Способ получения дорожных битумов

Реферат

 

Изобретение относится к способу получения дорожных бутимов из нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и дорожном строительстве. Способ заключается в деасфальтизации нефтяных остатков пропаном с последующим смешиванием асфальта деасфальтизации с гудроном после углубленного отбора масляных фракций с температурой размягчения не ниже 44oС, при этом содержание асфальта в смеси составляет 10 - 15 мас.%. Изобретение направлено на повышение технологичности способа и улучшение качества дорожных битумов. 1 табл.

Изобретение относится к способу получения дорожных битумов из нефтяных остатков и может быть использовано в нефтеперерабатывающей промышленности и дорожном строительстве.

Известен способ получения дорожных битумов путем деасфальтизации предварительно окисленного нефтяного гудрона бензиновой фракцией с последующим разжижением асфальта деасфальтизации нефтяными остатками [1].

Недостатками способа являются значительные затраты энергии и выбросы вредных газов в атмосферу из-за наличия стадии окисления. Стоимость битума, получаемого таким способом, более чем в 2 раза превысит стоимость обычного окисленного битума.

Наиболее близким к предлагаемому объекту является способ получения дорожных битумов путем деасфальтизации прямогонных остатков нефти бензином с последующим смешиванием асфальта деасфальтизации с нефтепродуктом, например, с гудроном, экстрактами селективной очистки масел [2].

Данный способ нельзя признать технологичным из-за высоких значений температуры размягчения асфальта (120-160oC); это обстоятельство затрудняет перекачку его по трубопроводам и требует предварительного охлаждения с последующим гранулированием перед смешиванием с разбавителем.

Изобретение направлено на повышение технологичности способа получения дорожных битумов и улучшение их качества.

Это достигается тем, что в способе получения дорожных битумов путем деасфальтизации нефтяных остатков с последующим смешиванием асфальта деасфатизации с остаточным нефтепродуктом, деасфальтизацию проводят пропаном, а в качестве остаточного нефтепродукта используют прямогонный гудрон после углубленного отбора масляных фракций с температурой размягчения не ниже 44oC, при этом содержание асфальта пропановой деасфальтизации составляет 10 - 15 мас.%.

Способ осуществляют следующим образом.

Гудрон западно-сибирской нефти подвергают деасфальтизации пропаном. Асфальт пропановой деасфальтизации смешивают с гудроном, полученным из высокосернистой, высокосмолистой арланской нефти после углубленного отбора масляных фракций, имеющим температуру размягчения (по методу КиШ) не ниже 44oC.

Способ иллюстрируется примерами. Было получено несколько образцов битумов по предлагаемому способу (примеры 2-9) и для сравнения по прототипу (пример 1). Соотношения компонентов, их основные характеристики и свойства полученных битумов приведены в таблице.

Как видно из таблицы, все битумы, полученные предлагаемым способом, по сравнению с прототипом имеют лучшую растяжимость при пониженных температурах и повышенную адгезию к минеральным материалам, используемым в дорожном строительстве.

Оптимальное качество имеют битумы, для приготовления которых использовали гудрон с температурой размягчения 45-50oC и содержанием асфальта пропановой деасфальтизации 10 мас.%. Если гудрон имеет температуру размягчения ниже 44oC, битум получается излишне пластичным, а асфальтобетонные смеси с использованием такого битума недостаточно прочны при повышенных температурах. Более тяжелый гудрон дает недостаточно пластичные битумы, особенно при пониженных температурах. Добавление асфальта пропановой деасфальтизации в гудрон в количестве менее 10 мас.% не дает надежного сцепления битума с минеральными материалами. При большем чем 15 мас.% содержании этого компонента ухудшаются низкотемпературные свойства битумов.

Кроме того, за счет более низкой по сравнению с прототипом температуры размягчения асфальта пропановой деасфальтизации в заявляемом способе упрощается его транспортирование по трубопроводам в жидком виде независимо от сезонности, что в итоге улучшает технологичность способа получения дорожных битумов.

Формула изобретения

Способ получения дорожных битумов путем деасфальтизации нефтяных остатков с последующим смешиванием асфальта деасфальтизации с остаточным нефтепродуктом, отличающийся тем, что, деасфальтизацию проводят пропаном, а в качестве остаточного нефтепродукта используют гудрон после углубленного отбора масляных фракций с температурой размягчения не ниже 44oС, при этом содержание асфальта в смеси составляет 10,0 - 15,0 мас.%.

РИСУНКИ

Рисунок 1