Противоугонная система
Реферат
Использование: аппаратура защиты транспортного средства от несанкционированного пользования и кражи. Сущность изобретения: противоугонная система состоит из установленного на транспортном средстве комплекта защиты и размещенного в центре приема, например у сотрудника госавтоинспекции, комплекта оперативного воздействия. Комплект защиты включается владельцем транспортного средства при его постановке на охрану. В случае угона при приближении транспортного средства к центру приема комплект оперативного воздействия вырабатывает сигнал о нахождении поблизости угнанного транспортного средства, указывает направление на угнанное транспортное средство и дает оценку расстояния до него. Идентифицировав транспортное средство, сотрудник милиции может включить передатчик, при этом находящийся на транспортном средстве комплект защиты начинает включать с определенной частотой габаритные огни. Далее сотрудник милиции может подать команду на останов транспортного средства путем выключения его двигателя. Передающие блоки комплектов защиты и оперативного воздействия построены на основе взаимновлияющих сверхрегенеративных генераторов импульсов соответственно с внешней - и автосуперизацией. 13 ил.
Изобретение относится к системам защиты транспортных средств (например, автомобилей) от угона или кражи. Изобретение может быть использовано органами внутренних дел для выявления и остановки угнанного транспортного средства.
Одним из известных методов защиты транспортных средств является использование противоугонных систем. Составными частями противоугонных систем являются комплект защиты и комплект оперативного воздействия. На защищаемом от угона транспортном средстве устанавливается комплекс защиты, каким-либо образом передающий на комплект оперативного воздействия (размещенный в центре приема) сообщение об угоне (или о проникновении постороннего лица). Примеры таких систем приведены в авторском свидетельстве СССР N 1569266, кл. 5 B 60 R 25/10 от 28.12.87; в авторском свидетельстве СССР N 1753941, кл. B 6O R 25/10 от 14.02.90; в патенте ФРГ N 2616603, кл. G 08 B 1/08 от 14.04.76; в патенте ФРГ N 2700694, кл. G 08 B 1/08 от 08.01.77. В таких системах в состав комплекта защиты входит передающий блок с антенной и какой-либо датчик вторжения. Этот датчик реагирует на угон транспортного средства или на проникновение постороннего лица в охраняемую часть транспортного средства (салон, багажник, капот). В результате реакции датчика вторжения передающий блок через антенну передает специальный код. В состав другой части противоугонной системы комплекта оперативного воздействия входит приемник с антенной, блок сравнения и блок сигнализации. Приемник принимает код. Формируемый в комплекте защиты, и сравнивает его с известным кодом в блоке сравнения. Если блок сравнения определяет, что принят код, сформированный комплектом защиты, обслуживаемым центром приема, в котором размещен данный комплект оперативного воздействия, значит совершена попытка угона охраняемого транспортного средства. В этом случае от блока сравнения поступает сигнал, по которому включается блок сигнализации. В результате этого блок сигнализации комплекта оперативного воздействия подает звуковые и (или) световые сигналы тревоги. Таким образом, лицо, использующее транспортное средство (как правило, владелец автомобиля), или лицо, ответственное за охрану (как правило, сторож), получают сигнал о факте попытки угона. То есть, работа известных противоугонных систем сводится к оповещению владельца или сторожа о попытке угона. Такая работа имеет явные недостатки. Если сигнал получает сторож, то это означает для владельца ограничение мест стоянки транспортного средства пунктами, где сторож может осуществлять функцию охраны. Если же сигнал получает владелец, то ему может встретиться ситуация, когда он не сможет защитить свое транспортное средство от угонщиков: либо владелец не в силах достаточно оперативно добраться до места стоянки после получения сигнала о попытке угона, либо, добравшись до места стоянки, владелец оказывается лишен возможности защитить свою собственность (например, угоняют автомобиль несколько вооруженных людей). В таких случаях владельцу остается только предупредить органы внутренних дел об угоне и надеяться на их оперативную работу по задержанию угонщиков. То есть, наличие противоугонной системы на транспортном средстве позволяет его владельцу в случае угона сразу предупредить органы внутренних дел о месте угона и о приметах угнанного транспортного