Депрессорная присадка для получения зимнего дизельного топлива

Реферат

 

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к присадкам для получения зимнего дизельного топлива. Задача изобретения - улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив. Она достигается тем, что к базовому дизельному топливу добавляют присадку в концентрации 0,01-0,5 мас. %, которая содержит винилацетат, пропилен, пропилсалицилат, этанол, диэтиловый эфир, толуол. Присадка имеет невысокую стоимость, нетоксична и смешивается с любыми видами дизельного топлива в любых соотношениях. 1 з.п. ф-лы., 1 табл.

Изобретение относится к нефтеперерабатывающей промышленности, в частности к присадкам для получения зимнего дизельного топлива.

В соответствии с ГОСТ 305-82 "Топливо дизельное" существует дизельное зимнее топливо с температурой застывания не выше минус 35oC и соответственно температурой помутнения не выше минус 25oC.

В настоящее время основное количество зимнего дизельного топлива /89% от общего его количества/ вырабатывается путем снижения температуры конца кипения летнего дизельного топлива /Чесновицкий К.Г. Получение депрессорной присадки к дизельным и печным топливам. Химия и технология топлив и масел, 1989, N 1,7-8/. Для получения зимнего дизельного топлива с температурой застывания -35oC снижают его конец кипения с 360oC до 320oC.

Недостатком такого подхода является снижение выхода топлива на нефть и уменьшение его ресурса.

Наиболее близкой к предлагаемой является присадка, которая содержит сополимер этилена с винилацетатом /патент РФ N 2039080 кл. C 10 G 45/04, 1993 г./. В начале к смеси дизельных фракций добавляют исходную прямогонную фракцию зимнего дизельного топлива, 96% которой выкипает в пределах 140-280-310oC в количестве 30-60% В полученное базовое топливо с температурой помутнения минус 14 минус 20oC вводят депрессорную присадку сополимер этилена с винилацетатом в отношении 0,5-1 в концентрации 0,01-0,5 мас.

Однако применение такой присадки связано с трудностью и сложностью ее использования и недостаточной эффективностью присадки.

Задача изобретения улучшение низкотемпературных свойств дизельных топлив.

Это достигается тем, что к базовому дизельному топливу добавляют присадку в концентрации 0,01-0,5% которая содержит винилацетат с формулой CH3COOCH= CH2, пропилен с формулой CH2=CH-CH3, пропилсалицилат с формулой C6H4OHCOOC3H7, этанол с формулой C2H5OH, диэтиловый эфир с формулой O/C2H5/2, толуол с формулой C6H5CH3.

Соотношение компонентов может быть равно, мас.

Диэтиловый эфир 10,1-40 Этанол 10,1-40 Толуол 20,2-50 Пропилсалицилат 20,2-50 Пропилен 20,2-50 Винилацетат 20,2-2-50 Присадка хорошо растворяется в дизельном топливе и в таком виде может вводится в базовое топливо.

Применение депрессорной присадки в базовое дизельное топливо позволяет снизить значение температур застывания и предельной фильтруемости соответственно ниже минус 35oC и минус 25oC /см.таблицу/, что отвечает требованиям ТУ 38-401-58-36-92.

Из таблицы видно, что предлагаемая присадка позволяет получить зимнее дизельное топливо при использовании различных базовых образцов.

Формула изобретения

1. Депрессорная присадка для получения зимнего дизельного топлива на основе органических соединений, отличающаяся тем, что она содержит смесь винилацетата, пропилена, пропилсалицилата, этанола, диэтилового эфира и толуола при следующем соотношении компонентов, мас.

Диэтиловый эфир 1 40 Этанол 1 40 Толуол 2 50 Пропилсалицилат 2 50 Пропилен 2 50 Винилацетат 2 50 2. Присадка по п.1, отличающаяся тем, что содержит смесь компонентов при следующем соотношении, мас.

Диэтиловый эфир 10 Этанол 10 Толуол 20 Пропилсалицилат 20 Пропилен 20 Винилацетат 20н

РИСУНКИ

Рисунок 1