Запирающая система
Реферат
Сущность изобретения: запирающая система обеспечивает жесткое соединение по меньшей мере двух, а в предпочтительном варианте трех кромок двери с соответствующими участками дверной коробки. Система содержит замок и задвижку на всю длину кромки двери, установленную с возможностью перемещения в поперечном направлении из продольной канавки в дверной коробке в продольную канавку вдоль соответствующей кромки двери. Направляющий механизм обеспечивает параллельное расположение задвижки к продольной канавке в кромке двери на всю ее длину, запирающая система содержит неподвижную запирающую планку, выполненную в дверной коробке параллельно продольной канавке в кромке двери на всю ее длину со стороны навешивания двери. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
Изобретение относится к запирающим устройствам и может быть использовано для закрывания дверей в служебных и жилых помещениях, охраняемых дверей, прочных ящиков и сейфов.
Известно много видов запирающих устройств и систем, содержащих замки с ригелями различных типов и перемещающиеся задвижки, например "Гарнитура дверного замка с одновременно убираемыми задвижкой и защелкой" (патент США 5077992, кл. E 05 B 59/00, опубл. в 1993 г.). Гарнитура дверного замка содержит защелку с приводным механизмом, управляемым внутренней ручкой, закрепленной на валу механизма внутри двери, задвижку с приводным механизмом, приводимым в действие внутренней кнопкой, прикрепленной ко второму валу механизма задвижки внутри двери. На первом валу закреплен приводной кулачок с кулачковым выступом, ко второму валу подсоединен толкатель кулачка. Гарнитура замка содержит также соединительный стержень, на концах которого размещены штыри, один из которых вставлен в отверстие в кулачковом выступе, а второй штырь скользяще сцеплен с прорезью в толкателе кулачка. При поворачивании ручки для убирания защелки кулачковый выступ перемещается и тянет за собой соединительный стержень и толкатель кулачка для его поворачивания и одновременного убирания задвижки. Недостаток известного дверного замка в сложности его конструкции, металлоемкости и нетехнологичности изготовления. Известен также "Электронный кодирующий замок" (заявка ЕПВ /EP/ N 0493298, кл. E 05 B 49/00, опубл. в 1993 г.), включающий запорную систему, содержащую запорный механизм с запорной лапкой, центральный электронный управляющий блок, систему доступа, состоящую из кодировщика команд и электронного ключа, а также включающий систему подачи предупредительного сигнала, блок питания и соответствующую электропроводку. В целом система образует замок, который управляет несколькими запорными элементами, установленными в определенных местах. Запорные элементы автоматически запирают двери при ее закрывании, а при отпирании срабатывают все одновременно. Известная запорная система предназначена для армированной двери. Недостаток такой конструкции заключается в металлоемкости и ограничении материалов, используемых для выполнения двери. Наиболее близким к заявляемой запирающей системе является "Дверной замок" (заявка Великобритании 2233701, кл. E 05 C 3/02, опубл. 91.01.16), содержащий запорную створку, установленную по всей длине кромки двери и шарнирно прикрепленную к дверному косяку. Створка смещается между положением, в котором перекрывает кромку двери и предотвращает ее открывание, и отведенным положением, в котором створка находится заподлицо с косяком и не препятствует смещению двери из открытого положения. Недостатком известного дверного замка является то, что запирание двери происходит по одной кромке двери, так как на противоположной кромке двери установлены наружные петли для навешивания, что позволяет с помощью механических средств легко отжать дверь или газовым резаком разрезать петли. Задача изобретения направлена на повышение надежности запирания системы и улучшения ее эксплуатационных качеств. Задача достигается тем, что в запирающую систему, содержащую замок и запорную планку на всю длину кромки двери, установленную с возможностью перемещения, входит направляющий механизм, расположенный с замком и с выполненной в виде задвижки запорной планкой в монтажном отверстии дверной коробки таким образом, что задвижка перемещается в поперечном направлении из продольной канавки в дверной коробке в продольную канавку вдоль соответствующей кромки двери, причем направляющий механизм, обеспечивающий параллельное расположение задвижки к продольной канавке в кромке двери на всю ее длину, состоит из оси, установленной вертикально с возможностью поворота, и по меньшей мере из двух расположенных на расстоянии друг от друга рычагов, первый конец каждого из которых жестко закреплен на упомянутой оси, второй конец соединен с задвижкой, выполненной, например, в виде полосы прямоугольного поперечного сечения, а также в систему входит неподвижная запирающая планка, выполненная в дверной коробке параллельно продольной канавке в кромке двери и на всю ее длину со стороны