Устройство для транспортирования подстилочного навоза
Реферат
Использование: в сельском хозяйстве, в частности, для поддержания гигиены в помещениях для содержания скота на подстилке. Сущность изобретения: устройство для транспортирования подстилочного навоза включает перемещающуюся транспортным средством тележку с кузовом, механизм выгрузки подстилочного навоза, выполненный в виде скреперного полотна с приводом от спаренных винтов, каждый из которых имеет одновременно правую и левую прямоугольную резьбу, и каждая такая пара винтов установлена по обеим оборотам кузова тележки, с синхронным вращением винтов с помощью зубчатых колес с круговым зубом от вала отбора мощности транспортного средства, при этом каждая пара винтов имеет одну общую гайку - ползун, с помощью которой обе винтовые пары обоих бортов тележки соединены брусом, на котором расположено скреперное полотно. 3 ил.
Изобретение относится к сельскохозяйственному производству, главным образом к животноводству, и используется в частности, для транспортирования подстилочного навоза к месту его укладки в бурт для биотермической переработки и образования навоза-сыпца для целей удобрения поля или в навозную массу для изготовления кизячных брикетов.
В практике крупнотоварного производства животноводческой продукции утвердился способ содержания всех видов животных бес применения подстилки, и потому на этом периоде развития отрасли животноводства получил применение бесподстилочный навоз, и весь изобретательский и научно-исследовательский поиск был направлен на решение технической задачи механизированной обработки и хранения бесподстилочного навоза /см. В.П.Коваленко. Механизация обработки бесподстилочного навоза, М. Колос, 1984/. За последние четыре десятилетия созданы несколько технологий по укладке, обработке и хранению бесподстилочного навоза, из них известны следующие. 1. Компостирование полужидкого навоза. 2. Гомогенизация полужидкого и жидкого навоза. 3. Разделение навоза в отстойниках накопителях. 4. Разделение жидкого навоза механическими средствами. 5. Разделение жидкого навоза с полной биологической обработкой. 6. Разделение жидкого навоза с частичной биологической обработкой жидкой фракции. Все перечисленные способы обработки бесподстилочного навоза предусматривали его транспортировку к местам хранения с помощью следующих транспортных средств: дельта-скреперами, бульдозерами, гидравлическим или спмотечным способом, при котором тоже имеет место разбавления экскрементов водой. /см. с. 18. "Обработка полужидкого навоза" выше названной работы/. Из вышеперечисленных способов обработки полужидкого навоза наиболее рациональным, получившим более широкое применение является способ "Компостирование полужидкого навоза". По этому способу в хранилище полужидкого навоза в виде заглубленного котлована /см. с. 18 выше названной работы/ с пологими откосами, где накопляется и хранится полужидкий навоз, подается компост измельченная солома. В этом хранилище /котловане/ навоз перемешивается с измельченной соломой, выгребается из хранилища /котлована/ и укладывается в бурт для биотермической переработки /перегорания в навоз-сыпец/. В этом процессе для реализации транспортно-перевалочных работ участвуют погрузчик-экскаватор, транспортная тележка с трактором для транспортирования измельчения соломы /компоста/ и погрузчик-бульдозер для образования бурта навоза, смешанного его с компостом. Устройство по предлагаемому изобретению предназначается для транспортирования подстилочного навоза, поступающего из животноводческого помещения, где животных содержат на регулярно сменяемой подстилке, при этом не менее двух раз в сутки, когда подстилочный материал в виде измельченной соломы /компост/ подается еще до выхода экскрементов, а перемешивание соломы /компоста/ с экскрементами происходит в процессе сбора подстилочного навоза с поверхности пола и транспортирования его из помещения в транспорт, то основным устройство для укладки подстилочного навоза в бурт является транспортная тележка, обладающая способностью саморазгружаться, при этом со свойствами управляемости процессом разгрузки навоза при укладке его в бурт. Известны транспортные саморазгружающиеся устройства /см. М.И. Мжельский, А.