Способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси

Реферат

 

Назначение: для перекачки гидросмеси, преимущественно, водоугольных суспензий. Сущность изобретения: способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси включает ее перекачку и периодический запуск сферических очистителей для предотвращения закупорки трубопровода, причем трубопровод разделяют по длине на прямолинейные участки транспортирования, на каждом из которых определяют объемный расход гидросмеси и удельные потери давления на трение без осадка при скорости выше критической и при наличии осадка, а запуск очередного очистителя производят по мере образования осадка в момент достижения на участке, определяемого по соотношению, приведенному в формуле изобретения. 1 ил.

Изобретение относится к гидротрубопроводному транспорту с использованием приспособлений для очистки внутренних стенок трубопровода от отложений для восстановления пропускной способности его "живого сечения" и предназначено для перекачки преимущественно водоугольных суспензий.

Известно техническое решение (прототип), в котором способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси осуществляют путем ее перекачки и периодического запуска сферических очистителей для предотвращения закупорки трубопровода. Очистители запускают в трубопровод при повышении давления в нем [1].

Согласно этому способу, несмотря на установление регламента запуска очистителей при возрастании объема перекачиваемой среды происходит подъем давления в начале трубопровода, что при реализации способа приведет к непрерывному запуску в трубопровод сферических очистителей, то есть количество очистителей, запущенных в трубопровод, будет определяться не изменением "живого сечения" трубопровода из-за наличия отложений на его стенках, а возрастанием объемного расхода перекачиваемой среды. При уменьшении объема перекачиваемой среды, наоборот, произойдет снижение напора, создаваемого насосной станцией, и в этом случае даже если произойдет уменьшение "живого сечения" трубопровода за счет образования слоя отложений, сферические очистители будут запускаться лишь тогда, когда давление в начальном сечении трубопровода превысит первоначальное, на которое было настроено устройство для осуществления способа.

Целью изобретения является повышение эффективности транспортирования гидросмеси за счет сокращения количества запускаемых в трубопровод очистителей и оптимизации их размеров.

Эта цель достигается тем, что в известном способе транспортирования по трубопроводу гидросмеси, включающем ее перекачку и периодический запуск сферических очистителей для предотвращения закупорки трубопровода, последний разделяют по длине в вертикальной плоскости на прямолинейные участки транспортирования, на каждом из которых определяют объемный расход гидросмеси и удельные потери давления на трение без осадка при скорости выше критической и при наличии осадка, а запуск очередного очистителя производят по мере образования осадка в момент достижения на участке транспортирования условия, определяемого по соотношению: (1) где Q0 - объемный расход гидросмеси на участке транспортирования без осадка; Po - удельные потери давления на трение на участке транспортирования без осадка, при скорости выше критической; Q - объемный расход гидросмеси на участке транспортирования при наличии осадка; P - удельные потери давления на трение на участке транспортирования при наличии осадка; m - показатель, характеризующий режим течения гидросмеси; причем диаметр сферического очистителя выбирают из соотношения: d0 = (1,1 - 1,3) Hж.с., где d0 - диаметр сферического очистителя; Hж.с. - высота "живого" сечения трубопровода.

Совокупность существенных признаков данного способа позволит осуществить поставленную цель за счет сокращения количества запускаемых в трубопровод очистителей, определяемого изменением "живого сечения" трубопровода из-за наличия осадка на его стенках, а также подбора оптимальных размеров очистителей, т. е. запуска очистителя, обеспечивающего очистку участка трубопровода имеющего минимальное "живое сечение".

Способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси осуществляют следующим образом.

Трубопровод разделяют по длине в вертикальной плоскости на прямолинейные участки транспортирования.

Гидросмесь насосом перекачивают из резервуара в трубопровод. С помощью расхдомера и дифманометра определяют на каком участке транспортирования объемный расход гидросмеси Q0 и удельные потери давления на трение Po без осадка (перепад давления), определяемый как разница между полным удельным перепадом давления и геодезическим напором, т.е. удельный перепад давления, приведенный к горизонтальному участку трубопровода. Затем определяют объемный расход гидросмеси Q и удельные потери на трение P при наличии осадка.

Если режим перекачки поддерживают таким, что удельные потери давления на трение по трассе постоянны по величине в течение времени и одинаковы для всех участков, то, следовательно, в трубопроводе не происходит образования осадка из перекачиваемой гидросмеси и удельные потери и принимаются равными Po .

В противном случае величина Po принимается по значению удельных потерь давления на первом от насоса участке трубопровода.

Если соотношение становится больше единицы, то, следовательно, течение гидросмеси сопровождается образованием малоподвижного осадка и в этом случае необходим запуск в трубопровод сферического очистителя.

Для каждого участка транспортирования определяют максимальное значение соотношения Затем, используя известную формулу Лейбензона где h удельные потери напора гидросмеси на трение; - коэффициент, зависящий от режима течения гидросмеси; Q - объемный расход гидросмеси; - эффективная кинематическая вязкость гидросмеси; m - показатель, характеризующий режим течения (m = 1 при ламинарном режиме, m = 0,25 при турбулентном режиме в гидравлически гладких трубах, m = 0 при турбулентном режиме с предельным проявлением шероховатости стенки трубопровода) Dэ - эквивалентный гидравлический диаметр, равный четырехкратному отношению площадки "живого сечения" потока к смоченному периметру.

