Топливная композиция
Реферат
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания. Предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь прямогонного бензина НК-180oС изомеризата, бензина каталитического риформинга и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50-85% метил-трет-бутилового эфира, и 15-50% трет-бутилового спирта, при следующем соотношении компонентов в композиции, мас.%: прямогонный бензин НК-180oС 2-10; изомеризат 5-15; добавка 10-15; бензин каталитического риформинга остальное. Причем композиция может содержать до 5 мас.% тяжелых ароматических углеводородов. Использование изобретения в промышленности позволит расширить базу и увеличить выпуск высокооктановых автомобильных бензинов. 3 табл.
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, конкретно, к составу топливной композиции, предназначенной для использования в автомобильных двигателях внутреннего сгорания.
Повышение требований к качеству автомобильных бензинов в части повышения октанового числа, снижения летучести, содержания ароматических углеводородов, эмиссии СО привело к широкому использованию в составах этих топлив кислородсодержащих соединений. Известна топливная композиция на основе автомобильного бензина, содержащая 5-40 об. спиртов С4-С8 и 0,1-25 об. воды. Композиция может содержать метиловый, этиловый, пропиловый, изопропиловый, трет-бутиловый и трет-амиловый спирт. Известна также топливная композиция на основе углеводородной фракции, содержащей 23-66 об. ароматических углеводородов и 9-16 об. алканов, которая включает добавки: 0,6-12 об. метил-трет-бутилового эфира, 0,1-2,1 об. монометиланилина, 0,8-36 об. метилового спирта, 0,3-8,2 об. смеси спиртов С2-С12, а также 0,001-0,2 об. металлоорганических соединений (нафтенат железа, нафтенат меди, ферроцен или их смесь). Однако эти композиции имеют недостаточно высокое октановое число, а содержание в них метилового спирта за счет его высокой гигроскопичности приводит к коррозии топливной системы двигателей. Известна высокооктановая топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь толуола, изооктана и алкилата и в качестве добавки метил-трет-бутиловый эфир при следующем соотношении компонентов, об. толуол 46-60; изооктан 7-15, алкилат 15-35 и метил-трет-бутиловый эфир 5-10. Недостатком известной композиции является то, что содержащийся в ней метил-трет-бутиловый эфир, при сгорании топлива образует карбонильные соединения, которые увеличивают токсичность выхлопных газов. Из уровня техники известно, что содержание в топливных композициях метил-трет-бутилового эфира в отдельности или добавление к нему спиртов, например, трет-бутилового спирта не обеспечивает достижения требуемых качеств автомобильного бензина. Наиболее близкой к заявляемой является топливная композиция на базе бензина, содержащая в качестве высокооктановой добавки продукт этерификации метилового спирта олефинами С4-С5 в присутствии кислотного катализатора, содержащий 21-70% непрореагировавшего метилового спирта, 20-60% метил-трет-бутилового эфира, 5-15% олефинов в виде исходных непрореагировавших веществ или олигомерных бутенов, 0,5-5% кислородсодержащих соединений в виде других простых эфиров и спиртов С2-С6. Добавка содержится в базовом бензине в количестве 5-40 об. Недостатком известной композиции являются неудовлетворительные антикоррозионные и антиокислительные свойства вследствие повышенного содержания в ней метилового спирта и олефиновых углеводородов. Введение соответствующих присадок значительно увеличивает стоимость топливной композиции. Изобретение направлено на расширение сырьевой базы при производстве товарных высокооктановых неэтилированных автомобильных бензинов, соответствующих требованиям окружающей среды, и на увеличение их выпуска. Для решения этой задачи предлагается топливная композиция, содержащая в качестве базового топлива смесь прямогонного бензина НК-180oС, изомеризата, бензина каталитического риформинга, и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50-85% метилтрет-бутилового эфира и 15-50% трет-бутилового спирта, при следующем соотношении компонентов в композиции, мас. прямогонный бензин НК-180oС 2-10; изомеризат 5-15; добавка 10-15; бензин каталитического риформинга остальное. Причем композиция может содержать до 5 мас. тяжелых ароматических углеводородов. Новизной заявляемого технического решения является сочетание используемых в композиции компонентов, их соотношение, а также использование в качестве добавки продукта этерификации метилового спирта бутиленами определенного состава. Подбор компонентов базового топлива в сочетании с добавкой заявляемого состава позволяет получить высокооктановый неэтилированный автомобильный бензин АИ-95 (ТУ 38.401728-89). От известных добавок, также представляющих собой продукты этерификации метилового спирта бутиленами, предлагаемая добавка отличается более высоким содержанием трет-бутилового спирта, что позволяет получить требуемые качества товарных топлив, например, в части снижения содержания СО. Добавка представляет собой бинарную композицию, получаемую путем синтеза метилового спирта с бутиленами в присутствии воды и гомогенного катализатора, выпускается по ТУ 301- -03-008-94 под названием "Фэтерол". Изомеризат представляет собой смесь углеводородов С5-С9, получаемую на установке изоселектоформинга путем изомеризации смеси фракций прямогонного бензина НК-80oС и рафината бензольного риформинга 65-95oС. Тяжелые ароматические углеводороды это кубовый остаток производства ксилолов, содержащий в основном углеводороды С9-С10, образующийся при фракционировании суммарных ксилолов в секции выделения о-ксилола. Предлагаемую топливную композицию готовят путем смешения компонентов при нагревании до 40-70oС. Характеристики компонентов, используемых при приготовлении образцов предлагаемой топливной композиции, приведены в табл.1. Было приготовлено 4 образца предлагаемой топливной композиции, их состав приведен в табл.2. Приготовленные образцы были испытаны стандартными методами на соответствие их техническим условиям на бензин АИ-95. Результаты испытаний приведены в табл.3. Данные, приведенные в табл.3, подтверждают, что предлагаемая топливная композиция по всем параметрам соответствует требованиям ТУ. Использование изобретения позволит расширить сырьевую базу и увеличить выпуск высокооктановых автомобильных бензинов.Формула изобретения
Топливная композиция, содержащая базовое топливо и добавку, представляющую собой продукт этерификации метилового спирта бутиленами, отличающаяся тем, что в качестве добавки используют продукт этерификации метилового спирта бутиленами, содержащий 50 85 мас. метил-трет-бутилового спирта и 15 50 мас. трет-бутилового спирта, и в качестве базового топлива композиция содержит смесь прямогонного бензина выкипающего в интервале начало кипения 180oС, изомеризата, бензина каталитического риформинга при следующем соотношении компонентов, мас. Прямогонный бензин 2 10 Изомеризат 5 15 Добавка 10 15 Бензин каталитического риформинга ОстальноерРИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3MM4A Досрочное прекращение действия патента Российской Федерации на изобретение из-за неуплаты в установленный срок пошлины за поддержание патента в силе
Номер и год публикации бюллетеня: 16-2002
Извещение опубликовано: 10.06.2002