И. Смирнов. Справочник по механизации животноводческих ферм и комплексов/, например одноосный полуприцеп 1 ПТС 2, работающий с колесным трактором и саморазгружающийся с помощью гидроподъемника, где разгрузка материала осуществляется путем опрокидывания кузова с помощью гидроцилиндра. Такое саморазгружающееся устройство хорошо решает задачу выгрузки, если материал обладает хорошей сыпучестью или достаточной текучестью, например бетонная масса, впрочем и ее нередко при выгрузке зачищают вручную лопатой. Известны и другие саморазгружающиеся устройства, такие как 1 ПТС 4, 2 ПТС 4М 785А, 2 ПТС 4 887А, которые тоже производят разгрузку путем опрокидывания кузова. Навоз, в том числе подстилочный, не обладает высокой сыпучестью, наоборот достаточно связанная масса и обладает свойствами прилипать к поверхности кузова тележки, и потому выгружать навоз путем опрокидывания кузова затруднительно, нужно опрокидывать кузов тележки более 80o, но и в этом случае требуется дозачищать поверхность кузова. При таком наклоне кузова масса выгружается динамично, с ударом, что неприемлемо для принимающих массу устройств. К отрицательным свойствам разгрузки материала путем опрокидывания тележки гидроцилиндром следует отнести то, что процесс выгрузки неуправляемый, нельзя разгружать кузов тележки частями, если этого требует технология материала в бурт или видны складирования. Известны транспортные саморазгружающиеся устройства, например серийно выпускаемый навозоразбрасыватель марки ПРТ 10, ПРТ 16, /см. стр. 144 выше упомянутой работы/, где выгрузка навоза осуществляется постепенно, с помощью цепочно-планчатого транспортера, установленного на дне кузова. Это транспортное устройство предназначено для перемещения навозной массы и ее разбрасывания по полю. Это устройство следует принять за прототип и по однородности транспортируемого материала и по виду выгрузки навоза из кузова. Однако этот прототип способен надежно разгружать только навоз-сыпец, т. е. материал, обладающий высокой сыпучестью, потому и назван "навоз-сыпец". Это транспортное устройство неприменимо для транспортирования и разгрузки свежего навоза. Свежий навоз и прежде всего подстилочный, обладая высокой связанностью и липкостью, замажет транспортирующие планки и цепь, и выгрузка будет ненадежной и малопроизводительной, а при высокой влажности навоза и невозможной. Таким же недостатком обладают и саморазгружающиеся транспортные устройства в виде мобильных кормораздатчиков, таких как КТУ 10 и др. где кормовая масса разгружается тоже транспортерами, установленными на дне кузова, и эти транспортеры не способны перемещать связанную массу подстилочного навоза. Вот эти свойства снежного навоза и вынудили при бесподстилочном содержании животных убирать навоз и транспортировать его самосплавом, гидросмывом или штанговыми скребковыми транспортерами и дельтаскреперами. Техническая задача изобретения /цель изобретения/ применить разгружающее устройство, способное надежно выгружать связанную свежую массу подстилочного навоза, при этом разгружать частями /порциями/, если в этом есть необходимость, или весь сразу объем кузова-тележки, если этого требует технологический процесс укладки навоза на хранение. Достигается решение этой технической задачи транспортным устройством для перемещения подстилочного навоза, которое от известных саморазгружающихся устройств отличается тем, что выгрузка навоза тележки осуществляется скреперным полотном, установленным в исходном положении у переднего борта кузова тележки по всей ширине кузова, при этом привод скреперного полотна осуществлен в виде спаренных силовых винтов, имеющих как правую, так и левую прямоугольную резьбу, и установлены эти спаренные винты по бортам кузова тележки по всей его длине, гайки-ползуны которых связаны брусом, несущим на себе скреперное полотно, а вращение на спаренные винты подается от вала отбора мощности трактора с помощью цепной передачи через двухпаточный редуктор, зубчатые колеса которого имеют круговой зуб /зацепление Hовикова/, такой привод силовых спаренных винтов позволяет выгружать свежую массу подстилочного навоза как частями путем отключения из работы спаренных винтов с помощью муфт, так и полностью, при этом без опрокидывания кузова тележки. На фиг. 1 изображена одноосная саморазгружающаяся тележка находящаяся под загрузкой кузова подстилочным навозом, удаляемым из помещения /фермы/ круглой формы. На фиг. 2 изображены устройство для выгрузки подстилочного навоза и его привод в виде спаренных силовых винтов одновременно с правой и левой прямоугольной резьбой /вид сбоку/. На фиг. 3 изображены устройство для выгрузки подстилочного