Способ прогнозирования осложненного течения адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение

Реферат

 

Использование: педиатрия. Цель: разработка простого, точного, неинвазивного способа прогнозирования осложненного течения адаптации у детей из семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и у детей, проживавших на территории загрязненной радионуклидами, при поступлении их в дошкольное учреждение. Сущность: в дневной и ночной моче ребенка, собранной с 6 до 18 ч и с 18 до 6 ч утра, проводят разделение белковых фракций, определяют соотношение альбуминов и глобулинов, и при величине разности между вышеуказанными коэффициентами в дневной и ночной моче ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации. Положительный эффект: способ характеризуется простотой, постоянством и стабильностью воспроизведения результатов. Способ позволяет прогнозировать нарушения адаптационного периода у детей при поступлении в дошкольное учреждение, что дает основание для назначения этим детям предварительного курса терапии с целью снижения заболеваемости в этот период. 1 табл.

Изобретение относится к области медицины, в частности к педиатрии, и найдет использование для прогнозирования осложненного течения адаптации у детей, проживавших на территории загрязненной радионуклидами, при поступлении их в дошкольное учреждение. Поступление в дошкольное учреждение сопровождается изменением динамического стереотипа ребенка и для многих детей является эмоционально-стрессовым фактором. Происходящие в период адаптации сдвиги в функциональном состоянии организма иногда превышают физическую меру защиты и могут закончиться ее срывом с исходом в острое заболевание или невротическую реакцию.

Выявление детей, нуждающихся в проведении лечения, направленного на облегчение адаптационного периода при поступлении в дошкольное учреждение и, в первую очередь, на предотвращение тяжелой адаптации, позволит предупредить глубокие изменения в нейро-соматическом статусе ребенка и тем самым ограничить лекарственную нагрузку на организм, способствовать профилактике заболеваний в этот период.

Анализ патентной и научно-медицинской литературы, а также результатов многоплановых научных исследований эмоциональных, психических, социальных и функциональных сдвигов, наступающих в организме ребенка при изменении микросоциальной семейной среды на среду детского учреждения позволил выделить периоды адаптации (острый, подострый и компенсационный), определить возможную степени тяжести и параметры, ее характеризующие, установить основные факторы риска, имеющие значение для тяжести течения адаптации, выявить специфику действия этих факторов в соотношении с возрастом (Социальная адаптация у детей в дошкольных учреждениях / Под ред. Р.В.Тонковой-Ямпольской, Е. Шмидт-Кольмер, А.Атанасовой-Вуковой М. Медицина. 1980, 232 с.), разработать способы, позволяющие оценивать степень эмоционального напряжения и прогнозировать исход адаптационного процесса у детей раннего возраста. Рядом авторов рекомендовано проводить оценку течения периода адаптации путем наблюдения за динамикой эмоционально-поведенческих реакций в сочетании с исследованием ряда биохимических показателей (М.Я.Студеникин и соавт. Адаптация детей к условиям дошкольного учреждения и лечебного стационара // Вестн. АМН СССР. 1979, N 10, с. 20-27; Р.В.Тонкова-Ямпольская и соавт. Некоторые вопросы социальной адаптации в раннем возрасте // Педиатрия. 1979, N 10, с. 6-10; А.А. Солнцев. Динамика расстройств адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение и школу // Педиатрия. 1985, N 4, с. 29-34).

Прототипом изобретения избран способ экспертно-количественной оценки эмоционального профиля личности ребенка в сочетании с соматическим и нейро-психическим его статусом, описанный А.А.Солнцевым (Основные типы эмоционального реагирования детей при адаптации к условиям дошкольного учреждения и школы / Педиатрия. 1983, N 7, с. 7-11).

Сущность способа, выбранного в качестве прототипа, заключается в том, что при наблюдении за детьми оценивались эмоционально-поведенческие реакции по 10-балльной системе с положительным или отрицательным знаком в зависимости от значения для прогноза адаптации и параллельно учитывался характер изменений в соматическом и нервно-психическом здоровье детей, их заболеваемость и показатели ряда физиологических функций, являющихся коррелятами эмоционального напряжения (индекс напряжения по кардиоинтервалограмме, экскреция с мочой катехоламинов, 17-кетостероидов и 17-оксикетостероидов, концентрация в слюне калия и натрия, секреторного Ig A и лизоцима). В качестве критериев оценки течения адаптационного периода служили выраженность и продолжительность изменений изучаемых показателей и исход адаптации -наличие или отсутствие ее срыва, социальная дееспособность ребенка.

Данный способ обладает рядом несовершенств: 1. Сложность способа.

2. Способ травматичности, так как предполагает взятие крови из вены ребенка.

Указанные недостатки могут быть устранены в заявляемом техническом решении.

Задача изобретения: разработка простого, точного, неинвазивного способа прогнозирования осложненного течения адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение.

Для этого в дневной и ночной моче ребенка, собранной с 6 до 18 ч с 18 до 6 ч утра, проводят разделение белковых фракций, определяют соотношение альбуминов и глобулинов и при величине разности между вышеуказанными коэффициентами в дневной и ночной моче ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации.

