Способ определения центров отверстий элементов крепления автомобильного электронного блока

Реферат

 

Область использования изобретения: изобретение относится к приборостроению и может использоваться при конструировании автомобильных электронных блоков, снабженных корпусом прямоугольной формы, электронным разъемом и двумя элементами крепления в форме проушин со сквозными отверстиями. Сущность изобретения: центры отверстий элементов крепления принято размещать на уровне или выше центра тяжести блока симметрично относительно плоскости симметрии блока. Однако такое размещение не является оптимальным с точки зрения удобства монтажа блока на поверхность кузова автомобиля. При определении центров отверстий в первую очередь определяют положение центра отверстия правого /при ориентировании блока разъемом вниз/ элемента крепления как центр окружности диаметром, равным сумме величин диаметра головки механизированного инструмента и допуска, обеспечивающего монтажный зазор, вписанной в угол, образованный прямой, проведенной через верхний правый угол основания параллельно противолежащей этому углу диагонали основания, и правой стороной основания, а затем определяют центр отверстия левого элемента крепления. 2 з. п. ф-лы, 4 ил.

Изобретение относится к приборостроению и может использоваться при конструировании автомобильных электронных блоков.

Простейшим и оптимальным по массогабаритным параметрам способом установки электронного блока на автомобиль является установка блока основанием на поверхность кузова без применения переходных кронштейнов с закреплением блока в двух точках. Для установки блоков используются негоризонтальные поверхности кузова, например брызговики, надставка щитка передка [1] Автомобильный электронный блок, как правило, снабжен корпусом прямоугольной формы, элементами крепления и электронным разъемом. Разъем обычно размещают на малой боковой грани корпуса. Исключение составляют блоки, имеющие несколько разъемов (например, см. патенты США N 4811165, опубл. 07.03.89; N 5103375, опубл. 07.04.92).

Блок устанавливают на автомобиль разъемом вниз для исключения затекания влаги по жгуту проводов внутрь разъема.

Исходя из этого, назовем элемент крепления, расположенный слева от разъема, левым элементом крепления, а элемент крепления, расположенный справа от разъема, правым элементом крепления.

Элементы крепления блока представляют собой проушины со сквозными отверстиями.

При размещении элементов крепления электронного блока руководствуются следующими соображениями.

1. Для увеличения жесткости крепления блока к кузову и уменьшения габаритов и массы блока элементы крепления должны минимально отходить от корпуса блока.

2.Расстояние от корпуса блока до центра отверстия проушин должно допускать применение механизированного инструмента.

3. Для размещения элементов крепления не используется нижняя сторона основания блока, так как наличие элементов крепления в зоне присоединения кабельной колодки недопустимо.

4. Для размещения элементов крепления нежелательно использовать верхнюю сторону основания, так как при этом увеличивается вертикальный габарит блока.

5. В блоке, снабженном разъемом с большим количеством контактов, следует приближать устройства крепления к разъему (см. патент США N 5103375, опубл. 07.04.92) из-за значительного усилия, прикладываемого к блоку для сочленения разъема с кабельной колодкой. Согласно [2] оно может достигать 22 H.

В большинстве случаев центры отверстий элементов крепления размещают на уровне или выше центра тяжести блока симметрично относительно плоскости симметрии блока (см. заявки ФРГ NN 3837974, 3837975, опубл. 10.05.90).

За прототип принят способ определения центров отверстий элементов крепления электронного коммутатора автомобиля ВАЗ-2108 [3] В автомобильном электронном блоке, снабженном корпусом прямоугольной формы, электронным разъемом, примыкающим к малой боковой грани корпуса, и двумя элементами крепления в виде проушин со сквозными отверстиями, примыкающих к боковым сторонам основания корпуса блока, центры отверстий элементов крепления располагают симметрично относительно центра симметрии основания корпуса блока.

Такое размещение не является оптимальным с точки зрения удобства монтажа блока на поверхность кузова автомобиля.

Общепринято, что механизированный инструмент при монтаже должен находиться в правой руке сборщика, в то время как левая рука осуществляет вспомогательные функции.

При установке электронного блока на фронтальные поверхности кузова автомобиля, например на надставку щитка передка, блок прикладывается к поверхности кузова (разъемом вниз) и придерживается левой рукой, в то время как в правой руке находится механизированный инструмент. Поэтому правый элемент крепления, с которого начинается закрепление блока на кузове, должен находиться ближе к верхней стороне основания блока.

При установке блока на продольные поверхности кузова автомобиля, например на брызговик (разъемом вниз), левый элемент крепления должен находиться ближе к разъему.

При диагональном размещении элементов крепления следует исключить увеличение горизонтального габарита проекции блока на поверхность кузова автомобиля, возникающее в случае размещения блока на поверхности кузова, при котором одна из диагоналей основания блока лежит в вертикальной плоскости. Такое положение блока может быть оправдано с точки зрения компоновки подкапотного пространства автомобиля в целях увеличения плотности размещения навесного оборудования или ориентирования блока в направлении подвода кабеля, при котором достигается уменьшение длины и массы подводимых проводов, снятие механических напряжений, возникающих при изгибе кабеля, и т.д.

Задачей данного изобретения является оптимизация размещения центров отверстий элементов крепления блока для повышения технологичности монтажа блока на кузов автомобиля.

