Кость игральная

Реферат

 

Изобретение может быть использовано в играх при проведении массовых развлечений. Кость игральная содержит одно или несколько тел с нанесенными на поверхности различными числами. Тела имеют кубическую или другую геометрически правильную форму с числами на поверхности граней и помещены в прозрачную емкость, которая в свою очередь помещена в одну или большее число внешних прозрачных емкостей, заполненных газообразной или жидкой средой, при этом тела помещены с шестью степенями свободы движения в емкость, выполненную в форме правильного многогранника с прочностью, достаточной для броска емкости с внутренними телами на любую жесткую поверхность с расстояния от тысячных до десятых долей метра. Длина внутреннего ребра емкости не меньше удвоенной длины ребра тела при кубической его форме, при этом длина внутреннего ребра каждой внешней прозрачной емкости больше или равна удвоенной длине внешнего ребра каждой внутренней прозрачной емкости, а тела внутри прозрачной емкости имеют отличные друг от друга цвета. Прозрачная емкость с внутренними телами заполнена газообразной или жидкой средой, а на поверхности прозрачных емкостей нанесены различные числа. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Изобретение касается спорта, игр, массовых развлечений и может быть использовано при проведении спортивных состязаний, например для жеребьевки, в вероятностных играх, использующих игральные кости, в лото и т.д.

Известна кость игральная, бросаемая отдельно или одновременно с несколькими другими, представляющая куб с нанесенными на грани наборами точек (номерами), например от одной до шести на различных гранях (Виленкин Н.Я. Популярная комбинаторика. - М., Наука, 1975, с. 208).

Такой игральной кости присущи существенные недостатки, в частности: - зависимость результатов испытаний (номера верхней грани после остановки кости, брошенной на горизонтальную поверхность) от начального положения кости, направления и силы броска, то есть нарушение случайного характера распределения результатов испытаний при одинаковом начальном положении кости и направлении ее броска с одинаковой силой; - отсутствие независимых от направления броска степеней свободы возможных движений пронумерованных граней кости; - возможность броска кости в заданном направлении с заданной силой, а соответственно получение заранее определенного результата и пониженная поэтому степень доверия к результатам испытания (броска кости); - невозможность обеспечения замедленного движения кости, например, в жидкой среде, без дополнительных приспособлений и их подготовки.

Известен также лототрон, содержащий шары или предметы другой формы, каждый из которых имеет номер, а все вместе помещены в прозрачную емкость большого размера, например, цилиндрической формы, на оси или двух полуосях, подшипниковые узлы на стойках, укрепленных на основании. Случайный характер выбираемого номера обеспечивается движением емкости, а внутри ее - шаров (или цилиндрических бочонков, листков и тому подобных предметов с номерами) и выборкой предмета со случайно выпавшим номером по позиционному признаку, например верхнего или наиболее близко расположенного к заранее заданному месту, которым может быть отверстие для извлечения с номером.

Однако для лототрона характерны следующие недостатки: - сложность конструкции, требующей основания с размещенными на нем стойками, крепления подшипников на стойках и полуосей (или оси) в подшипниках, а также полуосей (или оси) к емкости, и ограничивающей применение лототрона только в условиях достаточного для его размещения объема и при возможности его транспортировки: - ограниченное число степеней свободы движения емкости (барабана) лототрона: возможно только ее вращение вокруг оной оси; - невозможность обеспечения замедленного движения тел внутри емкости, например, в жидкой среде, так как испытание завершается выемкой из емкости одного из тел, а следовательно, требует применения негерметичной емкости.

Наиболее близким решением, принятым за прототип, является кость игральная, характеризующаяся тем, что она содержит одно или несколько помещенных в прозрачную емкость тел, на поверхности которых нанесены различные числа, а прозрачная емкость с телами в свою очередь помещена в одну или большее число внешних прозрачных емкостей, при этом каждая из прозрачных емкостей заполнена жидкой или газообразной средой.