средства. Чем меньше промежуток времени от момента угона до предупреждения органов внутренних дел, тем с большей надежностью может быть задержано угнанное транспортное средство. Как правило, противоугонные системы не содержат блоков предупреждения органов внутренних дел о факте угона. Владелец должен сам, например, позвонить в полицейский участок. Таким образом налицо задержка в предупреждении органов внутренних дел. Эта задержка существенно сокращена в противоугонной системе по патенту ФРГ N 3908029, кл. B 60 R 25/04, B 60 R 25/10, G 08 C 17/00, G 08 B 13/00 от 11.03.89 (или по дополнительному к указанному патенту ФРГ N 3918052, кл. B 60 R 25/04, B 60 R 25/10, G 08 C 17/00, G 08 B 13/00 от 02.06.89). Данное техническое решение является наиболее близким по технической сущности к заявляемому. Это техническое решение представляет собой противоугонную систему, содержащую установленный на транспортном средстве комплект защиты с боком включения, первым передающим блоком, подключенным к первой антенне, боком управления, подключенным к габаритным огням и органам блокировки двигателя, и размещенный в центре приема комплект оперативного воздействия со вторым передающим блоком, приемником, второй антенной, блоком запоминания кодов, блоком сравнения и блоком сигнализации. Кроме того, в комплект защиты известного технического решения входит кодовый регистратор с подключаемым к нему локатором, приемник с антенной и промежуточное запоминающее устройство. В комплект оперативного воздействия известного технического решения также входит антенна второго передающего блока. Комплект оперативного воздействия является оборудованием центра приема органов внутренних дел (например, полицейского участка) и обслуживает любое из транспортных средств, у которого имеется известный комплект защиты. При угоне транспортного средства, защищаемого известной противоугонной системой, на блоке сигнализации комплекта оперативного воздействия (являющемся в данном случае обычным дисплеем) отражаются данные об угнанном транспортном средстве и о месте угона, которое было зафиксировано локатором. Кроме того, блок управления, входящий в комплект защиты, вносит помехи в систему зажигания транспортного средства, препятствующие возможности достаточно быстрого удаления угнанного средства от места угона. Следовательно, у органов внутренних дел существует возможность оперативного задержания угонщика. Однако надежность этого зажигания не может быть высокой. Действительно, помехи в цепи зажигания могут подсказать угонщику, что транспортное средство снабжено комплектом и побудить к его поиску. С другой стороны, отдельные приемник и передатчик, каждый из которых снабжен собственной антенной, не так уж и сложно найти, если иметь некоторый опыт. К тому же не исключена возможность включения зажигания напрямую минуя цепи, контролируемые блоком управления. То, что приметы и номер угнанного транспортного средства в момент угона оказались на контроле в полицейском участке, тоже не очень страшно для угонщика: например, не так уж сложно сменить номерные знаки на транспортном средстве. Кроме того, для известной противоугонной системы комплект оперативного воздействия находится в полицейском участке, и после получения сигнала об угоне необходимо еще выслать наряд полиции на место угона, то есть оперативность прибытия наряда полиции на место происшествия не может быть высокой. После прибытия наряда полиции на место происшествия единственным способом определения направления движения угнанного транспортного средства является опрос свидетелей, а это означает дополнительные потери времени, снижающие надежность обнаружения угнанного транспортного средства. Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является повышение надежности обнаружения угнанного транспортного средства. Поставленная задача решается тем, что в известной противоугонной системе, содержащей установленный на транспортном средстве комплект защиты с блоком включения, первым передающим блоком, подключенными к первой антенне, блоком управления, подключенным к габаритным огням и органам блокировки двигателя, и размещенный в центре приема комплект оперативного воздействия со вторым передающим блоком, приемником, второй антенной, блоком запоминания кодов, блоком сравнения и блоком сигнализации, в комплект защиты введены блок выделения фронта сигнала, асинхронный RS-триггер, первый генератор частоты, первый частотный компаратор, первый элемент И и блок выделения помехи, а в комплект оперативного воздействия второй