Проем двери задка кузова автомобиля
Реферат
Изобретение относится к конструкции задней части кузова автомобиля, а именно к формированию проема двери задка. Техническим результатом изобретения является увеличение жесткости и прочности проема двери задка, уменьшение диагональных деформаций за счет усиления угловых участков. Проем двери задка кузова автомобиля снабжен нижним силовым узлом-порогом 3, включающим соединенные между собой с образованием двойного коробчатого сечения панель пола, поперечину пола, нижнюю панель проема и усилитель поперечины. Каждая из стоек 1 снабжена усилителем, соединенным с ее наружной и внутренней панелями, образованными соответственно задними частями наружной и внутренней панелей боковины, при этом все силовые узлы соединены в единый силовой узел двойного коробчатого сечения с замыканием внешнего и внутреннего контуров и с образованием среднего замкнутого контура. На нижних угловых участках замкнутый внешний контур проема образован соединением наружной панели боковины через панель пола с поперечиной пола, замкнутый внутренний контур проема - соединением внутренней панели боковины с панелью пола. На верхнем угловом участке замкнутый средний контур проема образован соединением торца балки бруса крыши с верхним концом усилителя стойки, при этом усилитель стойки соединен на нижнем угловом участке с торцом нижней панели проема. Внутренняя панель боковины выполнена на высоту верхней половины стойки и снабжена в задней части накладкой, выполненной по всей высоте стойки. Каждая стойка снабжена боковой панелью проема, проходящей вниз от уровня верхней петли и соединенной с внутренней площадкой усилителя стойки, а двойное коробчатое сечение образовано соединением боковой панели проема с наружной панелью боковины и накладкой внутренней панели боковины, соединенной в свою очередь с усилителем стойки. 2 з.п. ф-лы, 14 ил.
Изобретение относится к конструкции задней части кузова автомобиля, а именно к формированию проема двери задка.
Известна конструкция задней части кузова автомобиля, включающая проем двери задка (заявка Франции N 2432965, кл. B 62 D 25/08,6.08.79), содержащий верхний силовой узел коробчатого сечения, состоящий из панели крыши и поперечного бруса закрытого коробчатого сечения, две стойки, образованные задними наружной и внутренней панелями боковин. Недостатком указанной конструкции является то, что в формировании проема двери задка не задействованы элементы пола и углы проема. Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является проем двери задка кузова автомобиля (см. Патент США N 4775181, кл. B 62 D 25/08 от 20.01.87), содержащий два основных силовых узла-стойки поперечного коробчатого сечения, состоящие каждая из внутренней и наружной панелей, верхний силовой узел двойного коробчатого сечения, состоящий из панели крыши и поперечного бруса крыши закрытого коробчатого сечения, образованного его балкой и внутренней панелью крыши, два продольных боковых бруса коробчатого сечения, состоящие из внутренней панели стойки и заднего крыла, причем соединением каждой из стоек с поперечным и соответствующим продольным брусьями образованы верхние угловые участки, а наружная панель стойки в верхнем участке выполнена с двумя выступами, проходящими к поперечному брусу и боковому, при этом указанными выступами внутри продольного и поперечного брусьев в угловом участке образованы двойные закрытые коробчатые сечения, причем соединениями панели крыши и наружной панели стойки образована часть внешнего контура проема, а соединением внутренней панели крыши и внутренней панели стойки образована часть внутреннего контура проема. Недостатками указанного изобретения являются недостаточная жесткость и прочность боковых стоек, заделка верхних углов не обеспечивает непрерывность формирования контура проема, учитывая при этом, что в формировании проема двери задка не участвуют элементы пола и нижние углы проема, а это в свою очередь ведет к увеличению диагональных деформаций. Техническим результатом изобретения является увеличение жесткости и прочности проема двери задка, уменьшение диагональных деформаций за счет усиления угловых участков. Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном проеме двери задка кузова автомобиля, содержащем два основных силовых узла-стойки поперечного коробчатого сечения, состоящие каждый из внутренней и наружной панелей, верхний силовой узел двойного коробчатого сечения, состоящий из панели крыши и поперечного бруса крыши закрытого коробчатого сечения, образованного его балкой и внутренней панелью крыши, два продольных боковых бруса коробчатого сечения, причем соединением каждой из стоек с поперечным и соответствующим продольным брусьями образованы верхние угловые участки, соединением панели крыши и наружной панели стойки образована часть внешнего контура проема, соединением внутренней панели крыши и внутренней панели сойки часть внутреннего контура проема, особенность заключается в том, что проем снабжен нижним силовым узлом-порогом, включающим соединенные между собой с образованием двойного коробчатого сечения панель пола, поперечину пола, нижнюю панель проема и усилитель поперечины, а каждая из стоек снабжена усилителем, соединенным с ее наружной и внутренней панелями, образованными соответственно задними частями наружной и внутренней панелей боковины, при этом все силовые узлы соединены в единый силовой узел двойного коробчатого сечения с замыканием внешнего и внутреннего контуров и с образованием среднего замкнутого контура, на нижних угловых участках замкнутый внешний контур проема образован соединением наружной панели боковины через панель пола с поперечиной пола, замкнутый внутренний контур проема соединением внутренней панели боковины с панелью пола, а на верхнем угловом участке замкнутый средний контур проема образован соединением торца балки бруса крыши с верхним концом усилителя стойки, при этом усилитель стойки соединен на нижнем угловом участке с торцом нижней панели проема. Внутренняя панель боковины выполнена на высоту верхней половины стойки и снабжена в задней части накладкой, выполненной по всей высоте стойки. Причем каждая стойка снабжена боковой панелью проема, проходящей вниз от уровня верхней петли и соединенной с внутренней площадкой усилителя стойки, а двойное коробчатое сечение образовано соединением боковой панели проема с наружной панелью боковины и накладкой внутренней панели боковины, соединенной в свою очередь с усилителем стойки. Сравнение заявленного технического решения с уровнем техники на научно-технической и патентной документации на дату приоритета в основной и смежных рубриках показывает, что совокупность существенных признаков заявленного решения ранее не была известна, следовательно, оно соответствует условию патентоспособности "новизна". Анализ известных технических решений в данной области техники показал, что предложенное устройство имеет признаки, которые отсутствуют в известных технических решениях, а использование их в заявленной совокупности признаков дает возможность получить новый технический результат, следовательно, предложенное техническое решение имеет изобретательский уровень по сравнению с существующим уровнем техники. Предложенное техническое решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость". На фиг. 1 изображен проем двери задка автомобиля; на фиг. 2 сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3- сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 сечение Г-Г на фиг. 1; на фиг. 6 верхний угол проема; на фиг. 7 сечение Д-Д на фиг. 6; на фиг. 8 сечение Е-Е на фиг. 6; на фиг 9 - верхний угол проема в изометрии; на фиг. 10 нижний угол проема; на фиг. 11 - сечение Ж-Ж на фиг. 10; на фиг. 12 соединение нижнего конца накладки с полом; на фиг. 13 задок кузова, вид сбоку; на фиг. 14 сечение З-З на фиг. 13. Проем двери задка кузова автомобиля, содержит два основных силовых узла-стойки 1, верхний силовой узел 2, нижний силовой узел-порог 3, в проеме навешивается дверь задка 4 (фиг. 1). Каждый основной силовой узел-стойка 1 (фиг. 2) содержит усилитель 5 стойки, задние части наружной 6 и внутренней 7 панелей