Инструмент для маркировки транспортного средства

Реферат

 

Изобретение относится к криминалистике и может быть использовано при нанесении защитной маркировки на агрегаты транспортного средства. Известные устройства, применяемые при маркировании, не позволяют восстановить первичную маркировку, удаленную механически. С целью преодоления указанного недостатка предложено при нанесении маркировки использовать инструмент, который представляет собой державку и твердосплавную вставку, рабочая часть которой выполнена в виде одного или нескольких пуансонов 5, представляющих рельефные буквенные и/или цифровые знаки. Причем в кодированных точечных областях контура каждого знака на рабочей части пуансона 5 имеется один или несколько заостренных шипов конической формы или в виде многогранной пирамиды, выступающих над верхней рабочей кромкой маркируемого знака. Помимо обеспечения возможности идентификации транспортного средства при изменении его маркировки, нанесенной механическим способом на заводе-изготовителе, с помощью предлагаемого инструмента защищается от изменений идентификационная (первичная) маркировка и упрощается конструкция инструмента для нанесения защитного кодирования маркировки. 5 ил.

Изобретение относится к криминалистике и может быть использовано при нанесении защитной маркировки на агрегаты транспортного средства, обеспечивающей возможность идентификации транспортного средства при изменении его маркировки, нанесенной на заводе-изготовителе.

Известно, что при розыске автомобиля и установлении его владельца особенно важное значение имеет установление регистрационных номеров на маркированных агрегатах транспортного средства: на его двигателе и кузове. Такие номера наносятся на определенных местах механическими способами: накаткой, гравировкой и ударным маркированием с помощью пуансонов, рабочая часть которых выполнена в виде одной или нескольких рельефных букв, цифр, символов или их комбинаций. При краже и угоне транспортного средства заводские номера (его первичная маркировка), по которым может быть установлена его принадлежность конкретному владельцу, уничтожаются (например, путем спиливания или срезания), а на это же место наносится вторичная (повторная) маркировка, имеющая иное сочетание цифровых и буквенных обозначений знаков.

Известен способ маркировки транспортного средства, предложенный в качестве средства дополнительной защитной маркировки после нанесения заводского номера на агрегат транспортного средства. Этот способ предполагает использование чекана с боевой частью в виде притупленной иглы для нанесения маркировки на двойную глубину нарушенного слоя металла в закодированных точечных областях по контуру знака. Благодаря этому при восстановлении опознаваемого номера после удаления механическим способом (спиливанием, срезанием) на основную глубину знаковой маркировки оказывается возможным идентифицировать номер по кодированным точечным областям, расположение которых в пределах каждого знака известно.

Однако применение в данном способе чекана связано с рядом недостатков. Прежде всего, достаточно сложно точно выставить боевую часть чекана напротив соответствующего кодировочной области уже нанесенного знака. Для выполнения этой работы вручную требуется весьма высокая квалификация работника, твердость руки и хорошее зрение. Кроме того, должна быть стабильной в течение рабочего времени сила удара молотка по бойку чекана, так как от этого зависит глубина нанесения дополнительной защитной маркировки. Для возможной механизации нанесения защитной маркировки потребуется применение дорогостоящего прецизионного оборудования, обеспечивающего повышенную точность координат наведения боевой части чекана. В этих случаях применения чекана и вручную, и с помощью роботизированной установки нанесение дополнительной защитной маркировки выполняется последовательно, что снижает производительность труда за счет больших затрат времени.

