Спортивная лодка мошконова
Реферат
Использование: судостроение, прогулочно-спортивные водные транспортные средства, транспортируемые на крышке легкового автомобиля. Сущность изобретения: корпус лодки с внутренним помещением кокпитом закрыт сверху тентом с вшитыми прозрачными окнами и молниями на заднем пологе, закрепленным на шарнирно складывающихся дугах. В подбортовых пространствах, заполненных пенопластом, размещены шкафчики для припасов и аптечки. В носовом отсеке уложены надувные матрацы, спасательные жилеты, одеяла и забортный навесной трап. Лаз прикрыт крышкой-столиком, возле которого подвешена съемная скамейка, используемая в качестве изголовья на реечном днищевом настиле. Днище выполнено двухкилеватым вогнутым, переходящим в плоскость к срезу транца, снабженного подмоторной плитой. Лодка снабжена парусным вооружением, веслом-движителем с лопастью в виде полубалансирного пера руля. Для облегчения снятия с автомашины и постановки предусмотрены резиновые жгуты-амортизаторы и направляющие накладки на кромках рамы-багажника. Для хранения в подвешенном положении предусмотрены поворотные замки по бортам лодки. Лодка обеспечивает безопасное и комфортное плавание под парусами, под мотором, транспортабельность, удобно при эксплуатации и хранении. 4 з.п. ф-лы, 14 ил.
Изобретение относится к прогулочно-спортивным водным транспортным средствам, предназначенным для отдыха, туризма и рыбной ловли.
Известна принятая в качестве ближайшего аналога лодка "Крым-3", содержащая корпус, носовой отсек с лазом и крышкой, палубу, мягкое сиденье, реечный днищевой настил, движитель, весло, хранилище для инвентаря и продуктов, кокпит, закрытый сверху непромокаемым с вшитыми прозрачными окнами и молниями на заднем пологе тентом, закрепленным на шарнирно складываемых вдоль бортов в дугах, поперечную переборку между кокпитом и носовым отсеком (Справочник по катерам, лодкам и моторам, под ред. Г.М. Новика. Л. Судостроение, 1979, с. 67-69, рис. 39, 41). Предложенное изобретение предназначено для повышения комфортности и безопасности плавания, транспортабельности, удобства эксплуатации и хранения лодки. Технический результат достигается тем, что в известной лодке подбортовые пространства заполнены пенопластом и в них размещены шкафчики для припасов и аптечки, лаз в носовой отсек выполнен в поперечной переборке, а крышка лаза закреплена с возможностью поворота и преобразования в столик, при этом сиденье выполнено съемным навесным, с возможностью его использования как изголовья на реечном днищевом настиле. Днище лодки выполнено преимущественно двухкилеватым вогнутым, переходящим в плоскость и срезу транца, снабженного подмоторной плитой, водосливным дренажным клапаном. Лодка может быть снабжена парусным вооружением, включающим мачту с парусными, бортовой поворотный киль, рулевое весло-движитель с лопастью в виде полубалансирного пера руля с пружиной. Для рыбной ловли и отдыха на открытом водоеме предусмотрены два якоря, кормовой бимс с выемками фиксирующими комли удилищ. Для облегчения снятия с автомашины и постановки, предусмотрены резиновые жгуты-амортизаторы, направляющие накладки на кромках рамы-багажника и плечевая лямка. Опорная рама лодки закреплена за водосливные желоба автомашины, посредством захватов и снабжена резиновыми амортизационными подушками, на которые опирается лодка, закрепленная поворотными замками. Для хранения в подвешенном положении предусмотрены крючья с тросами, проходящими через блоки, закрепленные на потолке гаража. На фиг. 1 показан общий вид в разрезе по линии А-А; на фиг. 2 вид сверху с частичным сечением Б-Б; на фиг. 3 поперечный разрез В-В; на фиг. 4 то же, Г-Г; на фиг. 5 лодка на крыше автомобиля и система подвеса; на фиг.6 то же, вид со стороны транца; на фиг. 7 схема спуска лодки на грунт; на фиг. 8 рама-багажник; на фиг.9 многофункциональная мачта с частичным разрезом; на фиг. 10 водосливной дренажных клапан в разрезе; на фиг. 11 - поворотный замок крепления лодки к багажнику; на фиг. 12 то же, при подвеске лодки к потолку гаража; на фиг. 13 рулевое весло мускульный движитель лодки; на фиг. 14 якорное устройство. Спортивная лодка содержит корпус 1 с двухкилеватым днищем 2, переходящим из вогнутого профиля в плоскость и транцу 