генератор частоты, блок вращения и кодирования угла поворота антенны, блок развязки, второй частотный компаратор, делитель частоты, первый и второй счетчики, первый и второй регистры, элемент задержки, второй и третий элементы И, формирователь потенциального сигнала, при этом в комплекте защиты первый передающий блок выполнен по сверхрегенеративной схеме с внешней суперизацией и соединен входом с выходом первого элемента И, а одним из выходов со входом первого частотного компаратора, входы первого элемента И подключены к выходу первого генератора частоты и прямому выходу асинхронного RS-тиггера, входы блока выделения помехи и блока выделения фронта сигнала соединены с выходом блока включения, а выходы со входами установки соответственно единицы и нуля асинхронного RS-триггера, один из входов блока управления подключен к выходу первого частотного компаратора, а другой вход к выходу блока выделения фронта сигнала, в комплекте оперативного воздействия приемник выполнен по сверхрегенеративной схеме и соединен входом с выходом блока развязки, а выходом со входом второго частотного компаратора и сигнальным входом делителя частоты, один из входов блока развязки подключен к выходу второго передающего блока, а другой вход ко второй антенне, входы второго элемента И соединены с выходами третьего элемента И и блока сравнения, а вход с тактовым входом блока запоминания кодов, групповой кодовый выход которого подключен к групповому входу первого регистра, входы третьего элемента И соединены с выходами второго частотного компаратора и делителя частоты, а выход со счетным входом первого счетчика, блок вращения и кодирования угла поворота антенны связан со второй антенной и подключен групповым кодовым выходом к групповому кодовому входу блока запоминания кодов, тактовым выходом к установочным входом первого счетчика и делителя частоты, а установочным выходом ко входу элемента задержки и установочным входом первого и второго регистров, установочный и счетный входы второго счетчика соединены с выходами соответственно элемента задержки и второго элемента И, сигнальный выход с сигнальным входом второго регистра, а групповой кодовый выход с групповым кодовым входом последнего и одним из групповых входов блока сравнения, другой групповой вход которого подключен к групповому выходу первого счетчика, выход формирователя потенциального сигнала соединен со входом второго генератора частоты, входы второго передающего блока подключены к выходам формирователя потенциального сигнала и второго генератора частоты, групповые выходы первого и второго регистров соединены с соответствующими групповыми входами блока сигнализации. На фиг. 1 представлена схема электрическая функциональная предлагаемой противоугонной системы; на фиг. 2 диаграммы работы комплекта защиты после включения (t0) и угона (t1); на фиг. 3 диаграммы работы комплекта оперативного воздействия, если в его зоне действия нет угнанного транспортного средства с выключенным комплектом защиты; на 4, фиг. 5 - диаграммы совместной работы комплекта защиты и комплекта оперативного воздействия после появления в его зоне действия угнанного транспортного с выключенным комплектом защиты, при этом диаграммы фиг. 4 показывают работу при отключенном формирователе потенциального сигнала, а диаграммы фиг. 5 при включенном формирователе потенциального сигнала; на фиг. 6 представлена структурная схема блока выделения помехи; на фиг. 7 схема электрическая первого передающего блока; на фиг. 8 схема электрическая блока сигнализации; на фиг. 9 представлена схема электрическая блока управления. На фиг. 10 схема электрическая приемника; на фиг. 11 схема электрическая второго счетчика; на фиг. 12 структурная схема первого и второго частотных компараторов; на фиг. 13 схема электрическая блока сравнения. При этом во всех случаях обозначение диаграммы соответствует номеру блока или элемента, с выхода которого берется соответствующий сигнал. Если у блока фиг. 1 указано несколько выходов, то в обозначение диаграммы через тире включаются номера блоков, с которыми соединен данный выход. Для триггеров и одновибраторов указаны только сигналы на прямых выходах. Все схемы блоков, представленные на отдельных чертежах, на каждом из этих чертежей, взяты в рамку, в первом верхнем углу которой указан номер, соответствующий номеру данного блока на фиг. 1. Для базового и второго частотных компараторов, имеющих одинаковую схему, в первом верхнем углу на фиг. 12 указаны оба номера этих блоков, но цифра, отражающая номер второго