Способ ведения дражных работ
Реферат
Использование: предлагаемый способ относится к технологиям производства горных и строительных работ и преимущественно может быть использовано при дражной разработке рассыпных месторождений полезных ископаемых. Основная задача изобретения заключается в повышении технико-экономических показателей дражной разработки и уменьшении ущерба, наносимого окружающей среде в процессе ведения дренажных работ. Сущность изобретения: для достижения поставленной задачи производят подготовку полигона к обработке, создание на полигоне разреза, затопленного водой, установку в нем драги и одного или нескольких газовых баллонов изменяющегося объема, принудительно удерживаемых в подводном положении, выемку, переработку и складирование в отвалы горной массы работы дражных механизмов с одновременным поддерживанием безопасного запора между кормовой частью драги и поверхностью отвалов изменением объемов газовых баллонов.
Предлагаемый способ относится к технологиям производства горных и строительных работ и преимущественно может быть использовано при дренажной разработке россыпных месторождений полезных ископаемых.
Известен способ ведения дражных работ, включающий подготовку полигона к отработке, создание на полигоне разреза, затопленного водой, и установку в нем драги, выемку, переработку и складирование в отвалы горной массы работы дражных механизмов с одновременным поддержанием безопасного зазора между кормовой частью драги и поверхностью отвалов путем строительства гидротехнических сооружений и подачи в дражный разрез дополнительного объема воды (см. например, Шорохов С.М. Технология и комплексная механизация разработки рассыпных месторождений. Изд. 2-у, перераб. и доп. М. Недра, 1973, с. 398 404 прототип). Недостатком данного способа являются низкие технико-экономические показатели, связанные с большими энергозатратами при изменении объема воды в дренажном разрезе, и большой ущерб, наносимый окружающей среде в процессе ведения дражных работ, из-за частых сбросов и заборов воды. Основная задача изобретения заключается в повышении технико-экономических показателей дражной разработки и уменьшении ущерба, наносимого окружающей среде в процессе ведения дражных работ, за счет обеспечения необходимой величины безопасного зазора между кормовой частью драги и поверхностью отвалов без изменения объема воды в дражном разрезе. Для достижения поставленной задачи заявляемый способ ведения дражных работ содержит следующую совокупность существенных признаков подготовку полигона к обработке, создание на полигоне разреза, затопленного водой, и установку в нем драги с размещением на ее корпусе нескольких газовых баллонов изменяющегося объема, выемку, переработку и складирование в отвалы горной массы работы дражных механизмов с одновременным поддержанием по мере отработки очередной заходки безопасного зазора между кормовой частью дороги и поверхностью отвалов путем увеличения объемов газовых баллонов и их принудительного удержания под водой с обеспечением горизонтального положения понтона или его дифферента на носовую часть равномерным или асимметричным распределением газовых объемов. По сравнению с прототипом в предлагаемом способе поддержание безопасного зазора между кормовой частью драги и поверхностью отвалов обеспечивается изменением объемов газовых баллонов, принудительно удерживаемых в подводном положении, не требуется подача в дражный разрез дополнительных объемов воды, связанная со значительными затратами, а следовательно достигается повышение технико-экономических показателей дражной разработки при уменьшении ущерба, наносимого окружающей среде в процессе ведения дражных работ. Заявляемый способ ведения дражных работ может быть реализован следующим образом. Россыпное месторождение с глинистостью пород 70% отрабатывается драгой ИЗТМ-80 на глубину 6 м. В процессе монтажа драги, в нижней части боковых торцов ее понтона крепят четыре стальных каркасных сетки, по две сетки с каждой стороны. Их располагают симметрично относительно продольной и поперечной осей корпуса драки, внутри каждой из них размещают газовый баллон максимальной емкостью 20 м3, выполненный из растяжимого вулканизированного латекса. Все баллоны подсоединены к компрессороной установке общей сетью воздуховодов так, чтобы внутри них обеспечивалось одинаковое давление. Далее производят дражную разработку россыпи. При отработке забоя сверху вниз на глубине 5,0 5,75 м начинает резко возрастать энергопотребление двигателей маневровых лебедок в результате подэфеливания кормовой части понтона драги возникает аварийная ситуация. Для предотвращения этого производят накачку четырех баллонов воздухом, повышая таким образом водоизмещение драги. Драга "подвсплывает" на 15 см, кроме того может наблюдаться незначительное повышение уровня воды в разрезе за счет разницы суммарной величины объема газовых баллонов и объема вытесненной части дражного понтона. После отработки забоя на глубину 6 м переходят на новую заходку, при этом воздух из газовых баллонов можно выпустить. Кроме того, возможно асимметричная накачка баллонов с созданием продольного дифферента драги в носовую часть. При этом кормовая часть приподнимается над поверхностью эфельного отвала, а носовая проседает, увеличивая тем самым давление черпаковой рамы на забой, что может благоприятствовать лучшей задирке плотика. Асимметричной накачкой возможно также компенсирование поперечного дифферента драги (например, при неравномерном заиливании отсеков понтона). По сравнению с прототипом использование предлагаемого способа позволяет улучшить технико-экономические показатели дражной разработки высокоглинистых россыпей и уменьшить ущерб, наносимый окружающей среде, за счет исключения частых заборов и сбросов воды.Формула изобретения
Способ ведения дражных работ, включающий подготовку полигона к отработке, создание на полигоне разреза, затопленного водой, и установку в нем драги, выемку, переработку и складирование в отвалы горной массы работой дражных механизмов с одновременным поддержанием безопасного зазора между кормовой частью драги и поверхностью отвалов, отличающийся тем, что при установке драги на ее корпусе размещают несколько газовых баллонов изменяющегося объема, а безопасный зазор по мере отработки очередной заходки поддерживают увеличением объемов газовых баллонов с их принудительным удержанием под водой, обеспечивая горизонтальное положение понтона или его дифферент на носовую часть равномерным или асимметричным распределением газовых объемов.