3, снабженному подмоторной плитой, ручками 4, гнездом 5 для уключины 6 рулевого весла движителя 7. Палуба 8 является полубаком, прикрывая носовой отсек 9, имеющий лаз 10 в переборке 11, закрываемый крышкой-столиком 1. Палуба снабжена клюзами 13 для двух якорей 14 и отверстием 15 для постановки мачты 16. Обитаемое пространство-кокпит 17 вмещает два спальных места на надувных матрацах, укладываемых на реечный настил 18, два шкафчика 19 для хранения продуктов и аптечки размещены в подбортовом пространстве 20, заполненном пенопластом 21. Кормовой бимс 22 снабжен вкладышем с выемками 23, фиксирующими комли удилищ. Шарнирно сочлененные дуги 24, расположенные вдоль бортов за козырьком 25, являются каркасом для непромокаемого тента 26 с вшитыми прозрачными окнами 27. Съемное мягкое сидение 28 на подвесках 29 служит изголовьем при ночлеге. Съемный навесной заборный трап 30 создает удобство при купании. В вырезе привального бруса 31 размещен бортовой поворотный киль 32 на оси 33 с пружиной 34. По бортам расположены замки 35, контактирующие с зацепами 36 рамы-багажника 37, снабженной амортизаторами-подушками 38 и направляющими накладками 39 и закрепляемой к водосливным желобам автомашины зацепами 40. Тросы 42 с крючьями 41 и пружинами 43 перекинуты через блоки 44, закрепленные на потолке гаража. Клотик 45, кольцо 46 и поворотный крюк 47 мачты 16 способствуют ее многофункциональности. Резиновые жгуты-амортизаторы 48 с крюками 49 и плечевая лямка 50 с крюками 51 облегчают операцию спуска и подъема лодки на машину. Паруса 52 грот и кливер с гиком 54, люверсами 55 и блоком 56 во время перевозки сложены в пакет, обвязанный шкотами 57 и прикрепленный к утке 58. Для слива воды имеется дренажно-клапанное устройство 59, содержащее корпус 60, конусный клапан 61 с резиновым кольцом 62, штоком 63 и пружиной 64, направляющей втулкой 65, стопором 66 на оси 67 и рукоятку 68. Пластина 69 лопасти весла-движителя на вертикальной оси 70, которая сообщается посредством рычага 71 и пружины 72 с веретеном 73 и проходит через втулку 74 на его конце, а сама лопасть снабжена поплавком 75 в форме козырька. Якорь 14 содержит веретено 76, заборную часть клиновидного сечения, образующую полый усеченный конус 77 с заостренной кромкой по его большему основанию, соединенную с веретеном плоскими продольными спицами 78. Канат 79, закрепленный на проушину 80 веретена 76, снабженного конусной резиновой пробкой 81, проходит через ролик 82. Усилие руки, передаваемое при раскачивании рукоятки 7 из стороны в сторону, преобразуется в волновое движение пластины 69, сдерживаемое посредством рычага 71 с пружиной 72 прикрепленной к веретену 73 так, что возникающая в процессе движения сила упора передается от пластины 69, через ось 70, втулку 74 веретену 73 и далее посредством уключины 6 и гнезда 5 самой лодке, которая получает импульс движения подобно водоплавающим. Во избежание подсоса воздуха с поверхности, пластина 69 снабжена сверху козырьком-поплавком 75. Катание под парусом начинается с оснащения мачты 16 парусным вооружением, включающим паруса 52, гик 53, люверсы 55, краспицу 54 и блоком 56, закрепляемым за кольцо 46. Оснащенную мачту 16 вставляют в отверстие 15, закрепляют паруса и шкоты 57, поворачивают киль 32 в рабочее положение на оси 33, а пружина 34 прижимает его к кромке привального бруса 31 так, что при наезде на мель или препятствие, киль повернется и восстановит свое рабочее положение. Действуя веслом 7, выводят лодку на ветер и наполняют паруса. Выбирая место для отдыха, ночлега или рыбной ловли, используют поворотный крюк 47 и клотик 45. Вдавив в грунт мачту 16 за клотик 45 и привязав к лодке, забрасывают якоря 14 в разные стороны с целью получения устойчивого положения с опорой на три точки. Якорь действует следующим образом: при протяжке срезается верхний слой грунта и свободно проходит в промежутки между спиц 78, не препятствуя заглублению заборной части 77. Посредством штока-веретена 76, проушины 80, каната 79 лодку закрепляют в нужном месте и положении. Забрасывают удочки, а комли их фиксируют в выемках 23 бимса 22. Готовясь к ночлегу, поднимают из-за козырька 25 дуги 27, служащие каркасом тенту 26 с вшитыми прозрачными окнами 27 и кнопками по периметру прилегания