Регулируемое кресло на колесах

Реферат

 

Использование: в медицине для перемещения малоподвижных пациентов и инвалидов. Сущность изобретения: кресло содержит раму с колесами. Задние колеса с отрицательным развалом закреплены в держателях, установленных на раме. Держатели имеют фиксирующий узел с выполненным под углом отверстием, в котором закреплена ось заднего колеса для достижения отрицательного развала. Находящиеся по обе стороны рамы фиксирующие узлы 16 осей 7 задних колес 3 установлены с возможностью поворота независимо друг от друга в сопряженных держателях 6 и могут фиксироваться в определенном положении. При освобождении держателей фиксирующие узлы могут поворачиваться и тем самым направление осей задних колес может быть повернуто и установлено независимо друг от друга и тем самым различно. Благодаря этому возможно любое изменение развала задних колес и/или регулировка или устранение схождения или расхождения колес. 6 з.п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к регулируемому креслу на колесах.

Из Европатента 0255804 известно кресло на колесах соответствующего вида с рамой, с двумя задними колесами и двумя передними колесами. Оба задних колеса связаны друг с другом жесткой задней осью. Задняя ось с двух сторон соединена с рамой с помощью соответственно регулируемых по высоте держателей и для регулировки развала оснащена уровнем. С помощью этого уровня можно в зависимости от установки двух передних колес так долго поворачивать заднюю ось в держателе, пока уровень не будет находиться в нулевой точке, то есть до того момента, когда оба задних колеса будут иметь точно параллельную колею задних колес. Соответственно оба задних колеса через съемную ось закреплены без зазора в осевом и радиальном направлених и в концевых узлах задней оси, имеющих по отверстию для приема оси колеса, причем отверстия для приема оси колеса концевых узлов задней оси проходят под углом к задней оси, чтобы таким образом получить желательный развал. Известное кресло на колесах имеет несколько недостатков: для различных регулировок развала должны иметься и применяться различные задние оси. Ошибки в изготовлении и в особенности деформации, прежде всего, рамы из-за жесткой эксплуатации, например из-за воздействия ударов, из-за чего может возникнуть нежелательное схождение и расхождение задних колес,в особенности также различные колеи для двух задних колес, могут компенсироваться в известном кресле на колесах только благодаря дорогостоящим ремонтным работам в мастерской.

Из описания изобретения по неакцептованной заявке на патент ФРГ 3742547 известно кресло на колесах, в котором держатель жестко закреплен на раме кресла. Фиксирующий узел имеет в вертикальном направлении ряд отверстий, в которые может ввинчиваться на различной высоте ось соответствующего колеса, чтобы таким образом регулировать наклон сиденья, что, например, желательно при занятии спортом с использованием кресла на колесах. Фиксирующий узел может перемещаться вокруг вертикальной оси, чтобы таким образом иметь возможность регулировать и выравнивать изменения продольного наклона оси шкворня обоих колес, то есть их выравнивание в направлении движения. Потребность в этом возникает на основании того факта, что из-за отрицательного развала приводимых колес их набегание изменяется при перемещении высоты оси, если ось жестко соединена с рамой. Фиксирующий узел в этой известной конструкции удерживается с возможностью поворота между двумя винтами, образующими вертикальную поворотную ось, причем поворотное положение может регулироваться двумя установочными винтами, которые воздействуют на обе стороны детали держателя. Эта известная конструкция очень дорога и сложна как по своему исполнению, так и в своей эксплуатации.

Задача изобретения состоит в том, чтобы создать кресло на колесах названного вначале вида таким образом, чтобы была возможна при меньших затратах коррекция колеи задних колес или развала задних колес,причем из-за изменений развала задних колес, вызываемых не только смещением колес по высоте, но также и из-за ошибок в изготовлении и внешних воздействий.

Эта задача решается путем выполнения кресла согласно отличительным признаком формулы изобретения.