Указанная задача решается тем, что в автомобильном электронном блоке, снабженном корпусом прямоугольной формы, электронным разъемом, примыкающим к малой боковой грани корпуса, двумя элементами крепления, примыкающими к боковым сторонам основания корпуса и выполненными в виде проушин со сквозными отверстиями, расположенными симметрично относительно центра симметрии основания корпуса, определяют центр отверстия элемента крепления, примыкающего к правой стороне основания, при размещении блока разъемом вниз, как центр окружности диаметром, равным сумме величин диаметра головки механизированного инструмента и допуска, обеспечивающего монтажный зазор между головкой механизированного инструмента и боковой гранью корпуса, лежащей в плоскости основания корпуса и вписанной в угол, образованный прямой, проведенной через верхний правый угол основания параллельно противолежащей этому углу диагонали основания, и правой стороной основания, а затем определяют центр отверстия элемента крепления, примыкающего к левой стороне основания.

Если блок снабжен электронным разъемом с большим усилием сочленения, центр левого элемента крепления, при размещении блока разъемом вниз, определяют как центр окружности диаметром, равным сумме величин диаметра головки механизированного инструмента и допуска, обеспечивающего монтажный зазор между головкой механизированного инструмента и боковой гранью корпуса, вписанной в угол, образованный прямой, являющейся продолжением нижней стороны основания корпуса, и левой стороной основания корпуса блока.

Изобретение поясняется следующими чертежами.

На фиг. 1 изображен коммутатор ВАЗ- 2108, общий вид.

Цифрами обозначены: 1 корпус, 2 электронный разъем, 3 элемент крепления.

На фиг. 2 3 показана последовательность определения центров отверстий элементов крепления.

На фиг. 4 показан способ определения центра отверстия левого элемента крепления блока, снабженного разъемом с большим усилием сочленения.

Рассмотрим в качестве примера определение центров отверстий элементов крепления электронного коммутатора ВАЗ- 2108.

При определении центров отверстий элементов крепления электронного коммутатора выполняют следующие операции: 1. Размещают фронтальную проекцию корпуса блока разъемом вниз относительно плоскости фронтальной проекции.

2. Проводят из верхнего левого угла проекции корпуса блока диагональ А - А.

3. Проводят через верхний правый угол проекции корпуса прямую В В, параллельную диагонали А А.

4. Вписывают в угол, образованный данной прямой и правой стороной основания корпуса, окружность диаметром, равным сумме величин диаметра головки механизированного инструмента и допуска, обеспечивающего монтажный зазор между головкой механизированного инструмента и боковой гранью корпуса блока.

5. Определяют центр отверстия 02 правого элемента крепления как центр вписанной окружности.

6. Определяют центр отверстия 03 левого элемента крепления как точку, симметричную относительно центра 01 проекции корпуса блока.

Если блок снабжен электронным разъемом с большим усилием сочленения, операцию N 6 заменяют следующими операциями: 6'. Продолжают нижнюю линию проекции корпуса блока влево (прямая линия С С на фиг. 4)/ 7'. Вписывают в угол, образованный линией C C и левой стороной основания корпуса блока, окружность диаметром, указанным в п. 4.

8'. Определяют центр отверстия 04 левого элемента крепления как центр вписанной окружности.

Формула изобретения

1. Способ определения центров отверстий элементов крепления автомобильного электронного блока, снабженного корпусом прямоугольной формы, электронным разъемом, примыкающим к меньшей боковой грани корпуса, и двумя элементами крепления в виде проушин со сквозными отверстиями, примыкающими к большим боковым сторонам основания корпуса, при котором центры сквозных отверстий элементов крепления определяют на фронтальной проекции корпуса блока как центры лежащих в плоскости фронтальной проекции основания корпуса и соприкасающихся с большими боковыми сторонами фронтальной проекции основания окружностей с диаметрами, величина каждого из которых равна сумме величин диаметра головки механизированного инструмента и допуска для обеспечения монтажного зазора между головкой механизированного инструмента и соответствующей большей боковой гранью корпуса, отличающийся тем, что корпус блока ориентирован на своей фронтальной проекции своим электронным разъемом вниз относительно плоскости фронтальной проекции, при этом сначала определяют центр сквозного отверстия элемента крепления, примыкающего к правой большей стороне основания корпуса, как центр первой окружности, вписанной в угол, образованный прямой линией, проведенной на фронтальной проекции корпуса блока через верхний правый угол проекции основания корпуса параллельно противолежащей ему диагонали на проекции основания, и правой большей стороной проекции основания, а затем определяют центр второй окружности для определения центра сквозного отверстия элемента крепления, примыкающего к левой большей стороне основания корпуса.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что центр второй окружности при определении центра сквозного отверстия элемента крепления, примыкающего к левой большей стороне основания корпуса блока, определяют как точку, симметричную центру первой окружности относительно центра фронтальной проекции корпуса блока.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при определении центра сквозного отверстия элемента крепления, примыкающего к левой большей стороне основания корпуса блока, вторую окружность вписывают в угол, образованный прямой линией, являющейся продолжением нижней стороны фронтальной проекции основания корпуса и левой большей стороной фронтальной проекции основания корпуса блока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4