частотного компаратора, взята в скобки. Если на блок, схема которого приведена на отдельном чертеже, поступает более одного входного сигнала, то все входные сигналы обозначены вне рамки схемы номерами блоков, формирующих на своих выходах эти сигналы. Если блок, схема которого приведена на отдельном чертеже, формирует более одного выходного сигнала, то все эти выходные сигналы обозначены номерами блоков, на входы которых они поступают. На фиг. 1 пунктирными линиями ограничены элементы, входящие в состав комплекта защиты и комплекта оперативного воздействия. В состав противоугонной системы входят: блок 1 включения, выход которого соединен со входом блока 2 выделения фронта сигнала; асинхронный RS-триггер 3, вход установки нуля (R) которого подключен к выходу блока 2 выделения фронта сигнала; блока 4 управления, один из входов которого соединен с выходом блока 2 выделения фронта сигнала; первый элемент И 5, один из выходов которого соединен с прямым выходом асинхронного RS-тиггера 3, а выход подключен ко входу первого передающего блока 6; первый 7 частотный компаратор, вход которого соединен с одним из выходов первого передающего блока 6, а выход подключен к одному из входов блока 4 управления; блок 8 выделения помехи, через который выход блока 1 включения подключен ко входу установки единицы (S) асинхронного RS-тиггера 3; первый генератор 9 частоты, выход которого подключен к одному из входов первого элемента И 5; первая антенна 10 (комплекта защиты), подключенная к первому передающему блоку 6; формирователь 11 потенциального сигнала, выход которого подключен ко входу второго генератора 12 частоты; второй передающий блок 13, вход которого соединен с выходом второго генератора 12 частоты; вторая антенна 14 (комплекта оперативного воздействия), соединенная с блоком 15 вращения и кодирования угла поворота антенны; блока 16 развязки, входы которого соединены соответственно со второй антенной 14 и с выходом второго передающего блока 13; приемник 17, вход которого соединен с выходом блока 16 развязки; второй 18 частотный компаратор, вход которого соединен с выходом приемника 17; делитель частоты 10, установочный вход которого соединен с тактовым выходом блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны, а сигнальный вход с выходом приемника 17; первый счетчик 20, установочный вход которого соединен с тактовым выходом блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны; первый регистр 21, установочный вход которого соединен с установочным выходом блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны; второй регистр 22, установочный вход которого соединен с установочным выходом блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны; блока 23 запоминания кодов, групповой кодовый вход которого соединен с групповым кодовым выходом блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны, а групповой кодовый выход подключен к групповому кодовому входу первого регистра 21; второй счетчик 24, групповой кодовый выход которого соединен с групповым кодовым входом второго регистра 22, а сигнальный выход подключен к сигнальному входу второго регистра 22; элемент задержки 25, вход которого соединен с установочным выходом блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны, а выход подключен к установочному входу второго счетчика 24; блока 26 сравнения, групповые входы которого подключены соответственно к групповому выходу первого счетчика 20 и к групповому кодовому выходу второго счетчика 24; второй элемент И 27, один из входов которого соединен с выходом блока 26 сравнения, а выход подключен к тактовому блока 23 запоминания кодов и к счетному второго счетчика 24; третий элемент И 28, вход которого соединены соответственно с выходом второго 18 частотного компаратора и делителя частоты 19, а выход подключен к одному из выходов второго элемента И 27 и к счетному входу первого счетчика 20; блок 29 сигнализации, групповые входы которого соединены соответственно с групповыми выходами первого 21 и второго 22 регистров. На фиг. 6 приведена возможная реализация блока 8 выделения помехи. В его состав входят конденсатор C1, усилитель 8.1, детектор 8.2 и пороговый элемент 8.3. Блок 8 выполнен в соответствии со способом, приведенном в описании к авторскому свидетельству СССР N 1753942, кл. B 60 R 25/10 от 07.08.92. На фиг. 7 приведена возможная реализация первого передающего блока 6. Первый передающий блок 6 включает в свой состав сверхрегенератор с внешней суперизацией и индуктивной обратной связью, а также амплитудный