боковин, образующие соответственно наружную и внутреннюю панели стойки 1. Внутренняя панель 7 боковины выполнена на высоту верхней половины стойки 1 и в задней части снабжена накладкой 8, выполненной по всей высоте стойки 1. Вниз от уровня верхней дверной петли (фиг. 3) каждая стойка усилена боковой панелью 9 проема, но она может быть выполнена по всей высоте стойки 1. Усилитель 5 стойки (фиг. 2) в верхней половине стойки 1 своим внутренним продольным фланцем 10, соединяясь с внутренним продольным фланцем 11 накладки 8, а своим наружным продольным фланцем 12, соединяясь с фланцем 13 проема окна внутренней панели 7 боковины, которая в свою очередь внутренним задним фланцем 14, соединяясь с наружным продольным фланцем 15 накладки 8, образуют коробчатое сечение 16. Наружная панель 6 боковины, соединяясь отогнутой частью внутреннего заднего фланца 17 с выгнутой площадкой 18 усилителя 5 стойки, а фланцем 19 проема окна наружная панель боковины, соединяясь с наружным продольным фланцем 12 усилителя 5 стойки и с фланцем 13 проема окна внутренний 7 панели боковины, образуют двойное коробчатое сечение стойки 1. Усилитель 5 стойки (фиг. 3) в нижней половине, т.е. на уровне петель зоны 20 (фиг. 1), соединен внутренней площадкой 21 с боковой панелью проема 9, которая в свою очередь внутренним продольным фланцем 22 соединена с внутренним продольным фланцем 11 накладки 8, а наружным продольным фланцем 12 усилитель соединен с наружным продольным фланцем 15 накладки 8, при этом образуется коробчатое сечение 16. Наружная панель 6 боковины (фиг.3) соединена своим внутренним задним фланцем 17 с наружным продольным фланцем 23 боковой панели проема 9, при этом образуется двойное коробчатое сечение стойки 21. Верхний силовой узел 2 проема (фиг. 4) содержит панели 24 крыши, поперечный брус крыши, образованный его балкой 25 и внутренней панелью 26 крыши. Балка 25 бруса, соединяясь своим наружным продольным фланцем 27 с наружным продольным фланцем 28 внутренней панели 26 крыши, а своим внутренним продольным фланцем 29 с внутренним продольным фланцем 30 внутренней панели 26 крыши, образует коробчатое сечение 31. Панель 24 крыши, соединяясь задним фланцем 32 с выгнутой наружу балкой 25 бруса, образует двойное коробчатое сечение верхнего силового узла 2. Нижний силовой узел-порог 3 (фиг. 1) содержит панель 33 пола, поперечину 34, усилитель 35 поперечины, нижнюю панель 36 проема (фиг.5). Поперечина 34 (фиг. 5), соединяясь своим внутренним продольным фланцем 37 с панелью 33 пола вдоль его заднего торца, а наружным продольным фланцем 38, соединяясь с внутренним продольным фланцем 39 нижней панели 36 проема, а последняя своим наружным продольным фланцем 40, соединяясь с задним фланцем 41 панели 33 пола, образуют коробчатое сечение порога 3 проема. Усилитель 35 поперечины 34(фиг. 5), соединяясь своим нижним фланцем 42 с выгнутой наружу площадкой поперечины 34, а верхним фланцем 43, соединяясь с задним торцом панели 33 пола, делит закрытое коробчатое сечение на два: 44 и 45, увеличивая тем самым жесткость порога при работе его на изгиб и кручение. Все силовые узлы проема соединены в единый силовой узел двойного коробчатого сечения с образованием внешнего, внутреннего и среднего контуров. На фиг. 6 показана заделка верхнего угла проема, где панель 24 крыши, соединяясь боковым продольным фланцем 46 с верхним фланцем наружной панели 6 боковины, образуют внешний контур проема. Усилитель 5 стойки (фиг. 7), соединяясь своим верхним концом с торцом балки 25 бруса крыши, образуют средний контур проема. Накладка 8 (фиг. 8), соединяясь своим верхним концом с торцом внутренней панели 26 крыши, а боковым фланцем отгиба 47 выступа накладки 8 (фиг. 9), направленного вдоль кузова с верхним продольным фланцем 48 внутренней панели 7 боковины, образуют внутренний контур проема последняя в свою очередь фланцем 38 и фланцем 49 проема окна, соединяясь с верхним фланцем 50 наружной панели 6 боковины и ее же фланцем 51, образуют верхний продольный боковой брус коробчатого сечения. Таким образом осуществляется непрерывность