определяют величину угла (Центрального угла (в градусах)), под которым виден осадок, из уравнения: (3) После чего определяют высоту "живого сечения" трубопровода (потока) по формуле: , (4) где Hжс - высота "живого сечения" трубопровода (потока); D - внутренний диаметр трубопровода.

Далее в зависимости от высоты "живого сечения" трубопровода, используя уравнение d0 = (1,1 - 1,3) Hжс (5), полученное экспериментальным путем, определяют диаметр очистителя d0.

По команде системы управления в трубопровод запускают сферический очиститель, имеющий минимальный диаметр. Если в процессе прохождения сферического очистителя по трубопроводу не произошло полное восстановление "живого сечения" трубопровода, т. е. на отдельных участках, по-прежнему больше единицы, то в трубопровод запускают сферический очиститель большего диаметра и процесс, как было указано выше, повторяют.

На чертеже изображено сечение трубопровода с образовавшимся осадком, где: 1 - трубопровод; 2 - осадок; - центральный угол, под которым виден осадок; Hжс - высота "живого сечения" трубопровода; D - внутренний диаметр трубопровода.

Если твердый материал транспортируют в несущей жидкой среде с меньшим удельным весом (например, частицы угля или песка в воде), то осадок будет образовываться в нижней придонной части трубопровода. В этом случае для размыва осадка сферический очиститель должен иметь положительную плавучесть в несущей жидкости, так как местное сужение потока образуется между сферическим очистителем и осажденным слоем твердых частиц. В этом сечении скорость потока превышает скорость движения потока в трубопроводе и происходит размыв осадка.

Если твердый материал транспортируют в несущей жидкости с большим удельным весом (например, опилки в воде), то осадок твердых частиц будет образовываться в верхней части трубопровода. В этом случае для размыва осадка сферический очиститель должен иметь отрицательную плавучесть в несущей жидкости для образования местного сужения в зазоре между очистителем и слоем осадка твердых частиц.

В качестве примера рассмотрено движение гидросмеси, образованной частицами угля в воде. При ламинарном режиме течения (m = 1) и объемном расходе гидросмеси Q0 = 500 м3/ч, удельные потери давления на трение Po составили 60 кПа/км. В процессе транспортирования гидросмеси эти параметры изменились и максимальное значение соотношения по формуле (1) соответствовало значениям Q - 116 м2/ч, P = 100 кПа/км. Расчет по формуле (3) дает: = 180o; по формуле (4), получена Hжс = 0,5 D, а по формуле (5) d0 = (0,55 - 0,65)D.

После прохождения сферическим очистителем трубопровода, наибольшее значение указанного соотношения по формуле (1) соответствовало значениям Q = 400 м3/ч, P = 70 кПа/км. Расчет по формуле (3) дает: = 100o; по формуле (4) получена Hжс = 0,82D, а по формуле (5) d0 = 0,9 D.

При турбулентном режиме течения, m = 0, при тех же начальных параметрах потока Q0 = 300 м3/ч и P0 = 60 кПа/км в процессе транспортирования гидросмеси по трубопроводу, максимальное значение соотношения по формуле (1) будет: , что соответствовало значению Q = 223 м3/ч, P = 100 кПа/км.

Расчет по формуле (3) дает = 135o, по формуле (4) получаем Hжс = 0,69D, и по формуле (5) d0 = (0,76 - 0,90)D.

Таким образом, регламент запуска и размер запускаемых сферических разделителей определяют не только повышением величины давления, но и учитывается текущее значение объемного расхода перекачиваемой гидросмеси или суспензии.

В наиболее простом случае, весь трубопровод может приниматься за один участок.

Формула изобретения

Способ транспортирования по трубопроводу гидросмеси, включающий ее перекачку по трубопроводу и периодический запуск в него сферических очистителей, отличающийся тем, что трубопровод разделяют по длине на прямолинейные участки транспортирования, на каждом из которых измеряют объемный расход гидросмеси и удельные потери давления на трение без осадка при скорости выше критической и при наличии осадка, а запуск в трубопровод очередного сферического очистителя производят по мере образования осадка в момент достижения на одном из участков транспортирования условия, определяемого по соотношению где Qо объемный расход гидросмеси на участке транспортирования без осадка; Po - удельные потери давления на трение на участке транспортирования без осадка при скорости выше критической; Q объемный расход гидросмеси на участке транспортирования при наличии осадка; P - удельные потери давления на участке транспортирования при наличии осадка; m показатель, характеризующий режим течения гидросмеси, причем диаметр сферического очистителя выбирают из соотношения dо (1,1 1,3)Нж.с, где dо диаметр сферического очистителя; Нж.с высота живого сечения трубопровода.

РИСУНКИ

Рисунок 1