За прототип выбрано устройство для механического маркирования металлических деталей, наиболее распространенное при нанесении маркировки на агрегаты транспортного средства. Такое устройство представляет собой пуансон, торец 1 рабочей части которого (фиг. 1 2) выполнен в виде одной или нескольких рельефных букв, цифр, символов или комбинаций 2. Пуансон может быть выполнен цельным либо составным в виде державки и впаянной в нее под давлением твердосплавной вставки, например, из сплава ВК-7 или ВК-8. Как правило, при маркировании серийно выпускаемых изделий применяются составные пуансоны. Державка может изготавливаться из углеродистой стали, например, марок У7А или У8А, с закаливанием ее хвостовой части до твердости HRC 40 HRC 45. Профиль рельефных букв, цифр и символов может быть остроконечным, плоским, круглым и развернутым. Наибольшее распространение на практике находят пуансоны с остроконечным профилем, угол заострения которого в большинстве случаев равен 90o. Твердосплавные пуансоны обеспечивают высокое качество наносимой маркировки, имеют высокую износостойкость. После их применения в металле маркируемой детали 3 углубление 4 (фиг. 3 4), как правило, до 0,5 мм, которое соответствует рельефу рабочей части пуансона.

Однако с точки зрения обеспечения защиты нанесенного на изделие маркировочного знака от изменения, а также обеспечения возможности восстановления первоначального знака после его изменения, если необходимо произвести идентификацию транспортного средства, устройство, выбранное за прототип, обладает рядом недостатков. Получаемые при маркировании знаки имеют стандартные начертание и размеры шрифтов, одинаковую по всему профилю глубину маркировки /до 0,4 мм/. При ее механическом удалении на глубину нарушенного маркированием слоя металла, начиная с двойной глубины маркирования и более, восстановить исходную маркировку становится невозможным. Кроме того, в случае, если маркировка удалена на глубину, позволяющую восстанавливать ее фрагменты химическим травлением, то возникают затруднения в идентификации знаков по выявленным фрагментам, поскольку установить принадлежность выявленного фрагмента определенному знаку невозможно, и поэтому указывается совокупность знаков, которым могут принадлежать выявленные фрагменты.

Цель изобретения обеспечить надежность защитной маркировки агрегатов транспортных средств при минимальной степени усложнения используемого при этом маркировочного устройства и порядка обращения с ним.

Цель достигается тем, что на каждом пуансоне имеется один или несколько заостренных шипов, расположенных в характерных точках, при этом каждый шип имеет форму конуса или многогранной пирамиды.

Пример. На фиг. 1 показана маркирующая поверхность 1 твердосплавной вставки стандартного с остроконечным профилем знака 2, приводящим к получению на матрице 3 впадины 4. Отличием предлагаемого пуансона 5 с твердосплавной вставкой, несущей рельефный знак 2, является наличие заостренного шипа конической или пирамидальной формы 6 /фиг. 3, 5/, который при его использовании по назначению приводит к получению в матрице 3 впадины 4 остроконечного профиля с локальными углублениями 7. Характерными точками данного знака единицы, в которых расположены шипы, являются точки в начале и в конце знака /фиг. 5/. Шипы могут иметь форму конуса или многогранной пирамиды, что позволяет получать отпечатки различной формы и дает возможность идентификации использованного при маркировке пуансона.

Применение описываемого устройства может осуществляться как при ручной, так и механизированной маркировке. При этом маркировку изделий на твердых материалов (сталь, чугун) для снижения износа шипов целесообразно осуществлять в два прохода: вначале нанести маркировку однотипным пуансоном обычной конструкции (не имеющим шипов), после чего повторить маркировку, установив в выполненное уже углубление на поверхности маркируемой детали ошипованный пуансон по данному изобретению. Для изделий из легких материалов (алюминиевые сплавы, латуни и т.п.) маркировка осуществляется, как обычно, за один проход.

Предлагаемое устройство для маркировки транспортного средства обеспечивает следующие преимущества: защищает идентификационную (первичную) маркировку от изменений; упрощает конструкцию устройства для нанесения защитного кодирования маркировки; обеспечивает возможность восстановления идентификационной (первичной) маркировки, рельефное изображение которой уничтожено механическим способом.

Формула изобретения

Инструмент для маркировки транспортного средства, состоящий из державки и твердосплавной вставки, рабочая часть которой выполнена в виде одного или нескольких пуансонов, представляющих собой рельефные буквенные и/или цифровые знаки, отличающийся тем, что на каждом пуансоне имеется один или несколько заостренных шипов, расположенных в характерных точках знака, при этом каждый шип имеет форму конуса или многогранной пирамиды.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5