детектор, выделяющий огибающую генерируемых радиоимпульсов. Сверхрегенератор выполнен на транзисторе V1, колебательном контуре L1, C2 (настроенном на выбранную несущую частоту 26945 кГц) и интегрирующей цепи, состоящей из резисторов R1, R2 и конденсатора C1. Индуктивность L2 выполняет роль элемента обратной связи. Амплитудный детектор выполнен на диодах V2, V3, резисторе R3 и конденсаторах C4, C5. Через конденсатор C3 выходные радиомпульсы поступают на первую антенну 10. На фиг. 8 приведена возможная реализация блока 29 сигнализации. Блок 29 включает в свой состав два дешифратора 29.1, 29.2, восемь световых индикаторов направления H1-H8, одиннадцать световых индикаторов уровня входного сигнала H9-H19, ключевой элемент 29.3, звуковой сигнализатор 29.4 и два резистора R1, R2. Первый дешифратор 29.1 дешифрирует код с группового выхода первого регистра 21, а второй дешифратор 29.2 код с группового выхода второго регистра 22, причем в дешифрации не участвует код на сигнальном входе второго регистра 22. Логическая единица на этом выходе производит включение звукового сигнализатора 29.4 и замыкание ключевого элемента 29.3. При дешифрации сигналов вторым дешифратором 29.4 для входных кодов, начиная с "0000" по "0101" включительно, возникает потенциал, включающий световой индикатор H9, а при больших входах включается один из следующих световых индикаторов: с H10 по H19 включительно. Дешифратор 29.4 может получить из дешифратора четырехразрядного кода на шестнадцать выходов при подключении первых шести выходов к световому индикатору H9 через элемент ИЛИ. На фиг. 9 приведена возможная реализация блока 4 управления. Блок 4 включает в свой состав два элемента И 4.1, 4.2, асинхронный RS-триггер на двух элементах ИЛИ-НЕ 4.4, два одновибратора 4.5, 4.6, элемент ИЛИ-НЕ 4.7, управляемый мультивибратор 4.8, два усилителя мощности 4.9, 4.10. При этом управляемый мультивибратор 4.8 может быть выполнен по части схемы генератора пачки импульсов, приведенной в книге В.Л. Шило "Популярные цифровые микросхемы", Челябинск, "Металлургия", 1989, с. 214, рис. 2.21 б, элементы DD1.3, DD1.4, R1, R3, C1. Разрешающим сигналом для управляемого мультивибратора 4.8 (сигнал "в" на рис. 2.21 б) является выходной сигнал элемента ИЛИ-НЕ 4.7. Усилитель мощности 4.9 предназначен для управления габаритными огнями транспортного средства. При этом на транспортном средстве должно быть расположено специальное реле с двумя парами нормально разомкнутых контактов (отдельно для левого и правого габаритного огня). Выход усилителя мощности 4.9 должен быть подключен к обмотке реле. Через замкнувшиеся контакты реле на габаритные огни подается напряжение, вызывающее их включение. Данное реле на фиг. 1 не показано. Усилитель мощности 4.10 предназначен для управления органами блокировки двигателя транспортного средства. Выход усилителя мощности 4.10 должен быть, например, подключен к обмотке размыкания реле, контакты которого включены в цепь зажигания транспортного средства. Данное реле также не показано на фиг. 1. На фиг. 10 приведена возможная реализация приемника 17. Приемник 17 включает в свою состав сверхрегенератор с автосуперизацией и емкостной обратной связью, а также амплитудный детектор, выделяющий огибающую генерируемых радиоимпульсов. Сверхрегенератор выполнен на транзисторе V1, колебательном контуре L1, C2 (настроенном на выбранную несущую частоту 26945 кГц) и интегрирующей цепи, состоящей из резистора R1 и конденсатора C4. Конденсатор C3 выполняет роль элемента обратной связи. Дроссель L2 служит для предотвращения короткого замыкания на высокой частоте. Амплитудный детектор выполнен на диодах V2, V3, резисторе R4, конденсаторах C5, C7. Через конденсатор C1 осуществляется связь приемника 17 со второй антенной 14 (или, точнее, с блоком 16 развязки). На фиг. 11 приведена возможная реализация второго счетчика 24. Второй счетчик 24 включает в свой состав четырехразрядный двоичный счетчик, состоящий из четырех последовательно включенных счетных триггеров 24.1 24.4 со срабатыванием по заднему фронту сигнала счета (C) и с асинхронной установкой в нулевое состояние единичным сигналом (R). Кроме того, в состав второго счетчика 24 входит асинхронный RS-триггер на двух элементах ИЛИ-НЕ 24.5 и 24.6, два элемента И 24.7 и 24.8, элемент И-НЕ 24.9. Выходными сигналами второго счетчика 24 являются сигналы с прямых выходов счетных триггеров 24.1 24.4, образующие групповой кодовый выход второго счетчика 24, а также сигнал с прямого выхода асинхронного RS-триггера на элементах ИЛИ-НЕ 