Благодаря этому исполнению с помощью освобождения держателей фиксирующие узлы могут поворачиваться и тем самым может регулироваться направление осей задних колес. При этом оба фиксирующих узла могут поворачиваться независимо друг от друга и тем самым различно. Благодаря этому возможно индивидуально компенсировать на каждом колесе любое изменение развала, вызываемое различными причинами. Изменения развала, вызываемые смещением по высоте, ошибками в изготовлении или из-за деформации рамы, например, благодаря ударному воздействию, также неравномерные изменения развала задних колес могут компенсироваться таким образом без особых усилий с меньшими затратами. В случае, если это желательно, такое исполнение практически делает возможным устранение любого изменения предусматриваемого развала задних колес и/или регулировку или устранение схождения или расхождения колес.

Согласно рациональной модификации изобретения, держатели выполнены с возможностью смещения на раме по высоте и/или горизонтально.

Согласно следующей целесообразной модификации изобретения, фиксирующий узел выполнен в основном цилиндрическим и фиксируется с возможностью заклинивания в дополнительной выемке в держателе. При этом также целесообразно, что фиксирующий узел имеет круглый фланец, который может заклиниваться по отношению держателя заклинивающей деталью.

Особо рациональная модификация изобретения заключается в том, что держатель имеет удаленное от фиксирующего узла вертикальное отверстие, разделен в зоне отверстия поперек к оси поворота фиксирующего узла и охватывает проходящую сквозь отверстие в основном вертикальную штангу или трубу кресла на колесах. Разделенный фиксирующий узел и зажимающая деталь имеют с двух сторон штанги или трубы,соосные друг с другом отверстия, через которые проходят винты, которые одновременно тянут зажимающую деталь к держателю и обе части держателя друг к другу и таким образом одновременно притягивают фиксирующий узел для оси колеса и держатель к штанге или к трубе. Другими словами, это означает, что после небольшого освобождения винтов одновременно может происходить регулировка по высоте и согласование развала. Эта конструкция особенно проста в исполнении и рациональна с точки зрения эксплуатации.

Чтобы избежать проворота держателей после освобождения винтов и гарантировать их выравнивание согласно следующей модификации изобретения, целесообразно, что держатели для двух задних колес соединены друг с другом штангой, образующей заднюю ось.

На фиг. 1 дан вид сбоку; на фиг. 2 то же, вид сзади; на фиг. 3 вид сверху на кресло на колесах; на фиг. 4,5,6 состояние после перемещения по высоте задних колес без компенсации развала; на фиг. 7 то же, в увеличенном масштабе в зоне держателя заднего колеса.

Кресло имеет раму 1, на которой находятся спинка 2 сиденья, сиденье 3 и упор 4 для ног. На опускающейся вниз трубе 5 находится держатель 6, фиксирующий ось 7 заднего колеса 8. Так как кресло на колесах выполнено симметрично, узлы и детали, имеющиеся на двух сторонах кресла на колесах, снабжены одинаковыми позициями. Держатели 6 соединены друг с другом штангой 9, образующей заднюю ось. В некоторых случаях штанга 9 может отсутствовать. Наряду с задними колесами 8 предусмотрены передние колеса 10.

Отличие изображения на фиг. 4-6 от изображения на фиг. 1-3 заключается в том, что держатель 6 по трубе 5 смещен вверх в направлении сиденья 3, благодаря чему сиденье 3 в задней зоне опущено и тем самым получило наклон со скосом назад. В этом положении пользователь кресла на колесах сидит более прочно на сиденье, что, например, желательно тогда, когда он с помощью кресла на колесах занимается спортом.

Из фиг. 5 и 6 видно, что за счет движения опускания сиденья изменился развал колес и задние колеса 8 получили расхождение колес таким образом, что колеса при движении по прямой стремятся разойтись. Из-за расхождения повышается сопротивление движению, что нежелательно. По этой причине целесообразно снова так выравнить оси задних колес 8, чтобы они точно проходили по прямой. Чтобы добиться этого простейшим способом, держатель 6 по изобретению выполнен особым образом, что, в частности, вытекает из описываемого ниже на фиг. 7.

Фиг. 7 показывает увеличенное горизонтальное сечение на фиг. 2 в зоне держателя, вплотную выше задней оси 9, а именно только в зоне держателя 6 и оси 7 заднего колеса 8. Держатель 6 состоит из двух частей 11 и 12, охватывающих трубу 5. Через держатель 6 проходит вертикальное отверстие 13, с помощью которого обе части 11 и 12 так охватывают трубу 5, что эти части тогда, когда они жестко притянуты друг к другу, жестко зажаты на трубе 5.