к корпусу. Места в кокпите 17 достаточно для размещения двух надувных матрацев на реечном настиле 18. Пенопласт 21, размещенный в подбортовых пространствах 20 и форпике, служит гарантией непотопляемости, а также теплоизоляцией. Для движения под мотором навешивают мотор на подмоторную плиту транца 3, закрепляют страховочный конец мотора на бимс 22, надевают спасательные жилеты из отсека 9, отруливают с помощью весла-движителя 7 от берега. Двухкилеватость и вогнутость днища создают условия скольжения по водо-воздушной эмульсии, что снижает силы трения о днище, а встречный напор воздуха создает воздушный клин, способствующий воздушной смазке. Для слива воды из корпуса на глиссировании открывают дренажный клапан 49, для чего рукояткой 68 перемещают шток 63 с клапанном 61, снабженным уплотнительным кольцом 62, стопор 66, выходя из втулки 65, поворачивается на оси 67 и пружина 64 удерживает клапан 61 в открытом положении пока движением рукоятками 68 стопор 66 не будет выведен из состояния упора о втулку 65, причем клапан закроется и уплотнительное кольцо 62 плотно прижимается к корпусу 60. Для погрузки лодку подтягивают кормой к машине, поднимают за нос и прислоняют наклонно к багажнику 37, к накладкам 39, затем крючья 49 зацепляют за противоположный край багажника 37 и, растянув амортизаторы-жгуты 48, вторыми концами закрепляют за бимс 22, лямку 50 крючьями 51 зацепляют за ручки 4 транца 3 и лодка легко поднимается, так как основной вес приняли на себя предварительно напряженные жгуты-амортизаторы 48. Достигнув горизонтального положения, лодку сдвигают по направляющим 39 и постепенно поворачивают в продольное положение до совмещения замков 35 с зацепами 36 багажника 37 и резиновых подушек 38 с бортиками кокпита 17, тогда лодку пристегивают замками 35 и контрят шпильками. По приезду в гараж, отстегивают замки 35, поворачивают их на 180 градусов и петли их соединяют с крючьями 41, предварительно растянув пружины 43 на тросах 42, перекинутых через блоки 44, закрепленные на потолке гаража. Суммарная сила пружин 43 должна превышать вес снаряженной лодки, тогда лодка плотно прижмется к самому потолку, готовая к следующей поездке. Предлагаемая лодка обеспечивает безопасное и комфортное плавание, удобно при эксплуатации, транспортировке и хранении, и может найти широкое применение у любителей туризма и рыбной ловли.Формула изобретения
1. Спортивная лодка, содержащая корпус, носовой отсек с пазом и крышкой, палубу, мягкое сиденье, реечный днищевой настил, движитель, весло, хранилище для инвентаря и продуктов, кокпит, закрытый сверху непромокаемым тентом с вшитыми прозрачными окнами и молниями на заднем пологе, закрепленным на шарнирно складываемых вдоль бортов дугах, поперечную переборку между кокпитом и носовым отсеком, отличающаяся тем, что подбортные пространства лодки заполнены пенопластом и в них размещены шкафчики для припасов и аптечки, лаз в носовой отсек выполнен в поперечной переборке, а крышка лаза закреплена с возможностью поворота и преобразования в столик, при этом сиденье выполнено съемным навесным с возможностью его использования в качестве изголовья на реечном днищевом настиле. 2. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что ее днище выполнено двухкилеватым, вогнутым, переходящим в плоскость к срезу транца, который снабжен подмоторной плитой, водосливным дренажным клапаном, гнездом для уключины рулевого весла-движителя и двумя ручками. 3. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что она снабжена парусным вооружением, включающим мачту с парусами, бортовым килем, рулевым веслом-движителем с лопастью в виде полубалансирного пера руля, снабженного поплавком-козырьком, закрепленного на вертикальной оси, соединенной посредством рычага и пружины с веретеном, снабженным втулкой на конце. 4. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что она оборудована двумя якорями, забортным трапом, кормовым бимсом с выемками, фиксирующими комли удилищ, а на конце мачты установлен поворотный крюк багра. 5. Лодка по п.1, отличающаяся тем, что по ее бортам установлены поворотные замки для размещения лодки на раме-багажнике автомобиля и хранения в подвешенном положении.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14