24.5, 24.6 (сигнал с выхода элемента ИЛИ-НЕ 24.6), образующий сигнальный выход второго счетчика 24. При этом сигнальный выход второго счетчика 24 подключен только к сигнальному входу второго регистра 22 (сигнал с выхода асинхронного RS-триггера поступает только в сигнальный разряд второго регистра 22). В асинхронный RS-триггер записывается логическая единица, если после асинхронной установки (после поступления на установочный вход второго счетчика 24 импульса с выхода элемента задержки 25) на счетный вход второго счетчика 24 поступило не менее шести сигналов счета. Элемент И 24.8 предназначен для запрета подачи сигналов счета на последовательно включенные счетные триггеры 24.1-24.4, после того, как в этих триггерах установится максимально возможное содержимое "1111". То есть, если после асинхронной установки на счетный вход второго счетчика 24 подано любое количество сигналов счета не менее пятнадцати, то выходным кодом на его групповом кодовом выходе будет "1111", а на его сигнальном выходе "1". На фиг. 12 приведена возможная реализация первого 7 и второго 18 частотных компараторов. Каждый из блоков включает в свой состав последовательно включенные узкополосный фильтр 7.1, детектор 7.2 и пороговый элемент 7.3. Отличие между первым 7 и вторым 18 частотными компараторами состоит в номинале частоты, выделяемой узкополосным фильтром: в первом 7 частотном компараторе узкополосный фильтр настроен на частоту 500 Гц, а во втором 18 частотном компараторе фильтр настроен на частоту 2 кГц. На фиг. 13 приведена возможная реализация блока 26 сравнения (для определенности четырехразрядного). Блока 26 включает в свой состав четыре элемента "исключающее ИЛИ" (сумматоры по модулю два 26.1-26.4 и выходной элемент ИЛИ-НЕ 26.5. Блок 1 включения в простейшем случае может выполнен в виде потайного тумблера, подключающего питание к элементам комплекта защиты. Блок 2 выделения фронта сигнала может быть выполнен по схеме, приведенной в книге Г.П. Самойлова и др. "Телевизоры и их ремонт", М. "Связь", 1980, с. 33, рис. 2.10 цепь 2C3, 3R34. Данная схема должна быть дополнена выходным инвертором. Первый 9 и второй 12 генераторы частоты могут быть выполнены по схеме генератора с кварцевой стабилизацией, приведенной в книге В.Н. Вениаминова, О. Н. Лебедева и А.И. Мирошниченко "Микросхемы и их применение. Справочное пособие", М. "Радио и связь", 1989, с. 206-211, рис. 7.10 д. Генераторы могут быть дополнены выходными делителями частоты. Формирователь 11 потенциального сигнала в простейшем случае может состоять из кнопки, которая при нажатии подключает напряжение питания комплекта оперативного воздействия ко второму генератору 12 частоты и ко второму передающему блоку 13. Второй передающий блок 13 представляет собой передатчик, включающий в свой состав последовательно соединенные задающий генератор радиочастоты (26945 кГц) и модулятор. В состав блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны может входить электромотор, равномерно вращающий вал второй антенны 14 (механическая связь блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны и второй антенны 14 условно показана на фиг. 1 пунктиром, а также схема кодирования угла поворота вала второй антенны 14. При этом схема кодирования угла поворота вала может быть выполнена в соответствии с описанием к авторскому свидетельству СССР N 354568, кл. H 03 K 13/32, G 08 C 9/00. от 08.12.70. Выходными сигналами блока 15 вращения и кодирования угла поворота антенны являются: двоичный код направления из регистра положения 3 (образующий гупповой кодовый выход), тактовые импульсы с выхода логической сборки ИЛИ 19 (тактовый выход), а также установочные импульсы (установочный выход), которые можно сформировать, например, путем подключения выхода триггера старшего разряда регистра положения 3 через дифференцирующую схему, аналогичную схемам 17 и 18 (нумерация и наименования элементов в соответствии с авторским свидетельством СССР N 354568). Во избежание гонок, параметры дифференцирующих схем должны быть подобраны так, чтобы передний фронт установочного импульса был бы смещен относительно переднего фронта тактового импульса на время порядка 1 мкс. Блок 16 развязки представляет собой направленный ответвитель, который может быть выполнен, например, в соответствии с книгой Э. Ред "Справочное пособие по высокочастотной схемотехнике. Схемы, блоки, 50-омная техника". Перевод с немецкого. М. "Мир", 1990, с. 23-29. Делитель частоты 19 и первый счетчик 20 могут быть выполнены по схеме двоичных счетчиков, каждый