На стороне детали 12, повернутой от детали 11, находится зажимающая деталь 14, имеющая выемку 15, которая частично проходит в детали 12 и которая выполнена согласованно к вставленным в нее фиксирующим узлом 16. Между частью 12 и зажимающей деталью 14 находится небольшая щель 17. Кроме того, фиксирующий узел 16 имеет круговой фланец 18.

В фиксирующем узле 16 имеется резьбовое отверстие 19, в которое ввинчен резьбовой шип 20 осевой цапфы 21, на которой с помощью шарикоподшипников 22 закреплена ступица 23 для заднего колеса 8.

Через части 11 и 12 держателя 6 и зажимающую деталь 14 проходят сквозные отверстия 24 и 25, в которые вставлены не показанные винты, которые притягивают части 11 и 12 держателя 6 друг к другу и притягивают зажимающую деталь 14 к части 12, благодаря чему держатель 6 удерживается на трубе 5, будучи прижат к ней, а фиксирующий узел 16 крепится с помощью фланца 18, который зажимается между частью 12 и зажимающей деталью 14.

Если должны в таком устройстве регулироваться высота и наклон сиденья 3, то совсем просто слегка освобождаются проходящие через отверстия 24 и 25 винты, так что затем держатель 6 смещается по трубе 5 и для соответствующей дорегулировки развала и устранения следа может быть повернут фиксирующий узел 16 путем поворота цапфы 21. После этого винты снова стягиваются, так что кресло на колесах в отрегулированном эксплуатационном положении сразу же может снова использоваться.

С помощью графических материалов описана только регулировка задних колес по высоте. Но также возможно закрепить держатели 6 на продольных трубах рамы 1, например на трубах 3, чтобы сделать возможным горизонтальное перемещение задних колес. Далее рама 1 может быть так выполнена, что возможна как регулировка задних колес по высоте, так и их смещение по горизонтали.

На фиг. 7 ось 7 колеса представлена в виде резьбовой оси. Вместо резьбовой оси может применяться съемная вставляемая ось, как она известна из современного технического уровня.

Формула изобретения

1. Регулируемое кресло на колесах, содержащее раму, на сторонах которой закреплены оси преимущественно приводимых вручную задних колес с отрицательным развалом в предусмотренных на раме держателях, имеющих соответственно цилиндрическую фиксирующую часть, поворачиваемую бесступенчато вокруг оси вращения, перпендикулярной направлению движения кресла, которые удерживают оси задних колес и выполнены с наклонным косым отверстием для оси задних колес для достижения отрицательного развала, отличающееся тем, что находящиеся с обеих сторон фиксирующие узлы осей задних колес установлены независимо друг от друга в сопряженных держателях и выполнены с возможностью фиксации в соответственно установленном повернутом положении.

2. Кресло по п. 1, отличающееся тем, что держатели на раме выполнены с возможностью вертикального и/или горизонтального смещения.

3. Кресло по п. 1, отличающееся тем, что фиксирующий узел удерживается в дополнительной выемке держателя с возможностью зажима.

4. Кресло по п. 3, отличающееся тем, что фиксирующий узел имеет круговой фланец, выполненный с возможностью фиксации путем прижима зажимающей деталью к держателю.

5. Кресло по п. 1 или 2, отличающееся тем, что держатель имеет удаленное от фиксирующего узла вертикальное отверстие, а также разделен в зоне отверстия поперек к оси поворота фиксирующего узла и охватывает штангу или проходящую через отверстие трубу, в основном вертикальную, причем через разделенный держатель и зажимающую деталь по обе стороны штанги или трубы проходят соосные друг другу отверстия, через которые проходят винты, одновременно притягивающие зажимающую деталь к держателю и обе части держателя друг к другу и защемляющие, таким образом, одновременно на штанге или трубе фиксирующий узел для оси заднего колеса и держатель.

6. Кресло по одному из пп. 1 5, отличающееся тем, что держатели для двух задних колес соединены друг с другом штангой, образующей заднюю ось.

7. Кресло по одному из пп. 1 6, отличающееся тем, что оси задних колес являются резьбовыми или сменными осями.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7