Подвеска сейсмического вибратора

Реферат

 

Использование: в вибрационных технологических установках. Сущность изобретения: подвеска сейсмического вибратора содержит раму спуска - подъема, сочлененную с транспортным средством, опорную плиту с установленным на ней вибратором и виброзащитные амортизаторы с направляющими и стабилизирующими элементами. Амортизаторы выполнены в виде стержней торсионов, смонтированных в раме с возможностью поворота концов торсионов посредством рычагов, которые шарнирно связаны тягами с опорными кронштейнами плиты вибратора. В качестве подшипников поворота торсионов в раме спуска подъема использованы подшипники качения. 1 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к техническим средствам сейсморазведки и может быть использовано в вибрационных технологических установках.

Известные устройства подвески сейсмического источника содержат раму, сочлененную с транспортным средством и гидроприводом спуска-подъема, опорную плиту с установленным вибратором. Между рамой и плитой помещены виброзащитные амортизаторы с элементами, стабилизирующими их работу на уклонах рельефа местности. Подвеска обеспечивает прижим вибрационной плиты к поверхности грунта и защищает от вибраций транспортное средство и оператора (Шнеерсон М. Б. , Майоров В.В. Наземная сейсморазведка с невзрывными источниками колебаний. -М. : Недра, 1980), авт. св. N 1681290 G 01 V 1/143 "Источник сейсмических сигналов". Используемые в подвеске пневматические амортизаторы неустойчивы к боковым нагрузкам, возникающим на уклонах. Трение в направляющих стойках ухудшает качество виброзащиты и ограничивает допустимый уклон и надежность работы на осложненном рельефе.

В известном устройстве развязки вибросейсмического источника от транспортного средства (авт. св. N 648926) виброзащитный амортизатор совмещен посредством направляющего штока с упругим стабилизирующим устройством, допускающим за счет деформации некоторый уклон вибрационной плиты на рельефе грунта. Трение в подвеске снижено благодаря использованию на штоке втулки из фторопласта.

Упругое стабилизирующее устройство ограничивает возможность самоустановки и плотного прижатия излучающей плиты вибратора к грунту на пересеченной местности. Ухудшается надежность работы, сокращается область применения виброисточника.

Достигаемым техническим результатом является обеспечение надежной работы сейсмического вибратора на пересеченной местности.

Для достижения этого результата в подвеске сейсмического вибратора, содержащей раму спуска-подъема, сочлененную с транспортным средством, опорную плиту с установленным на ней вибратором и виброзащитные амортизаторы с направляющими и стабилизирующими элементами, амортизаторы выполнены в виде стержней торсионов, смонтированных в раме с возможностью поворота концов торсионов посредством рычагов, которые шарнирно связаны тягами с опорными кронштейнами плиты вибратора.

В качестве подшипников поворота торсионов в раме спуска-подъема использованы подшипники качения.

Торсионные амортизаторы в сочетании с маятниковым подвесом, выполненным посредством тяг, допускают значительно больший крен и уклоны, обеспечивая плотное прилегание излучающей плиты и надежную работу вибратора на пересеченной местности. В универсальных сейсмических вибраторах, возбуждающих как вертикальные, так и горизонтальные колебания, торсионно-маятниковая подвеска выполнит полную защиту по всем осям.

На фиг. 1 приведен вид подвески сейсмического вибратора. В раме 1, сочлененной с транспортным средством и связанной гидроприводом спуска-подъема, установлены торсионы 2. Один край торсиона жестко монтируется на раме, а другой, с закрепленным рычагом 3, способен поворачиваться в подшипнике 4. Тяга 5 шарнирно связывает плечо рычага с опорным кронштейном 6 на плите 7 вибратора.

На пикете виброзондирования рама 1 посредством гидроцилиндров опускается, прижимая через рычаги 3 торсионов и тяги 5 плиту вибратора 7 к грунту весом транспортера. При этом торсионы 2 упруго закручиваются и транспортное средство вывешивается на тягах через амортизирующие торсионы, которые защищают его от вертикальных вибраций. От горизонтальных колебаний оператора и транспортер защищает устойчивая и самостабилизируемая "маятниковая" подвеска на тягах 5, допускающая значительно большие углы уклона и крена при установке плиты вибратора на пересеченной местности.

Поворотные опоры торсионов на подшипниках качения 4 позволяют снизить трение и улучшают качество виброзащиты.

Формула изобретения

1. Подвеска сейсмического вибратора, содержащая раму спуска-подъема, сочлененную с транспортерным средством, опорную плиту с установленным на ней вибратором и виброзащитные амортизаторы с направляющими и стабилизирующими элементами, отличающаяся тем, что амортизаторы выполнены в виде стержней торсионов, смонтированных в раме с возможностью поворота концов торсионов посредством рычагов, которые шарнирно связаны тягами с опорными кронштейнами плиты вибратора.

2. Подвеска по п.1, отличающаяся тем, что в качестве подшипников поворота торсионов в раме спуска-подъема использованы подшипники качения.

РИСУНКИ

Рисунок 1