Упорный подшипниковый узел

Реферат

 

Использование: машиностроение. Сущность изобретения: упорный подшипниковый узел содержит разомкнутый корпус с контактной поверхностью, размещенный в нем элемент скольжения с параллельными друг другу рабочей и контактной поверхностями. Контактная поверхность корпуса расположена с возможностью прилегания к контактной поверхности элемента скольжения. Рабочая и контактная поверхности элемента скольжения выполнены максимально приближенными друг к другу. Корпус может быть выполнен из высокотеплопроводного материала. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к машиностроению, а именно к устройствам автомобильного сцепления, управляемого вилкой.

Известен упорный подшипник, содержащий корпус и размещенный в нем элемент скольжения из композиционного материала в виде втулки с фланцем, опорная поверхность которого предназначена для постоянного взаимодействия с одним из торцов корпуса, который, как и подшипник выключения сцепления Москвича "412", можно использовать в автомобильном сцеплении. Корпус данного упорного подшипника выполнен из черного металла (стали или чугуна), который сравнительно медленно производит отвод тепла от композиционного элемента скольжения, используемый в настоящее время элемент скольжения подвергается термостабилизации 12 сут. Обработка корпуса и самого элемента скольжения требуют значительных затрат, трудоемки в производстве.

Таким образом, применяя трудоемкий технологический процесс, упорный подшипник подвергается быстрому разрушению из-за влияния больших температурных нагрузок.

Техническим результатом является экономия композиционного материала, продление срока службы путем ускоренного отбора тепла с рабочей поверхности элемента скольжения, снижение трудоемкости изготовления.

Упорный подшипниковый узел, изображенный на чертеже, состоит из корпуса 1 и элемента скольжения 2. Корпус 1 выполнен из алюминия в виде разомкнутого контура с контактной поверхностью, расположенной параллельно рабочей поверхности элемента скольжения 2, с упором в контактную поверхность запрессовывается элемент скольжения 2. Элемент скольжения 2 выполнен из композиционного материала и не подвергается термостабилизации. Натяг при запрессовке и полное прилегание по контактным поверхностям обеспечит разомкнутый контур корпуса 1.

В рабочем состоянии при выключении сцепления воздействие температуры на нетермостабилизированный элемент скольжения 2 вызывает изменение его формы, соответственно на столько же изменится форма корпуса 1 за счет разомкнутости контура. Таким образом, корпус 1 отслеживает форму элемента скольжения 2, обеспечивая постоянный натяг между ними. Полное прилегание по контактным поверхностям и максимальное приближение рабочей и контактной поверхностей за счет уменьшения толщины элемента скольжения значительно ускорит отдачу тепла от элемента скольжения на теплопроводный корпус, причем отдача тепла происходит настолько быстро, что элемент скольжения испытывает минимальные температурные нагрузки, за счет чего увеличивается срок службы упорного подшипникового узла, а расход композиционного материала уменьшится более, чем на 40 Заявленное техническое решение имеет отличительный признак от прототипа композиционный элемент скольжения заключен в разомкнутый корпус, контактная поверхность элемента параллельна рабочей поверхности, что обеспечивает ускорение отвода тепла от рабочей поверхности элемента скольжения, следовательно, предлагаемое техническое решение соответствует критерию "новизна".

Предлагаемая конструкция упорного подшипникового узла со следящим корпусом, выполненного из высокотеплопроводного материала, не следует из уровня техники. Быстрый отвод тепла от рабочей поверхности нетермостабилизированного элемента скольжения на теплопроводный корпус путем приближения рабочей и контактной поверхностей за счет уменьшения толщины элемента уменьшит влияние рабочих температур на элемент скольжения и этим продлит срок его службы. Корпус с разомкнутым контуром обеспечит полное прилегание по контактным поверхностям и надежное закрепление нетермостабилизированного элемента скольжения при любом изменении его формы под влиянием рабочих температур.

В технике известны подшипники скольжения, состоящие из корпуса и элементов скольжения, выполненных в виде вкладышей или секторных подушек, где корпус служит для закрепления элементов скольжения и как опора, несущая основные силовые нагрузки. Разъемные корпуса применяются при невозможности установки неразъемных подшипников. Разъемные части корпуса жестко соединяются крепежными элементами.

В предлагаемом подшипнике композиционный элемент крепится в разомкнутый корпус путем запрессовки. Следовательно, предлагаемое техническое решение соответствует критерию неочевидности.

Формула изобретения

1. Упорный подшипниковый узел, содержащий корпус с контактной поверхностью и размещенный в нем элемент скольжения с параллельными друг другу рабочей и контактной поверхностями, причем контактная поверхность корпуса расположена с возможностью прилегания к контактной поверхности элемента скольжения, отличающийся тем, что корпус выполнен разомкнутым, а рабочая и контактная поверхности выполнены максимально приближенными друг к другу.

2. Узел по п. 1, отличающийся тем, что корпус выполнен из высокотеплопроводного материала.

РИСУНКИ

Рисунок 1