из которых выполнен на счетных триггерах со срабатыванием по заднему фронту сигнала счета и установкой в нулевое содержимое по единичному потенциалу (для определенности, делитель частоты 19 - десятиразрядный, а первый счетчик 20 четырехразрядный). Выходным сигналом делителя частоты 19 является сигнал с прямого выхода десятого разряда двоичного счетчика, а выходным сигналом первого счетчика 20 (групповой выход) набор сигналов с прямых выходов всех четырех разрядов двоичного счетчика. Первый 21 и второй 22 регистры, а также блок 23 запоминания кодов могут быть выполнены в виде регистров D-триггеров с запоминанием информации по переднему фронту тактового импульса. Для определенности, первый регистр 21 и блок 23 запоминания кодов трехразрядные, а второй регистр 22 - пятиразрядный. При этом в первые четыре разряда второго регистра 22 заносится содержимое счетных триггеров 24.1-24.4 из второго счетчика 24 (сигнал с группового кодового выхода), а в пятый, сигнальный, разряд сигнальный выходной сигнал второго счетчика 24 (содержимое асинхронного RS-триггера на элементах ИЛИ-НЕ 24.6). Выходным сигналом блока 23 запоминания кодов, образующим его групповой кодовый выход, является набор сигналов с прямых выходов его разрядных D-триггеров. Аналогично выходными сигналами первого 21 и второго 22 регистров, образующими их групповые выходы, являются наборы сигналов прямых выходов разрядных D-триггеров данных блоков. Элемент задержки 25 может быть выполнен на основе дифференцирующей цепочки, формирующей короткий единичный сигнал по заднему фронту входного импульса элемента задержки 25. Остальные элементы, входящие в состав противоугонной системы, являются стандартными, широко описанными в технической литературе и в дальнейших пояснениях не нуждаются. Внешние проявления работы противоугонной системы, состоящей из комплекта защиты и комплекта оперативного воздействия, следующие. Комплект защиты устанавливается на транспортном средстве. Он включается владельцем транспортного средства при постановке на охрану. В случае угона при приближении транспортного средства к центру приема (к автомашине милиции, снабженной второй частью противоугонной системы комплектом оперативного воздействия) комплект оперативного воздействия подает сигнал о нахождении поблизости угнанного транспортного средства. Указывает направление на угнанное транспортное средство и дает оценку расстояния до него. Сотрудник милиции, находящийся на автомашине с комплектом оперативного воздействия, получает возможность преследования и скрытного обнаружения угнанного транспортного средства. Идентифицировав угнанное транспортное средство, сотрудник милиции может включить входящий в состав комплекта оперативного воздействия передатчик для активного воздействия на комплект защиты. При этом находящийся на угнанном транспортном средстве комплект защиты начинает включать с определенной частотой габаритные огни транспортного средства, чтобы сотрудник милиции мог проверить точность своей идентификации угнанного транспортного средства в потоке машин. После такой точной идентификации сотрудник милиции может с помощью комплекта оперативного воздействия подать команду для комплекта защиты на остановку угнанного транспортного средства путем выключения его двигателя. Разберем работу противоугонной системы детально. На фиг. 2 представлены диаграммы работы комплекта защиты после включения (t0) и угона (t1). При необходимости постановки на охрану в момент t0 владелец защищаемого транспортного средства включает комплект защиты. Для этого владелец транспортного средства приводит в рабочее состояние блок 1 включения. В простейшем случае, если блок 1 включения представляет собой потайной тумблер, приведение в рабочее состояние блока 1 включения означает замыкание тумблера. При этом блок 1 включения подает питание ко всем блокам комплекта защиты (на фиг. 1 связи по питанию не показаны). Включение комплекта защиты должно производится при выключенном двигателе транспортного средства. После включения питания в момент t0 блок 2 выделения фронта сигнала выдает кратковременный сигнал начальной установки. Этот сигнал устанавливает начальное нулевое состояние асинхронного RS-триггера 3 и начальное состояние блока 4 управления. Для схемной реализации блока 4 управления, изображенной на фиг.9, установка в начальное состояние означает установку в нулевое состояние асинхронного RS-триггера на элементах ИЛИ-НЕ 4.3 и 4.4. При этом, очевидно, что запуска одновибраторов 4.5 и 4.6 не было, и на прямых выходах обоих