навешивания двери. В другом варианте направляющий механизм дополнительно содержит горизонтальную ось, установленную с возможностью поворота, и по меньшей мере два расположенных на расстоянии друг от друга рычага, первый конец каждого из которых жестко закреплен на оси, а второй конец соединен с возможностью поворота с дополнительной задвижкой при помощи поворотной связи. Вертикальная и горизонтальная оси установлены с возможностью поворота и соединены между собой с помощью, например, винтовой пружины, изогнутой по дуге и жестко закрепленной на соответствующем торце каждой оси, причем на каждой оси расположены на расстоянии друг от друга по меньшей мере по два рычага, первый конец каждого из которых жестко закреплен на соответствующей оси, а второй конец, снабженный продольной прорезью, находится в зацеплении с возможностью скольжения с верхней частью соединительного элемента, например, толкателя, жестко соединенного с соответствующей задвижкой. Существенными отличительными признаками предлагаемой запирающей системы является наличие задвижки, перемещающейся в поперечном направлении из продольной канавки в дверной коробке в продольную канавку вдоль соответствующей кромки двери, направляющего механизма, обеспечивающего параллельное расположение задвижки к продольной канавке в кромке двери на всю ее длину и неподвижной запирающей планки, выполненной в дверной коробке параллельно продольной канавке в кромке двери на всю ее длину со стороны навешивания двери. Такое выполнение запирающей системы обеспечивает жесткое соединение двух кромок двери с соответствующими участками дверной коробки, препятствующее краже со взломом. В другом варианте, когда направляющий механизм содержит вертикальную и горизонтальную оси, соединенные между собой, жесткое соединение обеспечивается по трем кромкам двери с соответствующими участками дверной коробки, что значительно повышает надежность запирания системы. Установка замка внутри двери, характерный признак для большинства запирающих устройств, ограничивает использование любых материалов и в разных сочетаниях для изготовления дверей. Поэтому в предлагаемой запирающей системе это ограничение исключено, так как замок установлен в монтажном отверстии дверной коробки. Кроме того, такая конструкция запирающей системы с направляющим механизмом позволяет использовать замки любого типа. Таким образом, данная запирающая система проста в конструкции, технологична, удобна в эксплуатации и обеспечивает надежное запирание двери. На фиг.1 представлен продольный разрез направляющего механизма с задвижкой запирающей системы; на фиг.2 поперечный разрез запирающей системы в открытой позиции; на фиг.3 поперечный разрез запирающей системы в закрытой позиции; на фиг.4 поперечный разрез запирающей системы со вторым вариантом направляющего механизма; на фиг.5 продольный разрез третьего варианта направляющего механизма, установленного на двери. Запирающая система (фиг. 1-3) содержит замок с ригелем 1, задвижку 2, направляющий механизм, состоящий из вертикальной оси 3 с возможностью поворота и по меньшей мере двух расположенных на расстоянии друг от друга рычагов 4, первый конец каждого из которых жестко закреплен на оси 3, а второй конец соединен с толкателем 5, жестко соединенного с задвижкой 2, которая перемещается в поперечном направлении в продольную канавку 6 кромки двери 7 из продольной канавки 8 в дверной коробке. Второй конец каждого из рычагов 4 снабжен продольной прорезью 9 и находится в зацеплении с помощью штифта 10 с толкателем 5. Неподвижная запирающая планка 11 расположена в продольной канавке 12 в кромке двери 7. На фиг.4 направляющий механизм содержит рычаг 4, жестко закрепленный на оси 3, и связь 13, соединенную с рычагом 4 с помощью штифта 14, а посредством ушка 15 и штифта 16 закрепляется с возможностью поворота на задвижке 2. На фиг.5 направляющий механизм содержит вертикальную 3 и горизонтальную 3' оси, установленные с возможностью поворота. На каждой оси 3 и 3' расположены на расстоянии друг от друга по меньшей мере по два рычага 4 и 4', первый конец каждого из которых жестко соединен на соответствующей оси, а второй конец соединен с верхней частью толкателей 5 и 5', жестко соединенных с соответствующей задвижкой 2 и 2'. Вертикальная 3 и горизонтальная 3' оси соединены между собой с помощью, например, винтовой пружины 17, изогнутой по дуге. Вместо винтовой пружины 17 можно соединять оси с помощью коробки передач с двумя коническими идентичными шестернями. Запирающая система работает следующим образом. При закрывании двери неподвижная запирающая планка 11 входит в продольную канавку 12 в кромке двери на всю ее длину со стороны навешивания двери 7. При легком повороте ключа (не более чем на 90o) в цилиндре замка механического типа (или легком прикосновении к электрокнопке в случае электрического или электронного типа) приводится в действие ригель 1, который выталкивает задвижку 2 из продольной канавки 8 в дверной коробке, одновременно