Транспортно-пусковой контейнер снаряда

Реферат

 

Транспортно-пусковой контейнер снаряда для поражения танков и других малоразмерных целей. Для отбрасывания в сторону при выстреле передняя крышка пусковой трубы выполнена со смещением центра массы за счет утолщения около ее края. На торце пусковой трубы крышка закреплена обоймой Г-образного сечения. Для повышения надежности увода крышки в сторону она снабжена гибкой лентой, один конец которой закреплен на краю крышки с утолщением, а другой - на ее диаметрально противоположном краю. При выполнении крышки в виде чашки с выштамповкой по центру гибкая лента скреплена одним концом с дном чашки, а другим - с краем, противоположным утолщению. 2 з.п. ф-лы, 3 ил.

Изобретение относится к оборонной технике, в частности с средствам борьбы к танками и другими малоразмерными целями.

Известен транспортно-пусковой контейнер снаряда комплекса "Дракон" [1], содержащий пусковую трубу из пластмассы, внутри которой расположен управляемый снаряд. На концы пусковой трубы надеты защитные крышки, а в задней ее части установлен пороховой метательный заряд в камере, выталкивающий при выстреле управляемый снаряд.

Недостатком данного транспортно-пускового контейнера снаряда является то, что перед выстрелом необходимо снимать крышки с пусковой трубы. На это тратится время, соответственно снижаются скорострельность и эффективность.

Также известен транспортно-пусковой контейнер снаряда комплекса "Милан", содержащий пусковую трубу из пластмассы, внутри которой расположен управляемый снаряд. На концы пусковой трубы надеты защитные крышки. В задней части пусковой трубы расположен газогенератор, служащий для выстреливания снаряда, т.е. выполняющий роль стартового двигателя.

Недостатком данного технического решения как и в комплексе "Дракон" является необходимость снятия защитных крышек перед выстрелом. Предварительный съем крышек приводит к тому, что во время боя при необходимости в срочной перемене позиции расчет должен перемещать не только комплекс с управляемыми снарядами, но и снятые крышки. Если же крышки оставлены на старой позиции, а с новой отстрел снаряда не произведен, то расчету придется возвращаться на старую позицию за крышками, что не всегда возможно. Старая позиция может к этому времени быть занята противником, подвергаться усиленному обстрелу и т. д. Управляемые снаряды в этом случае остаются в стволах-контейнерах (пусковых трубах) без крышек, что может привести к их повреждению при дальнейшем перемещении комплекса как по полю боя, так и на транспортных средствах. Особенно это относится к обычно закрывающей торцы ствола - контейнера (пусковой трубы) герметизирующей пленке из полимерного материала (например, из полиэтилена), разрываемой снарядом непосредственно во время выстрела. Повреждение этой пленки приводит к разгерметизации внутренней полости ствола-контейнера (пусковой трубы) и поступлению пыли, влаги и т.д. непосредственно к управляемому снаряду, его выстреливающему пороховому устройству (газогенератору), маршевому реактивному двигателю, электронной аппаратуре и т.д. Поступление влаги, пыли и т.п. веществ к пороховым зарядам может вызвать изменение их характеристик, а следовательно, и изменение баллистики, способное значительно снизить точность и эффективность стрельбы. Следует отметить, что в малогабаритных управляемых снарядах используются небольших токи и напряжения, поэтому и попадание влаги и пыли и т.п. веществ в места расположения их электрических элементов (электронной аппаратуры, электрических запалов и т.п.) и коммуникаций может привести к их нерасчетному режиму работы, например, из-за повышения переходного сопротивления. Этот также ухудшает эффективность боевого применения. Введение в управляемый снаряд дополнительных герметизирующих элементов усложняет его конструкцию и, следовательно, снижает надежность. Эффективность стрельбы падает. При этом ухудшаются габаритно-массовые характеристики самого снаряда (в том числе и транспортно-пускового контейнера) и всего комплекса в целом, его транспортабельность, что в конечном итоге также снижает эффективность боевого применения. Сохранение габаритно-массовых характеристик на том же уровне за счет уменьшения объема и массы, выделяемых под боевую часть и реактивный двигатель приводит к снижению поражающего действия снаряда (из-за снижения могущества боевой части) или уменьшению средней скорости полета либо дальности стрельбы (за счет снижения мощности реактивного двигателя или времени его работы). Эффективность падает.