Способ выполняют следующим образом. При обследовании детей из семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и детей, проживавших на территории загрязненной радионуклидами, перед их поступлением в дошкольное учреждение собирают дневную и ночную мочу за периоды с 6 до 18 ч и с 18 до 6 ч утра следующего дня. Проводят разделение белковых фракций мочи электрофорезом в полиакриламидном геле с использованием любых методов и аппаратов (Г.Маурер Диск-электрофорез, 1971).

Для выполнения исследования берут 0,1 мл концентрированной (1:10) мочи, наносят на пластинки с 4% концентрирующим (pH 6,7) и 7,5% разделяющим (pH 8,9) гелями. Электрофорез проводят в трис-глициновом буфере pH 8,3 при силе тока 5 мА на см в течение 2,5 ч. Гели окрашивают амидочерным 10 В или Кумасси бриллиантовым голубым R-250. Для количественной оценки электрофореграмм используют денситометрическую установку. Рассчитывают соотношение содержания альбуминов и глобулинов и разность между вышеуказанными коэффициентами в дневной и ночной моче. При величине разности соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации при поступлении в дошкольное учреждение.

Приведем конкретные примеры, иллюстрирующие значимость определения соотношения альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче у детей, проживающих на территории загрязненной радионуклидами.

Пример 1. Ребенок К-в родился 12.06.1987 года в семье участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его отец находился в течение 1 мес. (май 1986 г.) на дезактивации реактора на ЧАЭС. Перед поступлением в детский сад обследован в поликлинике РНИИАП.

Результаты обследования: общее состояние ребенка удовлетворительное, кожные покровы чистые, бледно-розовые; зев спокоен; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные, ясные; живот мягкий безболезненный; психо-неврологический статус без отклонения от нормы.

Поставлен диагноз: практически здоров.

Лабораторное обследование: Анализ дневной мочи: Альбумины 88% Глобулины 12% Коэффициент альбумины/глобулины 7,3.

Анализ ночной мочи: Альбумины 71% Глобулины 29% Коэффициент альбумины/глобулины 2,4.

Разность соотношений альбуминов и глобулинов дневной и ночной мочи 4,9.

Дан прогноз нормального течения адаптации при посещении ребенком детского дошкольного учреждения.

Данные из истории развития ребенка: ребенок находился под наблюдением участкового педиатра. За время пребывания в детском саду ребенок не болел, отклонений в физическом и психическом развитии не отмечено.

13.01.92 г. консультирован повторно в поликлинике РНИИАП.

Заключение педиатра Практически здоров.

Заключение детского психоневролога Отклонений в психо-неврологическом статусе не обнаружено.

Заключение, Практически здоров. Детский сад посещать может.

Таким образом, у ребенка течение периода адаптации при поступлении в дошкольное учреждение протекало нормально.

Пример 2. Ребенок И-в родился 23.10.1987 г. Проживал в Гомельской области до ноября 1989 г. Перед поступлением в детский сад обследован в поликлинике РНИИАП.

Результаты обследования: общее состояние ребенка удовлетворительное, кожные покровы чистые, зев бледно-розовый; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные, ясные; живот мягкий безболезненный; психо-неврологический статус без отклонения от нормы.

Поставлен диагноз: практически здоров.

Лабораторное обследование: Анализ дневной мочи: альбумины 93% глобулины 7% коэффициент альбумины/глобулины 13,3.

Анализ ночной мочи: альбумины 89% глобулины 11% коэффициент альбумины/глобулины 8,1.

Разность соотношений альбуминов и глобулинов дневной и ночной мочи 4,9.

Дан прогноз нормального течения адаптации при посещении ребенком детского дошкольного учреждения.

Данные из истории развития ребенка: ребенок детский сад посещал регулярно, не болел, отклонений в физическом и психическом развитии не отмечено.

10.08.92 г. консультирован повторно в поликлинике РНИИАП.

Заключение педиатра Практически здоров.

Заключение детского психоневролога Отклонений в психо-неврологическом статусе не обнаружено.

Заключение Практически здоров. Детский сад посещать может.

Таким образом, у ребенка течение периода адаптации при поступлении в дошкольное учреждение протекало нормально.

Пример 3. Ребенок В-а родился 5.05.1987 г. Проживал в Гомельской области до апреля 1990 г. Перед поступлением в детский сад обследован в поликлинике РНИИАП.

Заключение педиатра и детского невропатолога, соматический и психо-неврологический статус без отклонений от нормы.

Лабораторное обследование: Анализ дневной мочи: альбумины 89% глобулины 11% коэффициент альбумины/глобулины 8,1.

Анализ ночной мочи: альбумины 77% глобулины 23% коэффициент альбумины/глобулины 3,3.

Разность соотношений альбуминов и глобулинов дневной и ночной мочи 4,8.

Дано заключение о возможности срыва адаптации при посещении ребенком детского дошкольного учреждения.

Данные из истории развития ребенка: ребенок посещал детский сад с сентября 1990 г. Находился под наблюдением участкового педиатра. 12.07.91 г. направлен на обследование по поводу обнаруженных отклонений в неврологическом статусе.

