Устройство для соединения и разделения отсеков космического аппарата

Реферат

 

Использование: в авиационно-космической технике и может быть использовано для соединения и разделения отсеков космического аппарата. Сущность изобретения: спускаемый аппарат 1 соединяется со смежными отсеками с помощью стяжных лент 4, опоясывающих спускаемый аппарат 1 и взаимодействующих со смежными отсеками через замковые узлы 5 и резьбовые стяжки 6. Резьбовые стяжки 6 взаимодействуют с резьбой кронштейна 7 на замковых узлах 5 и кронштейнов 8 на концах стяжных лент 4. Резьбовая стяжка 6 состоит из стержня 9 с правой и левой резьбой на концах и буртиком 10 с шестигранником под ключ посредине, двух втулок 11, прижатых к буртику по обе стороны от него гайками 12 и контргайками 13. Резьбовая стяжка 6 предварительно настраивается с помощью технологического приспособления на заданные значения растягивающего усилия в пределах поля допуска. При сборке устройства усилия затяжки стяжных лент контролируются по состоянию втулок 11, усилие в пределах допуска, если одна из втулок зажата, в другая легко поворачивается от руки вокруг оси стержня 9. 3 ил.

Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано для объединения и разделения отсеков космического аппарата (КА).

Известно устройство для соединения и разделения отсеков космического аппарата, содержащее стяжные ленты, опоясывающие спускаемый аппарат и прикрепленные к смежным отсекам с помощью замковых узлов (космический корабль "Восход-2", энциклопедия "Космонавтика", М.: Советская энциклопедия, 1985 г., с.68).

Недостатком известного устройства является большой разброс усилий затяжки стяжных лент, обусловленный трением в резьбовых парах и сложностью непосредственного контроля этих усилий. На практике контроль осуществляется по моменту затяжки, что обеспечивает усилие затяжки с разбросом 30-50% от номинальных значений. Это означает, что обеспечивая минимально необходимое усилие затяжки, конструктор вынужден проектировать детали на усилия в два раза более высокие, что приводит к увеличению веса конструкции. Кроме того, практически невозможен контроль усилий в стяжных лентах в процессе наземной эксплуатации, например, после такелажных операций, что снижает надежность всего устройства.

Технической задачей изобретения является снижение веса конструкции и повышение надежности путем создания устройства, позволяющего соединять отсеки с меньшим разбросом усилий в стяжных лентах и контролировать эти усилия при подготовке к полету.

Техническая задача достигается тем, что устройство для соединения и разделения отсеков космического аппарата, содержащее стяжные ленты, опоясывающие спускаемый аппарат и прикрепленные к смежным отсекам с помощью замковых узлов, снабжено резьбовыми стяжками, выполненными с буртиком посредине и прикрепленными к соответствующим замковым узлам и концам стяжных лент втулками, установленными на резьбовой стяжке с двух сторон от буртика, и гайками и контргайками, установленными на резьбовой стяжке с возможностью прижатия втулок к буртику.

На фиг. 1 показан общий вид устройства; на фиг.2 - взаимодействие резьбовых стяжек с замковыми узлами и концами стяжных лент; на фиг.3 - резьбовая стяжка.

Спускаемый аппарат 1 соединяется со смежными отсеками 2 и 3 с помощью стяжных лент 4, опоясывающих спускаемый аппарат 1 и взаимодействующих со смежными отсеками 2 и 3 через замковые узлы 5 и резьбовые стяжки 6.

Резьбовые стяжки 6 взаимодействуют с резьбой кронштейнов 7 на замковых узлах 5 и кронштейнов 8 на концах стяжных лент 4.

Резьбовая стяжка 6 состоит из стержня 9 с правой и левой резьбой на концах и буртиком 10 с шестигранником под ключ посредине, двух втулок 11, прижатых к буртику по обе стороны от него гайками 12 и контргайками 13.

Резьбовая стяжка 6 настраивается в процессе сборки следующим образом. С помощью технологического приспособления, включающего с себя силовозбудитель и динамометр, резьбовая стяжка 6 нагружается растягивающим усилием, соответствующим минимальному значению с учетом допуска согласно чертежу. В таком состоянии одна из втулок 11, например, отмеченная на фиг.3 знаком "-", прижимается к буртику 10 гайкой 12 и контргайкой 13. Затем нагрузка увеличивается до максимального значения с учетом допуска и другая втулка 11, например, отмеченная на фиг.3 знаком "+", прижимается к буртику 10 гайкой 12 и контргайкой 13. Настройка и сборка резьбовой стяжки 6 на этом завершается. Усилие в резьбовой стяжке 6 контролируется по состоянию втулок 11: а) если обе втулки 11 зажаты, т.е. от легкого ручного усилия не поворачиваются вокруг оси тендера 9, то это свидетельствует о том, что усилие в резьбовой стяжке 6 меньше требуемого по чертежу; б) если обе втулки 11 подвижны, т.е. от руки легко поворачиваются вокруг оси тендера, то усилие в резьбовой стяжке 6 больше требуемого по чертежу; в) если одна из втулок 11 (со знаком "-") подвижна, а другая (со знаком "+") зажата, то усилие в резьбовой стяжке 6 находится в поле допуска, т.е. соответствует требованиям чертежа.

Устройство, содержащее настроенные резьбовые стяжки 6, позволяет по подвижности втулок 11 контролировать усилия затяжки стяжных лент 4 в процессе наземной эксплуатации КА. Разброс усилий затяжки может быть уменьшен до 3 - 5% от номинального усилия, что позволяет снизить расчетное усилие в стяжных лентах и уменьшить вес конструкции. Кроме того, упрощается сборка устройства, не требуется моментная затяжка и специальный инструмент.

Формула изобретения

Устройство для соединения и разделения отсеков космического аппарата, содержащее стяжные ленты, опоясывающие спускаемый аппарат и прикрепленные к смежным отсекам с помощью замковых узлов, отличающееся тем, что оно снабжено резьбовыми стяжками, выполненными с буртиком посредине и прикрепленными к соответствующим замковым узлам и концам стяжных лент, втулками, установленными на резьбовой стяжке с двух сторон от буртика, и гайками и контргайками, установленными на резьбовой стяжке с возможностью прижатия втулок к буртику.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3