Задача изобретения - повышение эффективности боевого применения за счет повышения скорострельности при обеспечении надежности эксплуатации.

Данная задача решается тем, что в транспортно-пусковом контейнере снаряда, содержащем пусковую трубу с торцевыми крышками, передняя крышка в нем выполнена в виде диафрагмы в форме чашки с отбортовкой, которая закреплена на переднем торце пусковой трубы радиальной частью кольцевой обоймы Г-образного сечения, причем чашка установлена дном вперед, а диаметрально противоположные края чашки соединены между собой гибкой лентой, при этом чашка выполнена со смещением центра масс преимущественно посредством утолщения дна около края чашки у одного из концов гибкой ленты. Утолщение передней крышки может быть выполнено в виде плоской накладки, скрепленной с чашкой передней крышки. На внутренней поверхности дна чашки по центру также может быть выполнено углубление в виде выштамповки, а гибкая лента скреплена одним концом, противоположным утолщению чашки с ее отбортовкой, а другим - с ее дном.

Положительный эффект обеспечивается автоматизацией открытия передней крышки при выстреле и ее надежным уводом в сторону от выстреливаемого снаряда без внесения возмущений в его полет.

На фиг. 1 изображен транспортно-пусковой контейнер 1, содержащий пусковую трубу 2 с торцевыми крышками 3. Внутри пусковой трубы расположен снаряд 4 с газогенератором 5. Газогенератор выстреливает снаряд из пусковой трубы во время выстрела. Снаряд может выстреливаться из пусковой трубы стартовым реактивным двигателем (пороховым выстреливающим устройством), под действием сжатого газа или каким-либо другим способом. Передняя крышка 6 выполнена в виде диафрагмы 7, которая имеет форму чашки 8 с отбортовкой 9 (фиг. 2 и 3). Передняя крышка через отбортовку закреплена на переднем торце 10 пусковой трубы радиальной частью 11 кольцевой обоймы 12 Г-образного поперечного сечения, навинченной, как показано на фиг. 2, на околоторцевую наружную поверхность 13 пусковой трубы. На околоторцевой наружной поверхности пусковой трубы может быть выполнен кольцевой выступ, и кольцевая обойма Г-образного сечения надета на него. Крепление кольцевой обоймы к пусковой трубе в этом случае может быть осуществлено как радиально расположенными винтами, так и загибом открытой части кольцевой обоймы за кольцевой выступ. Передняя крышка установлена дном 14 вперед, диаметрально противоположные околокраевые части 15 и 16 чашки соединены между собой гибкой лентой 17, а сама чашка выполнена со смещением центра масс за счет утолщения 18, выполненного около края чашки у одного из концов 19 и 20 гибкой ленты. Смещение центра масс может быть достигнуто, как показано на фиг. 2 и 3, при помощи плоской накладки 21, преимущественно в виде сегмента, скрепленной с чашкой. На внутренней поверхности 22 дна в центре может быть выполнено углубление 23 в виде выштамповки, гибкая лента скреплена одним концом 19, противоположным утолщению чашки, с ее отбортовкой, а другим концом 20 - с ее дном. Между передним торцем пусковой трубы и чашкой крышки установлено резиновое герметизирующее кольцо 24.

Транспортно-пусковой контейнер работает следующим образом.