13.09.91 г. консультирован повторно в поликлинике РНИИАП.

Заключение педиатра периодически отмечается вялость, сменяющаяся раздражительностью, плаксивостью; в контакт вступает легко; при осмотре кожные покровы чистые; зев бледнорозовый; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные; живот мягкий безболезненный, печень не увеличена.

Заключение детского психоневролога астено-невротический синдром.

Сделано заключение о развитии у ребенка синдрома дизадаптации. Даны рекомендации для участкового педиатра по лечению ребенка, обращено внимание на необходимость проведения профилактической фитотерапии.

Таким образом, у ребенка отмечен срыв течения периода адаптации при поступлении в дошкольное учреждение.

Пример 4. Ребенок К-н родился 16.01.1988 г. в семье участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Его отец находился в течение 1,5 мес. (май-июнь 1986 г.) на дезактивации реактора на ЧАЭС. Перед поступлением в детский сад обследован в поликлинике РНИИАП.

Результаты обследования: общее состояние ребенка удовлетворительное, кожные покровы чистые, зев спокоен; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные, ясные; живот мягкий безболезненный; психо-неврологический статус без отклонения от нормы.

Поставлен диагноз: практически здоров.

Лабораторное обследование: Анализ дневной мочи: альбумины 88% глобулины 12% коэффициент альбумины/глобулины 7,3.

Анализ ночной мочи: альбумины 78% глобулины 22% коэффициент альбумины/глобулины 2,6.

Разность соотношений альбуминов и глобулинов дневной и ночной мочи 4,6.

Дано заключение о возможности срыва адаптации при посещении ребенком детского дошкольного учреждения.

Данные из истории развития ребенка: ребенок посещал детский сад нерегулярно. Дважды перенес ОРВИ. 7.01.92 г. направлен на обследование по поводу обнаруженных отклонений в неврологическом статусе.

Консультирован в поликлинике РНИИАП.

Осмотр педиатра жалобы на беспокойство ребенка, сниженный аппетит; кожные покровы чистые; зев спокоен; в легких везикулярное дыхание; тоны сердца ритмичные; живот мягкий безболезненный; печень не увеличена.

Заключение детского психоневролога церебрастенический синдром.

Сделано заключение о развитии у ребенка синдрома дизадаптации. Даны рекомендации для участкового педиатра по лечению ребенка, обращено внимание на необходимость проведения профилактической витамино- и фитотерапии.

Таким образом, у ребенка отмечен срыв течения периода адаптации при поступлении в дошкольное учреждение.

Из приведенных примеров следует, что нарушение срыва адаптации при посещении детского сада выявлено у детей, у которых разность соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче была ниже 4,9. Следовательно, если при обследовании детей вышеуказанного контингента обнаружена низкая величина разности соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче (4,8 и ниже), то этим детям прежде, чем их направлять в детское дошкольное учреждение необходимо провести курс общеукрепляющей терапии, а также в дальнейшем проводить профилактическое лечение с целью предотвращения нарушений физического развития и неврологических заболеваний.

Заявляемым способом проведены исследования у 68 детей в возрасте трех лет, родившихся в семьях участников ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, и детей, проживавших на территориях, загрязненных радионуклидами, при поступлении в дошкольное учреждение.

Из них у 35 детей разность соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче была выше 4,9 и выше (1 группа). Нарушений течения периода адаптации на протяжении первого года посещения детского сада у этих детей обнаружено не было.

У 33 детей разность соотношений альбуминов и глобулинов в дневной и ночной моче была ниже 4,9 (2 группа). В течение первого года посещения детского сада у этих детей отмечены неоднократные срывы адаптивных процессов, выразившиеся чаще всего в нарушениях психо-неврологического состояния.

Результаты исследования, приведенные в таблице, показали, что имеется статистически достоверное различие между разностью соотношений альбуминов-глобулинов в дневной и ночной моче детей 1 и 2 групп. Причем эти показатели в сопоставляемых группах находятся в неперекрещивающихся диагностических интервалах. Точность способа 100% Предложенный способ позволяет прогнозировать осложненное течение адаптации у детей из семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС и у детей, проживавших на территории загрязненной радионуклидами, при поступлении их в дошкольное учреждение.

Предложенный способ обладает рядом преимуществ перед способом-прототипом.

1. Способ не травматичен.

2. Способ может найти широкое применение, так как не имеет противопоказаний.

3. Способ обладает достаточной простотой.

Способ апробирован на значительном по объему клиническом материале.

Формула изобретения

Способ прогнозирования осложненного течения адаптации у детей при поступлении в дошкольное учреждение путем химического анализа биологической жидкости, отличающийся тем, что в дневной и ночной моче ребенка, собранной с 6 до 18 ч и с 18 до 6 ч утра, проводят электрофоретическое разделение белковых фракций в полиакриламидном геле, определяют соотношение альбуминов и глобулинов и при величине разности между вышеуказанными соотношениями в дневной и ночной моче ниже 4,9 прогнозируют осложненное течение адаптации у детей, пораженных радионуклидами.

РИСУНКИ

Рисунок 1