Ракетный стартовый комплекс

Реферат

 

Использование: для приема, установки, заправки и пуска ракет-носителей легкого среднего и тяжелого классов. Сущность изобретения заключается в том, что стартовый комплекс снабжен сменными пусковыми сдвижными платформами, перемещаемыми по рельсовым направляющим стартового сооружения. Поперек газохода выполнен мост, в котором размещены автостыки электропневмокоммуникаций и заправочных коммуникаций. Стартовый комплекс обеспечивает возможность пуска ракет-носителей различных классов. 2 ил.

Изобретение относится к ракетно-космической технике, а именно, к ракетно-космическим стартовым комплексам, предназначенным для приема, установки, обслуживания, проверки, заправки и пуска ракет-носителей космического назначения легкого, среднего и тяжелого классов.

Известны ракетно-космические стартовые комплексы, включающие стартовые сооружения, газоходы, кабель-мачты, заправочные коммуникации топлива и электропневмокоммуникации.

Из описанных выше комплексов наиболее близким по технической сущности является стартовый комплекс ракеты-носителя "Союз", включающий стартовое сооружение, газоход, кабель-мачту, заправочные коммуникации топлива и электропневмокоммуникации.

Однако указанный стартовый комплекс имеет стационарно смонтированный со стартовым сооружением пусковой стол, предназначенный для пуска ракет-носителей только одного класса. Такой стартовый комплекс не позволяет без коренной дорогостоящей и длительной перестройки перейти и пускам ракет-носителей другого типа.

Целью изобретения является обеспечение пуска ракет-носителей различного класса (легкого, среднего и тяжелого) с одного стартового комплекса, т.е. создание универсального, автоматизированного стартового комплекса.

Это достигается за счет введения в состав стартового комплекса сменных пусковых сдвижных платформ.

Поставленная техническая задача решается за счет того, что ракетный стартовый комплекса снабжен установленными с возможностью перемещения на самоходных тележках по рельсовым направляющим стартового сооружения сменными пусковыми сдвижными платформами пространственной прямоугольной формы, имеющими в своей нижней части стыковочные гнезда, размещенные на расстоянии, равном расстоянию между ответными штырями, размещенными на стартовом сооружении, причем самоходные тележки выполнены с возможностью перемещения платформы в вертикальной плоскости посредством гидродомкратов относительно стартового сооружения, а поперек газохода размещен мост, в верхнем ярусе которого расположены автостыки электропневмокоммуникаций, в нижнем ярусе автостыки заправочных коммуникаций топлива, которые связаны с приемными устройствами, установленными на пусковой сдвижной платформе.

На фиг. 1 изображена схема ракетно-стартового комплекса для определенного типа ракеты-носителя; на фиг. 2 разрез А-А на фиг. 1.

Ракетный стартовый комплекс состоит из стартового сооружения 1, в нише которого размещена пусковая сдвижная платформа 2 с установленной на ней ракетой носителем 3. Ракета-носитель 3 установлена на откидные опоры 4 пусковой сдвижной платформы 2 с помощью стрелы 5 транспортно-установочного агрегата 6. Пусковая сдвижная платформа 2 установлена на самоходных тележках 7 для перемещения по направляющему рельсовому пути 8 поперек газохода 9. Пусковая сдвижная платформа 2 снабжена гидродомкратами 10, стыковочными гнездами 11, стационарными опорами 12 и узлами фиксации 13. На стартовом сооружении 1 размещены штыри 14 для взаимодействия со стыковочными гнездами 11 пусковой сдвижной платформы 2.

Кабель-мачта 15 соединена с платой 16 ракеты-носителя 3. Автостыки 17 и 18 заправки коммуникаций топлива состыкованы соответственно с горловинами 19 и 20 ракеты-носителя 3. В верхнем ярусе моста 21 размещены автостыки 22 электропневмокоммуникаций, а в нижнем ярусе моста 22 автостыки 23 коммуникаций заправки топлива, автостыки 22 и 23 состыкованы с приемными устройствами 24.

Работа ракетно-стартового комплекса осуществляется следующим образом.

Для ракеты-носителя 3 выдвигается соответствующая ей пусковая сдвижная платформа 2. Платформа 2 передвигается на самоходных тележках 7 по направляющему рельсовому пути 8 в нише стартового сооружения 1 и устанавливается в рабочем положении над проемом газохода 9. Затем платформа 2 опускается с помощью гидродомкратов 10. При этом стыковочные гнезда 11 платформы 2 попадают на ответные штыри 14 стартового сооружения 1, чем достигается точная центровка платформы 2. Платформа 2 опускается до момента соприкосновения стационарных опор 12 с опорными местами стартового сооружения 1, после чего платформа 2 закрепляется узлами фиксации 13 на стартовом сооружении 1.

Транспортно-установочный агрегат 6 с уложенной ракетой-носителем 3 накатывается на кабель-мачту 15, находящуюся в горизонтальном положении, и в конце наезда выполняет стыковку кабель-мачты 15 с платой 16 ракеты-носителя 3.

Поворотом стрелы 5 транспортно-установочного агрегата 6 ракета-носитель 3 кантуется в вертикальное положение и устанавливается на откидные опоры 4 платформы 2.

В автоматическом режиме выдвигаются автостыки 17 и 18 заправки коммуникаций топлива и стыкуются к горловинам 19 и 20 ракеты-носителя 3.

Из верхнего яруса моста 21 выдвигается автостык 22 электропневмокоммуникаций, а из нижнего яруса моста 21 автостыки 23 заправки коммуникаций топлива, которые стыкуются к приемным устройствам 24, закрепленным на платформе 2.

Производится проверка, заправка и пуск ракеты-носителя 3. После пуска автостыки 22 и 23 отстыковываются от приемных устройств 24 и убираются в нижний и верхний ярусы моста 21.

Платформа 2 открепляется от стартового сооружения 1, поднимается на гидродомкратах 10 и отводится на место хранения, освобождая место для другой пусковой сдвижной платформы, соответствующей типу ракеты-носителя.

Формула изобретения

Ракетный стартовый комплекс, включающий стартовое сооружение, газоход, кабель-мачту, электропневмокоммуникации и заправочные коммуникации топлива, отличающийся тем, что ракетный стартовый комплекс снабжен установленными с возможностью перемещения на самоходных тележках по рельсовым направляющим стартового сооружения сменными пусковыми сдвижными платформами пространственной прямоугольной формы, имеющими в своей нижней части стыковочные гнезда, размещенные на расстоянии, равном расстоянию между ответными штырями, установленными на стартовом сооружении, причем самоходные тележки выполнены с возможностью перемещения пусковой сдвижной платформы в вертикальной плоскости относительно стартового сооружения посредством гидродомкратов, а поперек газохода размещен мост, в верхнем ярусе которого расположены автостыки электропневмокоммуникаций, а в нижнем ярусе автостыки заправочных коммуникаций топлива, которые связаны с приемными устройствами, установленными на пусковой сдвижной платформе.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2