Катодное устройство алюминиевого электролизера
Реферат
Использование: изобретение относится к металлургии цветных металлов, в частности к электролитическому получению алюминия, к катодным устройствам электролизеров для получения алюминия. Сущность: в катодном устройстве алюминиевого электролизера, включающем металлический катодный кожух, теплоизоляционную и огнеупорную футеровку, подину, выполненную из подовых блоков с катодными токоподводящими стержнями, бортовую футеровку, имеющую слои с различной теплопроводностью, и периферийные межблочные швы, бортовая футеровка установлена на опорные элементы, жестко соединенные с катодным кожухом. 3 з.п.ф-лы, 1 ил.
Предлагаемое изобретение относится к металлургии цветных металлов, в частности к электролитическому получению алюминия, к катодным устройствам электролизеров для получения алюминия.
Известно катодное устройство алюминиевого электролизера, включающее металлический катодный кожух, теплоизоляционную и огнеупорную футеровку, подину, выполненную из подовых блоков с катодными токоподводящими стержнями, бортовую футеровку, состоящую из слоя огнеупорной замазки, слоя шамотного кирпича и угольных боковых плит, и периферийные межблочные швы [1] Недостатком данного устройства является то, что при выполнении набойки периферийных швов между подовыми блоками и бортовой футеровкой, т.е. заполнения указанных швов подовой массой, вибрации от используемых при набойке специальных вибрационных машин пневматического или электрического действия или в отдельных случаях пневматических трамбовок передаются бортовой футеровке, в результате чего возможно образование трещин в бортовой футеровке, нарушение плотного прилегания бортовой футеровки к стенкам катодного кожуха, необходимого для отвода тепла и создания условий для образования устойчивого, с необходимыми размерами и формой защитного гарниссажа на внутренних стенках бортовой футеровки, и образование воздушного зазора как между стенками катодного кожуха и бортовой футеровкой, так и между слоями самой бортовой футеровки. Это приводит к снижению срока службы алюминиевого электролизера из-за проникновения расплава в образовавшиеся в бортовой футеровке трещины и зазоры между указанными элементами и к стенкам катодного кожуха и нарушению заданного теплового режима алюминиевого электролизера из-за повышения теплопроводности бортовой футеровки и изменения ее теплофизических свойств. Наиболее близким является катодное устройство алюминиевого электролизера, включающее металлический катодный кожух, теплоизоляционную и огнеупорную футеровку, подину, выполненную из подовых блоков с катодными токоподводящими стержнями, бортовую футеровку, выполненную из элементов, состоящих из плотно прилегающих друг к другу и к катодному кожуху слоя углеродсодержащего материала со связующим и слоя твердого керамического материала, имеющего более высокую теплопроводность относительно слоя углеродсодержащего материала, и периферийные межблочные швы [2] Использование в конструкции катодного устройства алюминиевого электролизера бортовой футеровки из плотно прилегающих друг к другу и к катодному кожуху слоев с различной теплопроводностью обеспечивает не только высокую стойкость против воздействия расплава, но и практически не препятствует тепловому потоку, направленному наружу, что обеспечивает необходимые условия для отвода тепла и образования защитного гарниссажа на внутренних стенках бортовой футеровки и способствует повышению срока службы алюминиевого электролизера. Однако, несмотря на это, конструкция данного катодного устройства не исключает образование трещин в элементах бортовой футеровки, нарушение плотного прилегания бортовой футеровки к стенкам катодного кожуха и образование воздушного зазора между ними в результате передачи вибрации от используемых при набойке периферийных швов специальных вибрационных машин пневматического или электрического действия или в отдельных случаях пневматических трамбовок, что приводит к снижению срока службы алюминиевого электролизера из-за проникновения расплава в образовавшиеся в бортовой футеровке трещины и зазоры между указанными элементами и к стенкам катодного кожуха и нарушению заданного теплового режима электролизера из-за повышения теплопроводности бортовой футеровки и изменения ее теплофизических свойств. В основу изобретения положена задача разработать катодное устройство алюминиевого электролизера, конструкция которого обеспечивала бы сохранение заданных теплофизических свойств бортовой футеровки за счет обеспечения плотного прилегания бортовой футеровки к стенкам катодного кожуха, хорошего контакта между ними и исключения образования воздушного зазора между указанными элементами и исключала бы образование трещин в элементах бортовой футеровки при выполнении набойки периферийных швов с использованием специальных вибрационных машин или пневматических трамбовок, что позволит повысить срок службы алюминиевого электролизера и обеспечить его заданный тепловой