Прототипу свойственны существенные недостатки, а именно: - невозможность обеспечения симметричности конструкции и одинаковости условий игровых элементов в трех состояниях: начальном положении, состоянии движения, конечном положении, а следовательно, неравновероятное получение результатов испытаний; - невозможность размещения нескольких игровых тел - костей в наружном корпусе делает неприменимой такую конструкцию в играх с несколькими игральными костями, а требует несколько таких устройств; - пониженная конкурентоспособность на рынке игральных костей, как показал опыт последних пяти десятилетий после изобретения игральной кости по патенту US 2301506, оптимальными игровыми качествами обладают традиционные компоненты в форме правильных многогранников; - отсутствие четкой и симметричной фиксации игровых элементов в начальном и конечном положениях вызывает недоверие к результатам испытаний ввиду нарушения случайного характера распределения при шарообразных формах внешних корпусов; - невозможность использования внутренних корпусов в качестве игровых элементов, то есть игральных костей.

Целью изобретения является повышение числа одновременных перемещений номеров граней кости при каждом испытании, обеспечение случайного характера номера считываемой грани кости независимо от ее начальной установки, направления и силы броска, и возможности движения внутренних тел с большей или меньшей скоростью, в частности движения кости в невоздушной среде - в любом другом более плотном или более разреженном газе, а также жидкости.

Поставленная цель достигается тем, что игральная кость содержит одно или несколько тел, имеющих нанесенные на поверхности различные числа и помещенных в прозрачную емкость, которая в свою очередь помещена в одной или большее число внешних прозрачных емкостей, заполненных газообразной или жидкой средой, причем упомянутые тела имеют кубическую или другую геометрически правильную форму и числа на поверхности граней и помещены с шестью степенями свободы движения вдоль и вокруг трех пространственных осей декартовой системы координат в прозрачную емкость, выполненную в форме правильного многогранника с прочностью, достаточной для броска емкости с внутренними телами на любую жесткую поверхность с расстояния от тысячных до десятых долей метра, и с длиной внутреннего ребра, не меньшей удвоенной длины ребра тела при кубической его форме, при этом длина внутреннего ребра каждой внешней прозрачной емкости больше или равна удвоенной длине внешнего ребра каждой внутренней прозрачной емкости, а тела внутри прозрачной емкости имеют отличные друг от друга цвета, причем прозрачная емкость с внутренними телами заполнена газообразной иди жидкой средой, а на поверхности прозрачных емкостей нанесены различные числа, при этом прозрачная емкость с телами имеет форму или тетраэдра, или куба, или октаэдра, или додекаэдра, а числа на поверхностях прозрачных емкостей и тел нанесены в виде точек от одной до шести при кубической форме емкостей и тел.

На чертеже изображена кость игральная.

Кость игральная содержит одно или некоторое конечное число тел кубической формы 1, на поверхностях которых нанесены различные числа (например, с помощью точек), помещенных в прозрачную емкость 2 тетраэдральной, кубической, октаэдральной или другой геометрически правильной формы, имеющую шесть степеней свободы, при этом емкость заполняется газообразной или жидкой средой.

Игральная кость выбрасывается путем броска емкости (с размещенными внутри телами с цифрами на поверхностях граней), например, на стол, доску или любую другую горизонтальную поверхность. Емкость при движении к поверхности, а также при перемещении по последней может вращаться вокруг трех пространственно ортогональных декартовых осей, а также перемешаться линейно с произвольными координатными составляющими скорости по осям. Одновременно с этим возможно движение тел внутри емкости с шестью степенями свободы движений: вдоль трех декартовых осей, жестко связанных с емкостью, а также вокруг каждой из осей.

По мере движения емкости с внутренними телами расходуется энергия начального броска и происходит остановка предложенной игральной кости. После остановки считывается набор случайных чисел с поверхностей верхних граней внутренних тел, а также с верхней поверхности прозрачной емкости. Полученный набор случайных чисел и является результатом испытания с применением игральной кости.