повернув ось 3 на угол, пропорциональный движению задвижки 2 наружу. Поскольку задвижка 2 соединена с осью 3 посредством по меньшей мере двух рычагов 4 и толкателей 5, взаимозацепляющихся с помощью штифтов 10 и расположенных на оси 3 на расстоянии друг от друга, она будет всегда оставаться параллельной продольной канавке 6 двери 7 и входить в нее на одну и ту же глубину во всей своей длине (фиг.3). При открытии двери 7 поворотом ключа ригель 1 замка возвращает в исходное состояние ось 3, при этом задвижка 2 перемещается в поперечном направлении из продольной канавки 6 в кромке двери 7 в продольную канавку 8 в дверной коробке. В другом варианте направляющий механизм, состоящий из оси 3, по меньшей мере двух рычагов 4 и толкателей 5, задвижка 2 и замок с ригелем 1 могут быть установлены на двери 7 вдоль ее вертикальной кромки, тогда задвижка 2, расположенная в канаве 6 кромки двери 7, будет перемещаться в поперечном направлении в продольную канавку 8 в монтажном отверстии дверной коробки. Такое расположение на двери элементов предлагаемой запирающей системы показано на фиг.5 для другого случая, когда направляющий механизм содержит две оси горизонтальную 3' и вертикальную 3. Неподвижная запирающая планка со стороны навешивания двери на фиг.5 не показана. Вертикальная и горизонтальная части направляющего механизма идентичны, за исключением того, что для перемещения задвижек 2 и 2' в каналы дверной коробки из каналов, расположенных в соответствующих кромках двери 7, применяется только один замок и ригель, которые расположены вблизи от вертикальной кромки двери и служат для приведения в действие вертикальной части направляющего механизма. В другом случае замок можно поместить вблизи от горизонтальной кромки двери 7, тогда в действие приводится горизонтальная часть направляющего механизма. Если ригель замка (не показан), приводит в действие вертикальную часть механизма, поворачивая вертикальную ось 3 на определенный угол, этот поворот передается на горизонтальную ось 3' с помощью винтовой пружины 17, концы которой жестко закреплены на верхнем торце оси 3 и на левом торце горизонтальной оси 3'. Пружина изогнута по дуге и способствует повороту оси 3 на такой же угол, что и ось 3. При повороте оси 3' рычаги 4' и толкатели 5' перемещаются и выталкивают задвижку 2' из канала 6' в горизонтальной кромке двери 7 в продольный канал 8' горизонтальной части дверной коробки одновременно с входом задвижки 2 в продольный канал 8 вертикальной части дверной коробки. Однако этому варианту расположения элементов запирающей системы на двери будут характерны некоторые недостатки, присущие аналогам, указанные ранее. Поэтому в предпочтительном варианте для случая использования направляющего механизма с двумя осями вертикальной и горизонтальной - элементы предлагаемой запирающей системы располагаются в монтажных отверстиях вертикальной и горизонтальной частей дверной коробки.Формула изобретения
1. Запирающая система, содержащая замок и запорную планку на всю длину кромки двери, установленную с возможностью перемещения, отличающаяся тем, что она содержит направляющий механизм, расположенный с замком и с выполненной в виде задвижки запорной планкой в монтажном отверстии дверной коробки так, что задвижка перемещается в поперечном направлении из продольной канавки в дверной коробке в продольную канавку вдоль соответствующей кромки двери, причем направляющий механизм, обеспечивающий параллельное расположение задвижки в продольной канавке в кромке двери на всю ее длину, состоит из оси, установленной вертикально с возможностью поворота, и по меньшей мере из двух расположенных на расстоянии друг от друга рычагов, первый конец каждого из которых жестко закреплен на упомянутой оси, а второй конец соединен с задвижкой, при этом система содержит также неподвижную запирающую планку, выполненную в дверной коробке параллельно продольной канавке в кромке двери на всю ее длину со стороны навешивания двери. 2. Система по п. 1, отличающаяся тем, что направляющий механизм дополнительно содержит горизонтальную ось, установленную с возможностью поворота и соединенную с вертикальной осью с помощью соединительного средства, например винтовой пружины, изогнутой по дуге и жестко закрепленной на соответствующем торце каждой оси, а также дополнительно содержит расположенные на горизонтальной оси на расстоянии друг от друга по меньшей мере два рычага, первый конец каждого из которых жестко закреплен на оси, а второй конец связан с дополнительной задвижкой. 3. Система по пп. 1 и 2, отличающаяся тем, что второй конец каждого рычага соединен с задвижкой с возможностью поворота при помощи поворотной связи или снабжен продольной прорезью и находится в зацеплении с возможностью скольжения с верхней частью соединительного элемента, например толкателя, жестко соединенного с задвижкой, выполненной, например, в виде полосы прямоугольного поперечного сечения.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5