режим. Достижение вышеуказанного технического результата обеспечивается тем, что в катодном устройстве алюминиевого электролизера, включающем металлический катодный кожух, теплоизоляционную и огнеупорную футеровку, подину, выполненную из подовых блоков с катодными токоподводящими стержнями, бортовую футеровку, имеющую слои с различной теплопроводностью, и периферийные межблочные швы, бортовая футеровка установлена на опорные элементы, жестко соединенные с катодным кожухом. По длине опорных элементов могут быть выполнены разрывы. Между бортовой футеровкой и опорными элементами может быть расположен слой сжимаемого материала. Опорные элементы могут быть защищены огнеупорным материалом. Установка бортовой футеровки на жестко соединенные с катодным кожухом опорные элементы препятствует передаче вибраций от используемых при набойке периферийных швов специальных вибрационных машин пневматического или электрического действия или в отдельных случаях пневматических трамбовок. Это обеспечивает сохранение заданных теплофизических свойств бортовой футеровки, а следовательно и заданного теплового режима алюминиевого электролизера, во-первых, за счет обеспечения плотного прилегания бортовой футеровки к стенкам катодного кожуха и хорошего их контакта, необходимого для отвода тепла и создания условий для образования устойчивого, необходимых размеров и формы защитного гарниссажа на внутренних стенках бортовой футеровки, и исключения образования воздушного зазора между ними и, во-вторых, за счет исключения образования при этом трещин в элементах бортовой футеровки, в которые возможно проникновение расплава. При этом образование устойчивого защитного гарниссажа на внутренних стенках бортовой футеровки, предохраняющего ее от разрушения, в результате обеспечения рационального отвода тепла, и исключение образования трещин в элементах бортовой футеровки, в которые возможно проникновение расплава, способствует также повышению срока службы алюминиевого электролизера. Говоря о тепловом режиме алюминиевого электролизера, следует также отметить, что гарниссаж на внутренних боковых гранях бортовой футеровки служит теплоизоляцией и играет роль своеобразного терморегулятора алюминиевого электролизера: при увеличении степени перегрева электролита над температурой его плавления толщина гарниссажа будет уменьшаться и увеличиваются тепловые потери за счет уменьшения теплового сопротивления боковых стенок и, наоборот, при снижении степени перегрева электролита размеры гарниссажа будут возрастать и увеличивается тепловое сопротивление, что способствует улучшению теплового режима алюминиевого электролизера. Наличие разрывов по длине опорных элементов устраняет их термическую деформацию, что также способствует сохранению плотного прилегания бортовой футеровки к стенкам катодного кожуха и хорошему контакту между ними. Размещение между бортовой футеровкой и опорными элементами слоя сжимаемого материала, во-первых, препятствует передаче бортовой футеровке вибраций от используемых при набойке периферийных швов специальных вибрационных машин пневматического или электрического действия или в отдельных случаях пневматических трамбовок и, во-вторых, компенсирует возможные деформации опорных элементов из-за термических напряжений, возникающих в процессе работы электролизера, а также напряжения от расширения футеровки в результате ее пропитки солями, тем самым способствуя обеспечению плотного прилегания бортовой футеровки к стенкам катодного кожуха. Наличие огнеупорного материала, защищающего опорные элементы, обеспечивает их защиту от воздействия расплава в случае его возможного проникновения через трещины в периферийных швах. Таким образом, данное катодное устройство позволяет повысить срок службы алюминиевого электролизера и обеспечить его заданный тепловой режим. Сущность предлагаемого изобретения поясняется чертежом, на котором изображен поперечный разрез катодного устройства алюминиевого электролизера. Катодное устройство алюминиевого электролизера включает металлический катодный кожух 1, теплоизоляционную и огнеупорную футеровку 2, подину, выполненную из подовых блоков 3 с катодными токоподводящими стержнями 4, бортовую футеровку 5, установленную на опорные элементы 6, жестко соединенные с катодным кожухом 1, например, посредством сварки, и периферийные межблочные швы 7. Опорные элементы 6 могут быть выполнены из балок различного профиля. В качестве опорных элементов могут быть использованы, например, уголковый профиль или балки квадратного или прямоугольного сечения. По длине опорные элементы могут иметь разрывы. Между бортовой футеровкой 5 и опорными элементами 6 может быть расположен слой сжимаемого материала 8. В качестве такого материала могут быть использованы, например, муллитокремнеземистые прокладки или минеральная вата. От воздействия расплава опорные элементы могут быть защищены огнеупорным материалом 9, в качестве которого могут быть использованы, например, шамотный заполнитель или