Короткая сцепка

Реферат

 

Использование: в машиностроении, в частности в сцепных установках транспортных средств. Сущность изобретения: короткая сцепка содержит дышло 1 и механическое передающее звено, состоящее из двух зубчатых секторов 3 и 6. Один из секторов через опору связан с поворотной тележкой прицепа и жестко соединен с дышлом, а второй неподвижно закреплен на поворотном круге прицепа. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению, в частности к сцепным устройствам транспортных средств. Возможно и целесообразно применение на магистральных автопоездах большой вместимости.

Известна короткая сцепка включающая в себя дышло, два рабочих и два задающих гидроцилиндра, поворотную платформу, ручной насос и др. [1] Недостатком этой короткой сцепки является ее сложность, дороговизна и ненадежность вследствие использования сложного гидрооборудования совместно с механической конструкцией.

Наиболее близкой к предлагаемому техническому решению является сцепка, содержащая дышло связанное с поворотной тележкой и механическое передающее звено [2] Недостатки известной сцепки состоят в том, что для стабилизации сцепки при прямолинейном движении автопоезда требуется наличие стабилизаторов, усложняющих конструкцию сцепки.

В прототипе при повороте автопоезда механическое передающее звено обеспечивает поворот тележки в противоположном направлении, что приводит к уменьшению разницы между радиусами поворота тягача и прицепа и, как следствие, прицепа по следу колес тягача. При этом прицеп свободно перемещается относительно поворотной тележки и дышла.

Изобретение направлено на решение следующей технической задачи создать сцепку, позволяющую осуществлять связь через передающее звено между дышлом и прицепом с помощью более простой конструкции.

Указанная техническая задача решается тем, что известная короткая сцепка, содержащая дышло, связанное с поворотной тележкой прицепа, поворотный круг прицепа, закрепленный на одной оси с поворотной тележкой и свободно вращающийся относительно нее, согласно изобретению снабжена механическим передающим звеном, состоящим из двух зубчатых секторов, один из которых через опору связан с поворотной тележкой прицепа и жестко соединен с дышлом, а второй неподвижно закреплен на поворотном круге прицепа.

Технический результат, достигаемый в изобретении, состоит в осуществлении доворачивания поворотной тележки самым дышлом за счет механической связи между поворотной тележкой прицепа, поворотным кругом прицепа и дышлом. Что позволяет обходиться одним тягово-сцепным устройством. А жесткая связь дышла с прицепом исключает необходимость использования стабилизаторов, так как при движении по прямой прицеп сам становится стабилизатором.

Таким образом, появляются новые свойства по сравнению с прототипом, а именно достигается доворачивание поворотной тележки прицепа при повороте автопоезда относительно продольной оси дышла самим дышлом ( в зависимости от угла повороти прицепа относительно продольной оси дышла) с помощью упрощенной конструкции, использующей одно стандартное место крепления данной сцепки к тягачу.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема короткой сцепки, вид сбоку; на фиг. 2 принципиальная схема короткой сцепки, вид сверху; на фиг. 3 схема поворота автопоезда, оборудованного предлагаемой сцепкой.

Сцепка включает в себя дышло 1, соединенное с помощью шарнира 2 с зубчатым сектором 3, который в свою очередь связан через опору 4 с поворотной тележкой 5 и входит в зубчатое зацепление с сектором 6, жестко связанным с поворотным кругом 7 прицепа 8, поворотная тележка 5 соединена с передней управляемой осью 9 прицепа 8.

Короткая сцепка работает следующим образом. При повороте автопоезда, когда дышло 1 отклоняется на угол от продольной оси тягача (фиг. 3.), происходит поворот прицепа 8 относительно передней оси 9 на угол, необходимый для схождения всех продолжений осей автопоезда в точку 0 (фиг. 3.) центр поворота. Так как передняя ось 9 прицепа 8 жестко связана с поворотной тележкой 5, а поворотный круг 7 с прицепом 8, то угол между ними становится равным b < 90o, в то время как при движении по прямой он составляет 90o. Следовательно зубчатый сектор 6, неподвижно закрепленный на поворотном круге 7, поворачивается относительно зубчатого сектора 3 на угол (90- b)o. При этом, за счет зубчатого зацепления сектор 3 поворачивается на опоре 4 и поворачивает дышло 1 относительно поворотной тележки 5.

Угол между продольной осью дышла 1 и передней осью дышла 2 и передней осью прицепа становится равным a < 90o. В результате чего передние колеса прицепа передвигаются по более "высокой" колее, чем колея задних колес тягача, то есть расположенной дальше от центра поворота автопоезда и, как следствие, обеспечивая движение передней оси прицепа с большим радиусом, чем радиус, с которым движется задняя ось тягача, уменьшая тем самым габаритную полосу движения автопоезда. При выходе из поворота прицеп сам возвращает сцепку в исходное состояние. Шарнир 2 служит для вертикальных перемещений дышла 1 во время движения по неровной (в продольном сечении) дороге.

Таким образом, предлагаемая короткая сцепка позволяет использовать стандартные тягачи для автопоездов повышенной вместимости (более эффективных) и расширяет область применения таких автопоездов в народном хозяйстве. Достигаемая при этом простота конструкции обеспечивает быструю ее окупаемость.

Источники информации: 1. А. п. "Тягово-сцепные устройства", N 12, 1992, с. 14.

2. Авт. св. СССР N 1689183, кл. B 62 D 53/00, 1991.

Формула изобретения

Короткая сцепка, содержащая дышло, связанное с поворотной тележкой прицепа, которая соединена с рамой прицепа посредством поворотного устройства, состоящего из двух кругов, нижний из которых жестко связан с поворотной тележкой, а верхний с рамой прицепа, и механическое передающее звено, отличающаяся тем, что механическое передающее звено выполнено в виде двух взаимодействующих между собой зубчатых секторов, один из которых установлен на жестко соединенной с поворотной тележкой опоре с возможностью поворота в горизонтальной плоскости относительно нее и свободным концом связан с дышлом через шарнир, обеспечивающий поворот дышла в вертикальной плоскости, а другой закреплен на верхнем круге поворотного устройства.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3