перехода поперечного двойного коробчатого сечения верхнего силового узла 2 проема в двойное коробчатое сечение основного силового узла-стойки 1 и в коробчатое сечение продольного верхнего бокового бруса и, как следствие этого, достигается равномерность распределения нагрузки на весь узел, увеличение прочности и жесткости проема кузова. На фиг. 10 показана заделка нижнего угла проема, где усилитель 5 стойки, соединяясь нижним выступом, выполненным только в поперечном направлении кузова, с торцом нижней панели 36 проема, замыкает средний контур проема (фиг. 11). Нижним вертикальным фланцем 52 усилитель 5 соединяется с наружными продольными фланцами 38 поперечины 34 пола. Накладка 8 (фиг. 12), соединяясь нижним концом 53 с панелью 33 пола или его деталью, замыкает внутренний контур проема, а наружная панель 6 боковины (фиг. 14) своим нижним задним фланцем 54 через соединительный элемента или непосредственно через панель 33 пола, соединяясь с наружным продольным фланцем 38 поперечины 34 пола, замыкают наружный контур проема в нижней части силовом узле-пороге. Таким образом осуществляется переход поперечного коробчатого сечения стойки 1 в поперечное коробчатое сечение порога 3 пола и соединение наружной панели 6 боковины с нижним силовым узлом проема, создавая в нижнем углу проема прочную и жесткую связь стойки 1 с порогом 3. Такое выполнение проема двери кузова автомобиля с двойным коробчатым сечением по периметру позволяет увеличить жесткость и прочность проема двери задка, уменьшить диагональные деформации за счет усиления угловых участков.Формула изобретения
1. Проем двери задка кузова автомобиля, содержащий два основных силовых узла-стойки поперечного коробчатого сечения, состоящие каждая из внутренней и наружной панелей, верхний силовой узел двойного коробчатого сечения, состоящий из панели крыши и поперечного бруса крыши закрытого коробчатого сечения, образованного его балкой и внутренней панелью крыши, два продольных боковых бруса коробчатого сечения, причем соединением каждой из стоек с поперечным и соответствующим продольным брусьями образованы верхние угловые участки, соединением панели крыши и наружной панели стойки образована часть внешнего контура проема, соединением внутренней панели крыши и внутренней панели стойки часть внутреннего контура проема, отличающийся тем, что проем снабжен нижним силовым узлом-порогом, включающим соединенные между собой с образованием двойного коробчатого сечения панель пола, поперечину пола, нижнюю панель проема и усилитель поперечины, а каждая из стоек снабжена усилителем, соединенным с ее наружной и внутренней панелями, образованными соответственно задними частями наружной и внутренней панелей боковин, при этом все силовые узлы соединены в единый силовой узел двойного коробчатого сечения с замыканием внешнего и внутреннего контуров и с образованием среднего замкнутого контура, на нижних угловых участках замкнутый внешний контур проема образован соединением наружной панели боковины через панель пола с поперечиной пола, замкнутый внутренний контур проема соединением внутренней панели боковины с панелью пола, а на верхнем угловом участке замкнутый средний контур проема образован соединением торца балки бруса крыши с верхним концом усилителя стойки, при этом усилитель стойки соединен на нижнем угловом участке с торцом нижней панели проема. 2. Проем по п.1, отличающийся тем, что внутренняя панель боковины выполнена на высоту верхней половины стойки и снабжена в задней части накладкой, выполненной по всей высоте стойки. 3. Проем по пп.1 и 2, отличающийся тем, что каждая стойка снабжена боковой панелью проема, проходящей вниз от уровня верхней петли и соединенной с внутренней площадкой усилителя стойки, а двойное коробчатое сечение образовано соединением боковой панели проема с наружной панелью боковины и накладкой внутренней панели боковины, соединенной, в свою очередь с усилителем стойки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7, Рисунок 8, Рисунок 9, Рисунок 10, Рисунок 11, Рисунок 12, Рисунок 13, Рисунок 14