навоза и его привод в виде спаренных силовых винтов одновременно с правой и левой прямоугольной резьбой /вид сверху или в плане/. На фиг. 1 изображен, фрагмент фермы 1 круглого животноводческого помещения и ее наклонный транспортер 2, который унифицирован с наклонным транспортером, применяемым на фермах прямоугольной формы. На наклонном транспортере 2 установлен разравниватель навоза по кузову тележки, закрепленный на кронштейнах 3, и выполнен в виде короткого штангового транспортера, состоящего из штанги 4 со скребками 5, 6, 7. Под наклонным транспортером установлено транспортное устройство в виде транспортной одноосной тележки, назначение которой принимать навоз с наклонного транспортера и транспортировать его к месту укладки на хранение. Тележка имеет кузов 8 с размерами, позволяющими загрузить в него до 3 т подстилочного навоза. Этот кузов оборудован скреперным полотном 9 для выталкивания навоза из кузова тележки /разгрузки кузова тележки/. Перемещают скреперное полотно 9 спаренные силовые винты 10, имеющие одновременно правую и левую резьбу и гайки-ползуны 11, жестко связанные с брусом 12 скреперного полотна 9. На каждом борту кузова тележки по два спаренных винта, объединенных одной гайкой-ползуном. Винты крепятся к бортам с помощью подшипников скольжения 13. Синхронное вращение силовых винтов осуществляется зубчатыми колесами 14, 15 и 16, предпочтительно с круговым зубом, из них колесо 15 промежуточное, обеспечивающее вращение обоих винтов в одном направлении, а колесо 16 ведущее, снимающее вращение с помощью цепной передачи со звездочек 17 и 18 двухпаточного редуктора 19 и тоже с зубчатыми колесами с круговым зубом. Вращение на редуктор 19 подается с помощью кардана от вала отбора мощности трактора или самоходного шасси. Работает транспортная тележка следующим образом. Для погрузки в нее подстилочного навоза она подпячивается под наклонный транспортер и так, чтобы вначале заполнялась передняя часть кузова. По мере заполнения передней части кузова тележки она перемещается вперед, и так заполняется вся длина кузова, а наиболее полное заполнение кузова по его ширине осуществляет разравниватель в виде штанги 4. При разгрузке тележка подпячивается к тому месту бурта, где должна быть выгружена новая порция навоза, или к устройству по формированию навозного бурта задних размеров, включается промежуточная муфта, включается вал отбора мощности трактора или шасси, и скреперное полотно начинает выталкивать подстилочный навоз из кузова тележки. Если разгрузка требуется неполная, то с помощью муфты привод на спаренные винты выключается из работы, и выгрузка на воза /материала/ останавливается. Изобретение устройство для транспортирования подстилочного навоза предполагает следующую эффективность и технологические достоинства: это устройство может транспортировать как материалы, обладающие высокой сыпучестью, так и материалы, обладающие высокой связанностью в виде подстилочного навоза, т.е. это транспортное устройство и его разгружающие возможности более универсальны по сравнению с прототипом марки ПРТ-10. Разгружающее устройство с помощью силовых винтов менее энергоемко, т.к. используется эффект винтовых домкратов. Технологическое достоинство предлагаемого транспортного устройства состоит еще и в том, что разгрузку материала /навоза/ можно производить не только всю сразу, но и частями, а отсутствие опрокидывания кузова позволяет осуществлять разгрузку в помещениях с ограниченными габаритами. Разгружающее устройство в виде спаренных грузовых винтов более простое, более долговечное и потому более надежное.Формула изобретения
Устройство для транспортирования подстилочного навоза, включающее тележку с кузовом, перемещающуюся транспортным средством, и механизм выгрузки навоза из тележки с приводом от вала отбора мощности транспортного средства посредством редуктора и цепной передачи, отличающееся тем, что механизм выгрузки навоза выполнен в виде установленного на брусе движущегося скреперного полотна, а привод содержит спаренные посредством гайки-ползуна силовые винты, установленные попарно на противоположных сторонах тележки с возможностью синхронного вращения обеих пар от вала отбора мощности, при этом гайки-ползуны обеих пар силовых винтов связаны с брусом скреперного полотна, силовые винты выполнены с правой и левой прямоугольной резьбой и снабжены колесами с круговым зубом.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3