Навигационный огонь
Реферат
Использование: для установки на подводных лодках. Сущность изобретения: навигационный огонь содержит установленный на основании фонарь и установленный на выдвижном устройстве подводной лодки кронштейн для крепления основания, а также гидроцилиндр привода горизонтального фонаря и фиксатор для разъемного крепления основания на кронштейне. 2 ил.
Изобретение относится к судостроению, а именно, к навигационному оборудованию подводных лодок и может быть использовано в других областях техники, где используются сигнальные огни и выдвижные мачты, например, в радиотрансляционных устройствах.
Известен навигационный огонь, содержащий фонарь, установленный на основании, кабель электропитания и кронштейн для крепления основания, при этом основание выполнено с отверстием и фиксатором для разъемного крепления на этом кронштейне [1] Этот навигационный огонь устанавливается на мачте вручную, что делает затруднительным использование его на подводной лодке. Технический результат от использования изобретения заключается в обеспечении автоматической установки навигационного огня на выдвижном устройстве подводной лодки, что позволяет повысить безопасность мореплавания в мирное время. Это достигается тем, что навигационный огонь, содержащий фонарь, установленный на основании, кабель электропитания и кронштейн для крепления основания, причем основание выполнено с отверстием и фиксатором для разъемного крепления на этом кронштейне, снабжен гидроцилиндром привода горизонтального перемещения основания и катушкой для кабеля с приводом для намотки последнего, а также вставкой, посредством которой фонарь установлен на основании, при этом упомянутый гидроцилиндр выполнен с установленным на его штоке захватом для основания, упомянутый кронштейн и отверстие для него выполнены некруглыми, а сам кронштейн установлен на выдвижном устройстве подводной лодки. На фиг. 1 изображено устройство подъема навигационного огня подводной лодки в продольном разрезе в положении захвата; на фиг. 2 огонь изображен в виде сверху с сечением по А-А фиг. 1. Навигационный огонь состоит из фонаря 1, установленного через регулирующую его высоту над перископом вставку 2 на основании 3. Основание 3, находясь в нижнем положении, сцеплено с захватом 4 штока 5 гидроцилиндра 6 и расположено на направляющей 7, на которой закреплены бесконтактные датчики 8, 9 указывающие крайние положения основания. К мачте выдвижного устройства 10, например, к командирскому перископу, прикреплен штырь 11 с пазом 12. Основание 3 имеет внутри вертикальное отверстие 13, в которое помещен шток 14 с стопором 15 и горизонтальное некруглое (овальное или с гранями) отверстие 16, в которое плотно входит штырь 11. Некруглое отверстие не позволяет основанию и, соответственно, фонарю проворачиваться относительно горизонтальной оси. Пружина 17, удерживаемая гайкой 18, прижимает шток 14 с стопором 15 вниз, при этом он упирается в направляющую 7, если мачта выдвижного устройства опущена. Огонь смонтирован на фундаменте 19 под крышей ограждения рубки 20. Под фундаментом 19 смонтирована катушка 21 с кабелем 22, по которому на фонарь навигационного огня подается электропитание. Катушка 21 имеет возможность вращаться под действием натяжения кабеля 22 и механизм для сматывания его при ослаблении этого натяжения. Кабели 23 от бесконтактных датчиков 8,9 выведены в центральный пост подводной лодки на пульт сигнализации. Устройство работает следующим образом. Гидроцилиндр 6 и его шток 5, управляемые из центрального поста подводной лодки, перемещают захватом 4 основание 3 с закрепленным на нем через вставку 2 фонарем 1 по направляющей 7 из походного подводного положения в положение захвата штыря 11. Перемещение основания 3 контролируют бесконтактные датчики 8, 9, передавая информацию о положении основания 3 в центральный пост подводной лодки. По окончании перемещения горизонтальное некруглое отверстие 16 основания 3 плотно заходит на штырь 11, закрепленный на мачте 10 выдвижного устройства и срабатывает датчик 9. После этого поднимают мачту 10 выдвижного устройства, при этом основание 3 начинает выходить из зацепления захвата 4, одновременно шток 14 под действием пружины 17 опускается и своим стопором 15 фиксирует основание 3 на штыре 11 с помощью паза. Некруглое горизонтальное отверстие 16 в основании 3 обеспечивает жесткую фиксацию положения фонаря 1 на выдвижном устройстве, не позволяя ему проворачиваться вокруг горизонтальной оси. При дальнейшем подъеме мачты основание 3 выходит полностью из зацепления захвата 4, под действием натяжения кабеля 22 катушка 21 начинает вращаться, разматывая его. Мачта 10 выдвижного устройства поднимает навигационный огонь на высоту своего подъема 6-7 м над ограждением рубки 20. Перемещение огня в положение для подводного хода лодки происходит в обратном порядке. Мачту 10 выдвижного устройства опускают из поднятого положения, катушка 21 сматывает кабель 22. Зафиксированный на штыре 11 ползун 3 входит в зацепление с захватом 4 штока 5 гидроцилиндра 6, опускается ниже до соприкосновения с направляющей 7, при этом шток 14 поднимается, сжимая пружину 17. Стопор 15 перестает фиксировать ползун 3 на штыре 11, это контролирует датчик 9. После чего гидроцилиндр 6 перемещает на направляющей 7 ползун 3 с фонарем 1 на вставке 2 в походное подводное положение, что контролирует датчик 8.Формула изобретения
Навигационный огонь преимущественно подводной лодки, содержащий фонарь, установленный на основании, кабель электропитания и кронштейн для крепления основания, при этом основание выполнено с отверстием и фиксатором для разъемного крепления на этом кронштейне, отличающийся тем, что он снабжен гидроцилиндром привода горизонтального перемещения основания и катушкой для кабеля с приводом для намотки последнего, а также вставкой, посредством которой фонарь установлен на основании, при этом упомянутый гидроцилиндр выполнен с установленным на его штоке захватом для основания, кронштейн и отверстие для него выполены некруглыми, а сам кронштейн установлен на выдвижном устройстве подводной лодки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2