестве 6,2 т/ч; конденсат из емкости орошения возвращают в количестве 123 т/ч на орошение колонны, а 47,3 т/ч выводят в качестве головки стабилизации. С 41 тарелки колонны стабилизации выводят боковой погон и подают в испаритель (кипятильник), откуда пары в количестве 30,7 т/ч подают на смешение с паром с верха колонны K-3 перед конденсатором-холодильником, а жидкость в количестве 51,9 т/ч выводят в качестве бокового погона.

С 27 тарелки колонны частичного отбензинивания нефти в количестве 50 т/ч выводят боковой погон и смешивают со 172 т/ч стабильного бензина, выводимого с низа колонны стабилизации, нагревают в печи и с температурой 218oC вводят в колонну стабилизации в качестве горячей струи, с низа которой отводят 94,6 т/ч стабильного бензина.

Основные режимные параметры работы колонны частичного отбензинивания нефти по примеру 1 приведены в табл. 1 атмосферной колонны в табл. 2, колонны стабилизации в табл. 3.

Пример 2 (по прототипу). Процесс проводят в условиях примера 1 за исключением подачи тяжелого бензина сложной атмосферной колонны на верх колонны частичного отбензинивания нефти, вывода из укрепляющей секции последней бокового погона, подачи на смешение с циркулирующим через низ колонны стабилизации потоком стабильного бензина перед нагревом его в печи и ввода в низ колонны стабилизации в качестве горячей струи.

Основные режимные параметры работы колонны частичного отбензинивания нефти по примеру 2 приведены в табл. 1, атмосферной колонны в табл. 2, колонны стабилизации в табл. 3.

Из представленных данных следует, что пример 1 по сравнению с примером 2 при одинаковой нагрузке печи для нагрева горячей струи колонны стабилизации бензина позволяет существенно улучшить качество продуктов разделения. Содержание в головке стабилизации фракции 80oC к.к. снижается с 4,95 до 4,43 мас. в боковом погоне фракции до C4 вкл. с 1,81 до 1,51 мас% и фракции C7 (1,1-диметилциклопентан)-к.к. с 20,21 до 14,14 мас. в сырье риформинга стабильном бензине фракции н.к. 80oC с 8,47 до 5,71 мас.

При этом подача всего бензина атмосферной колонны (50 т/ч) на орошение колонны частичного отбензинивания нефти, вывод с 27 тарелки последней фракции 80 160oC и подача ее с температурой 148oC на смешение с горячей струей колонны стабилизации перед вводом ее в печь позволяет снизить расход сырья колонны стабилизации бензина с 200 до 150 т/ч и при меньшей тепловой нагрузке теплообменников для нагрева сырья повысить его температуру со 155 до 160oC.

Улучшение качества продуктов разделения делает целесообразным использование заявляемого изобретения "Способ переработки нефти" при фракционировании нефти.

Например, реализация предлагаемого способа на установке ЛК-6y позволит снизить содержание фр. н.к. 80oC в сырье риформинга с 8,47 до 5,71 мас. что приведет к существенному увеличению выхода и октанового числа риформата, даст возможность снизить расход газа и водорода и организовать или увеличить выпуск высокооктановых неэтилированных бензинов.

Формула изобретения

Способ переработки нефти, включающий ввод нагретой нефти между укрепляющей и отгонной секциями колонны частичного отбензинивания с выделением с верха колонны легкой бензиновой фракции, нагрев остатка колонны в печи и ввод в сложную атмосферную колонну с выделением в ней тяжелой бензиновой, керосиновой, легкой и тяжелой дизельных фракций и с низа колонны мазута, ввод бензиновых фракций, выделяемых с верха колонн, после их нагрева в колонну стабилизации с выделением с верха колонны головки стабилизации, из укрепляющей секции бокового погона и с низа колонны стабильного бензина с нагревом части его в печи и выводом в низ колонны, отличающийся тем, что фракцию тяжелого бензина с верха сложной атмосферной колонны конденсируют и затем конденсат смешивают с потоком острого орошения, подаваемого на верх колонны частичного отбензинивания нефти, из укрепляющей секции которой выводят боковой погон и его направляют на смешение с циркулирующим через низ колонны стабилизации потоком стабильного бензина, после чего смесь нагревают в печи и подают в колонну в качестве горячей струи.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4