Минный заградитель
Реферат
Использование: оборонная техника, в частности наземные мобильные системы дистанционного минирования. Сущность изобретения: выполнение минного заградителя на самоходном шасси с несущим, броневым, водоизмещающим корпусом, в котором закреплен подъемник с установленной на нем установкой минирования. На поворотной платформе установки минирования на ползунах установлен контейнер для кассет с минами, состоящий из двух плоских шарнирно соединенных поверху блоков. Поворотная платформа оборудована сдвоенным кривошипно-шатунным механизмом, шарнирно соединенным с основаниями блоков и устанавливающим угол возвышения кассет с минами раздвижкой оснований блоков из вертикального транспортного положения. Одновременно кривошипно-шатунный механизм является и запорным устройством, фиксирующим блоки контейнера в транспортном и рабочем положениях. 3 з.п. ф-лы, 7 ил.
Изобретение относится к оборонной технике и может быть использовано при проектировании и производстве наземных мобильных систем дистанционного минирования.
Известна система дистанционного минирования "Рейнджер" (Великобритания), устанавливаемая на различных транспортных средствах: автомобиле, транспортере, катере. Она состоит из кассетной установки минирования и пульта управления минированием. Установка минирования состоит из основания, поворотной платформы, контейнера для размещения кассет с минами, с вышибным зарядом и электровзрывателем. Основание оснащено механизмом поворота поворотной платформы относительно вертикальной оси для установки направления метания мин. Контейнер снабжен цапфами и закреплен ими на стойках, установленных на поворотной платформе, а последняя оборудована устройством наклона контейнера на цапфах в вертикальной плоскости для изменения дальности метания мин. Установка минирования основанием закрепляется на транспортном средстве на уровне, обеспечивающем свободный вылет мин через конструкции транспортного средства. Минное заграждение устанавливается в движении. По командам пульта управления, размещенного в кабине транспортного средства, мины выбрасываются вышибным зарядом, воспламеняемым электродвигателем. Предполагается, что система "Рейнджер" позволит устанавливать оборонительные минные заграждения заблаговременно и непосредственно во время боя. Известен минный заградитель ФРГ "Скорпион" (MSM Fz) на базе гусеничного тягача М548 (США), на наклонной к бортам платформе которого закреплены основаниями шесть установок минирования. Они состоят из основания, поворотной платформы, вращающейся вокруг оси перпендикулярной к основанию, контейнера для кассет с минами, закрепленного на стойках с цапфами на поворотной платформе, механизмов поворота платформы вокруг оси и контейнера в цапфах с приводами. Установка минного заграждения выполняется с движением по командам с пульта управления, размещенного в кабине транспортного средства. (см. журналы "Зарубежное военной обозрение" N 6 1990 г. "Техника и вооружение" N 8 1985 г.) Аналоги обеспечивают установку в движении минных заграждений. К недостаткам аналогов относится отсутствие амфибийных качеств и защиты минного вооружения и экипажа от поражения оружием, сложность управлением наведением установки минирования на заградителе "Рейджер", расположенной на наклонной платформе. Прототипом изобретения является универсальный минный заградитель "УМЗ" отечественного производства [1]), состоящий из бортового автомобиля с несущей рамой (ЗИЛ 131), на горизонтальной платформе которого закреплены основаниями шесть кассетных установок минирования. Каждая из них состоит из основания с вертикальной осью, на которой с возможностью вращения закреплена наклонная поворотная платформа под углом, обеспечивающим максимальную дальность метания мин. Кассеты с минами размещаются в контейнере сотовой конструкции, тыльной стороной лежащем на наклонной поворотной платформе. Направление метания мин каждой установки минирования устанавливается вручную поворотом наклонной поворотной платформы. Фиксация заданного направления ступенчатая. Управление последовательностью метания мин в движении выполняется с пульта в кабине автомобиля. Недостатки прототипа следующие. Отсутствует защита от обстрела экипажа, систем транспортного средства и систем минирования, отсутствуют амфибийные качества, высокое расположение центра масс минного и его большие габариты ограничивают в сравнении с боевыми бронированными машинами скорости движения на местности и в стесненных условиях, демаскируют установку. Целью изобретения является обеспечение защиты от поражения оружием экипажа, систем минного заградителя, установки минирования, обеспечение возможности преодоления водных преград и их