Положительный эффект, обеспечиваемый новый совокупностью признаков, заключается в следующем: - повышении числа степеней свободы движения граней внутренних тел, размещенных внутри емкости: возможность линейных перемещений вдоль любой из трех пространственных координат, а также вращения вокруг каждой из них имеет во время броска (испытания) как емкость, так и тела внутри ее (относительно координатной системы, жестко связанной с емкостью); - независимости результатов испытаний от начального положения кости, а также направления и силы ее броска; при повторном броске с той же начальной установкой кости, направлении и силе ее броска внутренние тела имеют свободный характер движения (с шестью степенями свободы), что обеспечивает случайность результатов испытаний; - упрощении конструкции лототронов, из которой исключаются оси, подшипники, стойки, основания; приближении ее к традиционной игральной кости, простота использования которой апробирована не одно столетие; конструкция обеспечивает сохранность отдельных костей при их количестве две и более за счет внешней емкости; кроме того, при одном испытании появляется возможность броска камней различного цвета одновременно двух и более игроков; - возможности замедления или ускорения движения внутренних тел при заполнении емкости более или менее плотной, чем воздушная, средой - газообразной или жидкостной; - возможности одновременного проведения испытания несколькими игровыми элементами - оболочками и внутренними телами при полной идентичности условий испытаний; - исключении возможности предварительной подготовки неравновероятных условий испытаний, например, предварительным охлаждением или разогревом предпочтительных игровых элементов.

Таким образом, предложенная игральная кость отвечает критерию "новизна".

Существенность отличий заявленного технического решения по сравнению с известными конструкциями лототронов, содержащими емкость с одной степенью свободы перемещения (например, вращающуюся на полуосях), внутри которой размещено некоторое конечное количество тел, каждое из которых имеет собственный номер, и игральных костей, размещенных в нескольких шарообразных корпусах следует из того, что заявленное техническое решение отличается повышенным числом степеней свободы движений пронумерованных граней тел и внутренних емкостей, как игровых тел: сама выбрасываемая емкость имеет шесть степеней свободы, кроме того, тела внутри емкости также имеют шесть степеней свободы движения (возможность линейных перемещений вдоль любой из пространственных декартовых осей координат и возможность вращения вокруг любой из них), причем при одинаковых начальных условиях, условиях движения и конечных условиях (при остановке и отсчете результатов испытаний). Повышенное число степеней свободы обеспечивают независимость результатов испытаний (выпадания номера граней внутренних тел) от начального положения кости, а также направления и силы ее броска. Тем самым обеспечивается случайный характер результатов испытаний (выпадания номера грани внутреннего тела при броске игральной кости), а также степень доверия к результатам испытаний. Кроме того, упрощается конструкция лототрона, он не содержит осей, подшипников, стоек для их крепления и основания. При этом внешний вид кости и способ ее броска максимально приближен к традиционной игральной кости, используемой на протяжении многих столетий.

Возможность заполнения емкости более или менее плотной, чем воздушная, средой, или жидкостью разной вязкости позволяет замедлять или ускорять движение внутренних тел, повышая зрелищность испытаний.

В детских играх с несколькими игральными костями обеспечивается их сохранность: все кости содержатся во время игры в одной емкости.

Формула изобретения

1. Кость игральная, содержащая одно или несколько тел, имеющих нанесенные на поверхности различные числа и помещенных в прозрачную емкость, которая в свою очередь помещена в одну или большее число внешних прозрачных емкостей, заполненных газообразной или жидкой средой, отличающаяся тем, что тела, выполненные кубической или другой геометрически правильной формы с числами на поверхности граней, помещены с шестью степенями свободы движения вдоль и вокруг трех пространственных осей декартовой системы координат в прозрачную емкость, выполненную в форме правильного многогранника с прочностью, достаточной для броска емкости с внутренними телами на любую жесткую поверхность с расстояния от тысячных до десятых долей метра, и с длиной внутреннего ребра, не меньшей удвоенной длины ребра тела при кубической его форме, при этом длина внутреннего ребра каждой внешней прозрачной емкости больше или равна удвоенной длине внешнего ребра каждой внутренней прозрачной емкости, а тела внутри прозрачной емкости имеют отличные друг от друга цвета, причем прозрачная емкость с внутренними телами заполнена газообразной или жидкой средой, а на поверхности прозрачных емкостей нанесены различные числа.

2. Кость по п.1, отличающаяся тем, что прозрачная емкость с телами имеет форму тетраэдра или куба, или октаэдра, или додекаэдра, а числа на поверхностях прозрачных емкостей и тел нанесены в виде точек от одной до шести при кубической форме емкостей и тел.

РИСУНКИ

Рисунок 1