После срабатывания выстреливающего устройства перемещающийся вперед снаряд давит носовым обтекателем на переднюю крышку, а точнее на гибкую ленту, соединяющую противоположные края чашки передней крышки. Учитывая, что передняя крышка выполнена со смещением центра масс, обеспеченным утолщением в виде скрепленной с ней плоской накладки, противоположные края передней крышки, соединенные гибкой лентой, имеют различную жесткость, и, следовательно, сторона, противоположная утолщению и имеющая меньшую жесткость, первой начинает деформироваться, выходя из зацепления с кольцевой обоймой Г-образного сечения. При дальнейшем движении снаряда вперед выход передней крышки из зацепления, начавшийся у края, противоположного утолщению, идет далее по окружности, обеспечивая последующее выщелкивание передней крышки. Передняя крышка разворачивается относительно той стороны, в направлении которой произведено смещение центра масс, т.е. где расположено утолщение, обеспечивающее большую жесткость. После полного выхода передней крышки из закрепления в кольцевой обойме она отбрасывается носовой частью снаряда в сторону, чему способствует и смещение центра масс. При этом крышка летит в направлении разворота относительно кольцевой обоймы.

Выполнение передней крышки со смещением центра масс в виде утолщения, например, в виде плоской накладки, позволило создать у одной из краевых частей передней крышки зону повышенной жесткости, которая обеспечивает упорядоченную несимметричную деформацию передней крышки при ее выщелкивании носом снаряда во время выстрела. Это дало возможность достичь автоматического выщелкивания передней крышки при выстреле с обеспечением ее надежного увода в сторону без соударения с летящим снарядом, которое способно внести возмущения в его полет, а значит снизить точность стрельбы. Автоматическое выщелкивание передней крышки со снижением вероятности ее соударения с летящим снарядом повышает скорострельность с обеспечением высокой точности стрельбы, а следовательно, и улучшает надежность эксплуатации. Эффективность боевого применения возрастает. Для выстрелов с управляемыми снарядами, выстреливаемых из транспортно-пусковых контейнеров, снижение точности стрельбы от соударения передней крышки с летящим снарядом может быть компенсировано усложнением аппаратуры управления, способной уменьшить эти отрицательные последствия, но при этом снижается надежность, увеличиваются габаритно-массовые характеристики транспортно-пусковых контейнеров снарядов и всего комплекса в целом, ухудшается их транспортабельность, что в конечном итоге снижает эффективность боевого применения. В комплексах же, использующих неуправляемые снаряды, дополнительные возмущения, действующие на снаряд, увеличивают количество снарядов, необходимых для уничтожения конкретной цели, в результате возрастает время на эту операцию и повышается вероятность поражения комплекса огнем противника. Эффективность при этом не возрастает. Выполнение передней крышки в виде диафрагмы, имеющей форму чашки с отбортовкой, позволяет повысить надежность эксплуатации, а соответственно и эффективность, т.е. при возможном транспортировании контейнеров со снарядами воздушным транспортом в негерметичных отсеках, а также при использовании их в высокогорных условиях по причине того, что в этих условиях наружное давление значительно ниже давления внутри контейнера и возможно выщелкивание передней крышки из-за перепада давления. Также выщелкивание передней крышки возможно и при проверке герметичности внутренней полости контейнера. В большей степени возможно проявление этого отрицательного эффекта в транспортно-пусковых контейнерах относительно большого диаметра (более 100 мм). Установка передней крышки дном вперед, а также соединение околокраевых в радиальном направлении частей чашки гибкой лентой в сочетании со смещением центра масс посредством утолщения крышки у одного из концов гибкой ленты позволяет улучшить условия обеспечения упорядоченной несимметричности начала деформации краевых частей крышки при ее автоматическом выщелкивании носом снаряда при выстреле, которая достигается стягивающим усилием, действующим через гибкую ленту на край крышки, противоположный утолщению. Выщелкивание передней крышки в этом месте происходит до начала деформации ее донной части, что позволяет снизить вероятность деформации передней крышки в виде конуса и ее "надевание" на носовую часть, что может внести непредсказуемые возмущения в полет снаряда. Появление этого отрицательного эффекта наиболее вероятно при выполнении передней крышки в виде плоской диафрагмы без смещения центра масс в виде утолщения даже при малых диаметрах транспортно-пускового контейнера. Увеличение же толщины передней крышки по всей площади для повышения ее жесткости ухудшает условия ее выщелкивания, внося дополнительный резкий рывок контейнера, а вместе с ним и снаряда, что снижает точность стрельбы, а значит и эффективность. Выполнение же передней крышки со смещением центра масс в виде утолщения, даже при ее выполнении в виде плоской диафрагмы, позволяет обеспечить несимметричность ее деформации, что практически исключает "надевание" крышки на носовую часть снаряда и обеспечивает ее увод в сторону от траектории полета снаряда. Несимметричность деформации передней крышки позволяет при выщелкивании фактически разворачивать ее относительно радиальной части кольцевой обоймы. При этом перемещающаяся вперед носовая часть снаряда смещается по отношению к центру крышки, уменьшая тем самым вероятность ее деформации в виде конуса.

