Способ контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателей и устройство для его осуществления

Реферат

 

Использование: в области автомобилестроения. Сущность изобретения: в корпусе воздушного фильтра установлены контактные датчики, позволяющие судить о моменте разгерметизации последнего по загоранию сигнальной лампы на приборной панели в кабине водителя. 2 с.п.ф-лы, 2 ил.

Изобретение может быть использовано в автомобилестроении.

Для предотвращения эксплуатации автомобилей с подсосом неочищенного воздуха через неплотности во впускном воздушном тракте на участке от корпуса воздушного фильтра до двигателя производится проверка герметичности соединений и воздухопроводов специальным устройством (В.Н.Браун "Автомобили КамАЗ", "Транспорт", 1984 г., с. 29).

Контроль герметичности впускного воздушного тракта проводится периодически при проведении технического обслуживания N 2 (ТО-2), при этом автомобиль, например, КАмАЗ, проходит 12000 км. Предполагается, что за этот период пробега впускной воздушный тракт герметичен.

Наиболее близким техническим решением является способ проверки герметичности впускного воздушного тракта двигателей, при котором в корпус крепления воздушного фильтра устанавливается устройство, при помощи которого через систему подачи воздуха в двигатель пропускают аэрозоли, образующиеся в процессе сжигания материала, например, ваты. Аэрозоли (дым), проходя через неплотности, визуально сигнализируют о месте разрегметизации (В. Н. Браун "Автомобили КамАЗ", М., Транспорт, 1984, с. 29).

Однако имеют место следующие недостатки: проверка герметичности касается только части впускного воздушного, тракта (от воздушного фильтра до двигателя) и не учитывает разгерметизацию, которая возникает непосредственно в корпусе крепления картонного фильтрующего элемента (КФЭ).

К этой группе дефектов относятся: 1. Обрыв кронштейна крепления картонного фильтрующего элемента.

2. Срыв резьбы гайки-барашка, самоконтрящейся гайки.

3. Неплотная фиксация гайки, обеспечивающей крепление КФЭ.

Вышеуказанные виды дефектов можно выявить только при проведении ТО-2, когда диагностируется герметичность впускного воздушного тракта двигателя.

Задачей изобретения является получение информации о герметичности непосредственно корпуса крепления КФЭ.

Для решения этой задачи в предлагаемом способе дополнительно устанавливают датчики в корпусе воздушного фильтра и судят о моменте разгерметизации фильтра по загоранию сигнальной лампочки в кабине водителя.

В предлагаемом устройстве симметрично между воздушным фильтром и держателем КФЭ с одной стороны, и кронштейном крепления КФЭ и держателем КФЭ с другой стороны устанавливаются контактные датчики находящиеся в замкнутом состоянии. При возникновении дефекта образуется цепь любого из датчиков, и далее обрывается цепь питания обмотки реле. Реле замыкает свои контакты и включает светодиод, который сигнализирует о разгерметизации в корпусе крепления воздушного фильтра. На приборной панели в кабине водителя загорается светодиод.

Заявляемый способ и устройство отличается тем, что: - проверка герметичности в корпусе воздушного фильтра (как дополнение к существующей системе проверки от воздушного фильтра до клапанов двигателя) позволяет проверять герметичность системы впускного воздушного тракта в полном объеме; - позволяет практически мгновенно определить момент разгерметизации по каждому или сумме дефектов, возникающих в корпусе крепления воздушного фильтра, что способствует своевременному устранению дефекта; - отпадает необходимость периодически, в процессе ТО-2, проверять впускной воздушный тракт по дефектам, расположенным в корпусе воздушного фильтра.

На фиг. 1 изображен корпус крепления воздушного фильтра 1, в который устанавливается картонный фильтрующий элемент 2. На корпусе КФЭ устанавливается планка 3, на которой крепится контактный датчик 4, который при закреплении КФЭ находится в замкнутом состоянии. Аналогичные датчики 5 устанавливаются между кронштейном крепления КФЭ 6 и держателем КФЭ 7, которые при закрепленном КФЭ и приваренном кронштейне крепления КФЭ находятся в замкнутом состоянии. Могут быть применены датчики любого типа, основанные на различных физических принципах.

Электрическая схема (фиг. 2) включает: контакты реле (K1) 1, 2, 3, светодиод (YD) - 4, резисторы R1 5, резистор R2 - 7, аккумуляторная батарея 6, контактные датчики (KD1..KD4 8, 11, обмотка реле K1 12.

Принцип работы схемы заключается в следующем: при закрепленном фильтрующем элементе контактные датчики находятся в замкнутом состоянии и реле K1 замыкает контакты 1, 3. В случае возникновения вышеуказанных дефектов обрывается цепь любого из датчиков и обрывается цепь питания обмотки реле, реле замыкает свои контакты 1, 2 и включает светодиод YD - 1, который сигнализирует о моменте разгерметизации.

Формула изобретения

1. Способ контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателей, заключающийся в установке сигнальных устройств в контролируемых частях воздушного тракта и визуальном определении мест разгерметизации по появлению сигнала в этих местах, отличающийся тем, что в местах крепления фильтрующего элемента к корпусу воздушного фильтра устанавливают датчики, действие которых основано на различных физических принципах, например контактные датчики, и дополнительно судят о моменте разгерметизации корпуса воздушного фильтра по срабатыванию сигнального устройства на приборной панели в кабине водителя.

2. Устройство для контроля герметичности впускного воздушного тракта двигателей, содержащее воздушный фильтр, включающий в себя картонный фильтрующий элемент, закрепленный посредством кронштейна и держателя в корпусе воздушного фильтра, отличающееся тем, что воздушный фильтр снабжен датчиками, действие которых основано на различных физических принципах, например контактными датчиками, выполненными замкнутыми в рабочем положении и установленными симметрично между корпусом воздушного фильтра и кронштейном с одной его стороны и между держателем картонного фильтрующего элемента и кронштейном с другой его стороны с обеспечением сигнализации о разгерметизации корпуса воздушного фильтра путем загорания светодиода на приборной панели в кабине водителя.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2