одновибраторов присутствует сигнал логического нуля. Поэтому логический ноль с единичного выхода RS-триггера на элементах ИЛИ-НЕ 4.3, 4.4 выключает усилитель мощности 4.10 и формирует логическую единицу на выходе элемента ИЛИ-НЕ 4.7. Выключение усилителя мощности 4.10 создает потенциальную возможность включения двигателя транспортного средства. Логическая единица на выходе элемента ИЛИ-НЕ 4.7 выключает управляемый мультивибратор 4.8, выходной сигнал которого, пройдя через усилитель мощности 4.9, обеспечивает потенциальную возможность включения пользователем габаритных огней транспортного средства. И, таким образом, в начальном состоянии блок 4 управления создает потенциальную возможность включения как двигателя транспортного средства, так и его габаритных огней. В общем случае подачи сигналов начальной установки для каких-либо других элементов комплекта защиты (кроме указанных выше асинхронного RS-триггера 3 и блока 4 управления) не требуется, однако, может быть такая схемная реализация отдельных блоков (не совпадающая с приведенными примерами реализации), которая требует дополнительной подачи сигналов начальной установки. Низкий, нулевой сигнал с прямого выхода асинхронного RS-триггера 3 формирует нулевой сигнал на выходе первого элемента И 5, запрещающий формирование радиоимпульсов первым передающим блоком 6. В свою очередь, отсутствие формирования радиоимпульсов первым передающим блоком 6 вызывает появление на выходе первого 7 частотного компаратора неизменного сигнала логического нуля, при котором не происходит включения блока 4 управления. Поскольку постановка на охрану осуществляется при выключенном двигателе транспортного средства, на выходе блока 8 выделения помехи присутствует неизменный нулевой сигнал, и нулевое состояние асинхронного RS-триггера 3 измениться не может. После включения питания комплекта защиты первый генератор 9 частоты начинает формировать на своем выходе импульсы строго фиксированной частоты (для определенности 2 кГц). На выходе первого элемента И 5 эти импульсы не могут появиться, поскольку на одном из входов первого элемента И 5 присутствует нулевой сигнал с прямого выхода асинхронного RS-триггера 3. Таким образом, на выходах блоков комплекта защиты оказывается неизменный набор сигналов. Этот набор сигналов (приведенный на фиг. 2) сохраняется либо до того момента, пока владелец защищаемого транспортного средства, на котором расположен комплект защиты, не выключит блок 1 включения (например, пока не будет разомкнут потайной тумблер), либо до момента, когда угонщик, проникший в охраняемое транспортное средство, не произведет включение его двигателя. Если блок 1 включения будет выключен, то от всех блоков комплекта защиты будет отключено питание, что безусловно означает снятие транспортного средства с охраны. На диаграммах фиг. 2 иллюстрируется работа противоугонной системы после того как угонщик в момент t1 включил двигатель транспортного средства. Как указывалось выше, блок 4 управления не создает препятствий для включения двигателя, и угонщик не знает, что транспортное средство снабжено противоугонным устройством. После включения двигателя по цепи питания транспортного средства возникают высокочастотные помехи от системы зажигания, на появление которых реагирует блок 8 выделения помехи. При этом на выходе блока 8 выделения помехи возникает сигнал логической единицы, устанавливающий в асинхронном RS-триггере 3 единичное состояние. Единичный сигнал с прямого выхода асинхронного RS-триггера 3 разрешает прохождение через первый элемент И 5 импульсов частотой 2 кГц с выхода первого генератора 9 частоты. По импульсам с выхода первого элемента И 5 осуществляется запуск первого передающего блока 6, построенного по принципу сверхрегенеративного генератора радиоимпульсов внешней суперизации с плавным запуском (фиг. 7). Плавность запуска сверхрегенеративного генератора состоит в том, что на его входе запуска установлена интегрирующая цепь (R1, R2, C1), и, таким образом, амплитуда сигнала запуска сверхрегенератора (выполненного на транзисторе V1) возрастает достаточно медленно. После того, как амплитуда сигнала запуска сверхрегенератора достигает определенного уровня, первый передающий блок 6 начинает генерировать радиоимпульсы (например, с разрешенной для указанных целей несущей частотой 26945 кГц), поступающие через первую антенну 10 (комплекта защиты) в эфир. Каждый из радиоимпульсов заканчивается по окончании выходного сигнала первого генератора 9 частоты. Пусть, например, первый генератор 9