минирования, обеспечение высокой проходимости и скорости движения на местности, уменьшение габаритных размеров минного заградителя. Сущность изобретения заключается в том, что самоходное шасси минного заградителя выполнено с несущим, бронированным, водоизмещающим корпусом, оборудованным подъемником, на котором закреплена установка минирования. Установка минирования оборудована поворотной платформой с вертикальной осью вращения и механизмом поворота в основании установки. Контейнер выполнен из двух плоских блоков для размещении кассет с минами, обращенных тыльными сторонами друг к другу и соединенных поверху цилиндрическим шарниром с возможностью взаимного поворота. Основаниями плоские блоки контейнера через цилиндрические шарниры опираются на ползуны в горизонтальных направляющих поворотной платформы, а сферическими шарнирами соединены с шатунами горизонтально расположенного на поворотной платформе сдвоенного кривошипно-шатунного механизма с двуплечим прямолинейным кривошипом с приводом. Кривошип имеет плечи, равные половине перемещения основания плоского блока контейнера, необходимого для его перевода из вертикального транспортного в наклонное рабочее с максимальным углом возвышения, обеспечивающим наибольшую дальность метания мин при повороте кривошипа из нижней точки механизма в верхнюю. Шатуны выполнены Г-образными, охватывающими сферический шарнир другого шатуна в нижней мертвой точке. Применение самоходного шасси с несущим корпусом обеспечивает необходимое пространство внутри корпуса для размещения установки минирования в транспортном положении. Размещение установки минирования на подъемнике обеспечивает выполнение операции перемещения ее из рабочего положения (над корпусом) в транспортное (внутри корпуса) с наиболее низким положением ее центра масс. Минный заградитель будет иметь лучшую устойчивость, меньшие высоту и боковую проекцию, что обеспечит более высокую проходимость на пересеченной местности и в стесненных условиях ( в лесу, разрушенном городском массиве), высокую скорость движения на местности, снизит вероятность поражения прицельным огнем на марше. Выполнение корпуса из брони обеспечивает постоянную защиту экипажа, систем транспортного средства, защиту установки минирования в транспортном положении от поражения оружием. Водоизмещающий корпус обеспечивает плавучесть, что позволяет преодолевать водные преграды, вести их минирование. Выполнение контейнера для размещения кассет с минами из двух плоских блоков, шарнирно связанных между собой, шарнирно опирающихся на ползуны в поворотной платформе, обеспечивает минимальную высоту и минимальную массу элементов установки минирования за счет исключения переходных узлов (стоек с цапфами, наклонной платформы) улучшения и упрощения закрепления плоских блоков контейнера, опирающихся друг на друга. Уменьшение высоты и массы обеспечивает размещение установки в корпусе меньшей высоты и улучшает сухопутные и водоходные минного заградителя за счет понижения центра масс. Контейнер из двух плоских блоков на поворотной платформе обеспечивает метание на две стороны поочередно или одновременно под требуемым углом к направлению движения заградителя. Применение горизонтально расположенного сдвоенного кривошипно-шатунного механизма для изменения угла возвышения кассет сближением (раздвижкой) оснований плоских блоков контейнера с кривошипом в виде плоского двуплечего рычага обеспечивает минимальную высоту поворотной платформы и возможность разгрузки привода механизма от действия сил в рабочем положении при максимальном угле возвышения плоских блоков и в транспортном положении. Выполнение шатунов Г-образными, охватывающими сферический шарнир на другом шатуне в нижней мертвой точке кривошипно-шатунного механизма, обеспечивает фиксацию им блоков контейнера в транспортном положении. В целом предлагаемый минный заградитель обладает существенными новыми свойствами. Он обладает более высокой проходимостью, устойчивостью, броневой защитой экипажа, систем, установки минирования, может преодолевать и минировать водные преграды, имеет меньше ограничений по условиям применения в сравнении с аналогами и прототипом. На фиг.1 показан минный заградитель в транспортном положении, (вид сбоку); на фиг.2 соединение блока контейнеров с поворотной платформой; на фиг.3 заградитель в рабочем положении (вид сзади); на фиг.4 механизм изменения угла возвышения кассет с минами в рабочем положении (план); на фиг.5 привод изменения угла возвышения кассет с минами (план); на фиг.6 минный заградитель с поднятой над корпусом установкой минирования вид сбоку; на фиг. 7 показан минный заградитель в рабочем положении (план); Минный заградитель включает самоходное шасси с