жаропрочный бетон. Промышленная применимость катодного устройства подтверждается нижеприведенным примером его практического выполнения. После сборки и установки катодного кожуха днище внутри кожуха выравнивается слоем шамотного заполнителя, на который затем осуществляется кладка футеровки, состоящей из нескольких нижних рядов пенодиатомитового кирпича и нескольких верхних рядов шамотного кирпича. После чего поверхность кирпичной кладки покрывается слоем подовой массы, на который устанавливаются подовые блоки с заделанными в них катодными токоподводящими стержнями. Пространство между катодным кожухом и подовыми блоками выкладывается несколькими рядами шамотного кирпича аналогично кладке верхних рядов под подовыми блоками. При этом возможно частично заполнение этого пространства жаропрочным бетоном. Зазор между катодным кожухом и кирпичной кладкой заполняется теплоизоляционным огнеупорным материалом. Затем на опорные элементы, выполненные в виде имеющего по длине разрывы уголкового профиля и жестко соединенные с катодным кожухом посредством сварки, устанавливается бортовая футеровка, состоящая из слоя карбидкремниевых плит и/или боковых угольных плит. Бортовая футеровка может быть выполнена также в виде одних углеродсодержащих боковых плит, имеющих по толщине различную теплопроводность. Между бортовой футеровкой и опорными элементами располагается слой сжимаемого материала. В качестве такого материала используется муллитокремнеземистая прокладка. Между кирпичной кладкой и опорными элементами располагается слой огнеупорного материала, защищающий опорные элементы от воздействия расплава в случае его возможного проникновения через трещины в периферийных швах. Боковых угольные плиты могут быть установлены на опорные элементы с напуском на них, что также обеспечивает защиту опорных элементов от воздействия расплава в случае его возможного проникновения через трещины в периферийных швах. В качестве огнеупорного материала используется жаропрочный бетон. В случае использования фланцевых листов монтаж бортовой футеровки может заканчиваться установкой и креплением их к стенкам катодного кожуха и заполнением пространства между ними и верхом боковых блоками подовой массой или гипсовым раствором. Фланцевые листы могут служить в качестве дополнительных крепежных элементов бортовой футеровки, что, наряду с опорными элементами, обеспечивает дополнительную фиксацию бортовой футеровки в верхней ее части и сохранение плотного прилегания бортовой футеровки к стенкам катодного кожуха и их хорошего контакта при передаче вибраций от используемых при набойке периферийных швов специальных вибрационных машин или пневматических трамбовок. Завершающей и самой ответственной операцией монтажа катодного устройства является набойка швов между подовыми блоками и периферийных швов между подовыми блоками и бортовой футеровкой. Набойка швов производится подовой массой механизированным способом с использованием специальных вибрационных машин или ручным способом с использованием пневматических трамбовок. Периферийные швы между подовыми блоками и бортовой футеровкой набиваются с подъемом в сторону бортовой футеровки. Предложенная конструкция катодного устройства допускает использование как вертикального расположения стенок катодного кожуха и бортовой футеровки, так и наклонного расположения. Наклонное расположение стенок кожуха и бортовой футеровки способствует лучшему отводу тепла от верхней части бортовой футеровки и образованию защитного гарниссажа в указанном месте и позволяет снизить объем металла в незавершенном производстве. В процессе работы алюминиевого электролиза с вышеописанным катодным устройством на боковых гранях бортовой футеровки наблюдался устойчивый, необходимых размеров и формы защитный гарниссаж, что свидетельствовало об обеспечении заданного теплового режима. При этом не наблюдалось разрушение бортовой футеровки и прорывов расплава к стенкам катодного кожуха.Формула изобретения
1. Катодное устройство алюминиевого электролизера, включающее металлический катодный кожух, теплоизоляционную и огнеупорную футеровку, подину, выполненную из подовых блоков с катодными токоподводящими стержнями, бортовую футеровку, имеющую слои с различной теплопроводностью, и периферийные межблочные швы, отличающееся тем, что бортовая футеровка установлена на опорные элементы, жестко соединенные с катодным кожухом. 2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что по длине опорных элементов выполнены разрывы. 3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что между бортовой футеровкой и опорными элементами расположен слой сжимаемого материала. 4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что опорные элементы защищены огнеупорным материалом.РИСУНКИ
Рисунок 1MF4A Признание патента Российской Федерации на изобретение недействительным полностью
Орган, принявший решение: Палата по патентным спорам
Дата принятия решения: 26.11.2004
Извещение опубликовано: 27.12.2004 БИ: 36/2004