Выполнение на внутренней поверхности дна передней крышки в центральной части углубления в виде выштамповки, а также скрепление гибкой ленты одним концом, противоположным утолщению чашки с ее отбортовкой, а другим - с ее дном на противоположном конце, еще более увеличивают несимметричность деформации передней крышки, что соответственно повышает надежность ее увода в сторону от траектории полета снаряда, предотвращения этим их возможное столкновение, способное внести нежелательные возмущения в полет снаряда. Углубление на внутренней поверхности дна чашки передней крышки увеличивает ход стягиваемого края крышки, увеличивая этим также и несимметричность деформации ее краев. Следует отметить, что ось разворота крышки при ее выщелкивании образуется в районе закрепления ее обоймой, находящемся в направлении смещения центра масс в виде утолщения. Следовательно, переднюю крышку со смещением центра масс нужно ориентировать так, чтобы смещение центра масс располагалось с той стороны, в которую желательно направить полет выщелкиваемой крышки, обычно в сторону от оператора. Этим достигается увод крышки от линии визирования на цель, и образующееся пылевое облако, связанное с падением крышки на грунт (при стрельбе на пылепесчаных грунтах), не затрудняет наблюдение за целью и летящим снарядом, так как пылевое облако в этом случае находится в стороне. Между передним торцем пусковой трубы и передней крышкой целесообразно установить герметизирующее резиновое кольцо. Это не только обеспечивает надежную герметичность внутренней полости транспортно-пускового контейнера снаряда (герметичность можно обеспечить и с помощью слоя герметика, нанесенного на передний торец пусковой трубы), но и улучшает условия выщелкивания передней крышки, обеспечивая при этом более "мягкое" проведение этой операции за счет "смягающего" действия резинового герметизирующего кольца.

Предложенное техническое решение позволяет повысить эффективность за счет увеличения скорострельности при обеспечении надежности эксплуатации, что достигается автоматизацией открытия передней крышки при выстреле и ее надежным уводом в сторону от выстреливаемого снаряда без внесения возмущений в его полет. При этом конструкция имеет максимальную простоту и высокую надежность в различных условиях эксплуатации, в том числе и в высокогорных, а также при транспортировании воздушным транспортом.

Формула изобретения

1. Транспортно-пусковой контейнер снаряда, содержащий пусковую трубу с торцевыми крышками, отличающийся тем, что передняя крышка закреплена на переднем торце пусковой трубы радиальной частью кольцевой обоймы Г-образного сечения, при этом крышка выполнена со смещением центра массы за счет утолщения ее края.

2. Контейнер по п.1, отличающийся тем, что передняя крышка выполнена в виде чашки с отбортовкой, установленной вперед дном, а утолщение около края чашки соединено гибкой лентой с диаметрально противоположным краям чашки, при этом утолщение около края чашки выполнено в виде скрепленной с ней плоской накладки.

3. Контейнер по п.2, отличающийся тем, что по центру внутренней поверхности дна чашки выполнено углубление в виде выштамповки, гибкая лента скреплена одним концом с дном чашки, а другим - с отбортовкой, противоположной утолщению края чашки.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3