несущим, бронированным, водоизмещающим корпусом (фиг.1). На днище 2 корпуса 1 установлен подъемник с установкой минирования. Подъемник состоит из двух жестко связанных пар рычагов 3 и 4, соединенных между собой шарниром 5, и гидроцилиндров 6, шарнирно присоединенных к рычагам 3 и 4. Рычаги 3 шарнирами 7 закреплены на днище 2, а ролики 8 поддерживают основание 9 установки минирования. Рычаги 4 шарнирами 10 удерживают основание 9 и опираются роликами 11 на днище 2. Установка минирования состоит из основания 9 с механизмом поворота поворотной платформы, закрепленного на подъемнике, поворотной платформы 12 с контейнером из плоских блоков 13 с кассетами с минами, повернутых друг к другу тыльными сторонами и соединенных цилиндрическим шарниром 14. Плоские блоки 13 (фиг.2) шарнирами 15 соединены с ползунами 16 в направляющих 17 на поворотной платформе 12. Сферическими шарнирами 18 (фиг.1,3) основания плоских блоков 13 контейнера соединены с шатунами 19 (фиг.4), соединенными шарнирами 20 с кривошипом 21 на оси 22, на которой закреплена шестерня 23 (фиг. 5), находящаяся в зацеплении с зубчатой рейкой 24 на штоке гидроцилиндра 25. Подготовка к работе минного заградителя включает операции подъема установки минирования над корпусом угла возвышения кассет раздвижкой оснований контейнеров в следующей последовательности. Гидроцилиндрами 6 (фиг.1) рычаги 3 и 4 поворачиваются относительно друг друга в шарнире 5. При этом рычаги поворачиваются в шарнирах 7, опираясь роликовыми опорами 11 на днище 2, шарнирами 10 и роликовыми опорами 8 поднимают основание 9 установки минирования. При полном ходе гидроцилиндров 6 установка минирования поднимается корпусом 1 (фиг.6) и удерживается в этом положении запорной арматурой гидросистемы или иным способом. Раздвижка оснований плоских блоков 13 (фиг. 3) контейнера выполняется поворотом шестерней 23 (фиг.5) кривошипа 21 (фиг.4), раздвигающего шатунами 19 на ползунках 16 (фиг.2) основания блоков 13. Исходное транспортное положение шатунов показано на фиг.4 штрихпунктирной линией. Шестерня 23 (фиг.5) вращается зубчатой рейкой 24 на штоке гидроцилиндра 25. При полном ходе гидроцилиндра 25. При полном ходе гидроцилиндра 25 (фиг.4) кривошип 21 поворачивается на 180o, придавая плоскому блоку с кассетами максимальный угол возвышения (фиг.3). При этом кривошипно-шатунный механизм находится в верхней мертвой точке и привод механизма разгружен от действия сил (фиг. 4). Рабочее положение плоских блоков контейнера над корпусом показано на фиг.3. Далее выполняются операции установки направления метания мин поворотом поворотной платформы, движения минного заградителя и метания мин. Рабочее положение контейнера под углом к направлению движения минного заградителя показано на фиг.7. Перевод минного заградителя в транспортное положение выполняется в обратном порядке.Формула изобретения
1. Минный заградитель, включающий базовую машину с размещенными по ее бортам установками для метания мин, выполненными в виде контейнеров сотовой конструкции, смонтированных на поворотных платформах и связанных с пультом управления установок, размещенным в кабине базовой машины, отличающийся тем, что контейнеры выполнены в виде плоских блоков, попарно обращенных друг к другу тыльным сторонами и шарнирно связанных между собой в верхней части и с дополнительно введенными ползунами в основании, при этом соответствующие ползуны установлены на поворотной платформе с возможностью перемещения относительно друг друга и изменения тем самым угла возвышения кассет. 2. Заградитель по п.1, отличающийся тем, что он снабжен направляющими для ползунов, закрепленными параллельно друг другу на поворотной платформе, установленным на последней механизмом перемещения оснований контейнеров, связанных с механизмом их перемещения посредством сферических шарниров, при этом шарнирное соединение оснований контейнеров с ползунами выполнено цилиндрическим. 3. Заградитель по п.2, отличающийся тем, что механизм перемещения оснований контейнеров выполнен в виде горизонтально расположенного сдвоенного кривошипно-шатунного механизма, при этом двуплечий кривошип установлен с возможностью поворота на оси, вертикально закрепленной на поворотной платформе, а его концы шарнирно связаны с соответствующими шатунами, другие концы которых соединены с упомянутыми сферическими шарнирами, причем длина каждого плеча кривошипа равна половине максимального перемещения основания контейнера. 4. Заградитель по п.3, отличающийся тем, что шатуны выполнены Г-образными и установлены с возможностью охвата сферического шарнира противоположного шатуна в транспортном положении контейнеров.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7