Боевая бронированная машина
Реферат
Сущность: боевая бронированная машина содержит корпус, башню, ходовую часть и навесное оборудование корпуса и башни, закрепленное посредством кронштейнов, выполненных в местах соединения с корпусом и башней с концентраторами напряжений. Места несплошной приварки надгусеничных полок снабжены уплотнениями. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Изобретение относится к боевым бронированным машинам, а именно к танкам, самоходным артиллерийским установкам, боевым машинам пехоты, бронетранспортерам, бронированным машинам управления, ракетным пусковым установкам, бронированным машинам инженерных войск, содержащим корпус, башню, ходовую часть и навесное оборудование корпуса и башни, закрепленное посредством кронштейнов.
Навесное оборудование бронеобъектов включает в себя надгусеничные полки с ящиками ЗИП и наружными топливными баками, а также фары, прожекторы, антенны РЛС и радиосвязи, зенитные пулеметные установки и другие сборочные единицы, установленные на кронштейнах. Экспериментально установлено, что при различных видах ударного воздействия на объект, например, вследствие ударной волны ядерного взрыва или боеприпаса объемного взрыва, навесное оборудование деформируется и разрушается [1]. Известна конструкция сборочных единиц бронеобъектов с концентраторами напряжений, которые срабатывают при попадании в них пуль или осколков снарядов. Концентраторы напряжений, например, содержат верхние головки перископических приборов наблюдения бронированных машин, в которых задняя стенка разрушается при попадании в головку пуль или осколков снарядов, предохраняя тем самым повреждение объектива, возможное при рикошетировании ("Танковые приборы ночного видения". М.: Воениздат, 1973, стр. 15, 21, 28, 62, а также [2]). В качестве прототипа взято навесное оборудование бронеобъекта известной конструкции, содержащее надгусеничные полки, приваренные по всей длине к корпусу машины и усиленные кронштейнами. Посредством кронштейнов разного вида, а именно труб, стержней и пластин различного сечения крепятся к корпусу и башне фары, прожекторы, пулеметы, антенны и другое навесное оборудование [3] . При поражении бронеобъекта известной конструкции ударной волной для восстановления наружного оборудования и боеспособности машины требуется значительное время. Срабатывание системы коллективной защиты, предохраняющей заброневое пространство объекта от воздействия ударной волны, в случае значительных деформаций наружного оборудования не является достаточным условием для сохранения боевых свойств систем наблюдения и разведки целей, радиосвязи, а также подвижности и эвакопригодности объекта. Так, например, надгусеничные полки изгибаются вместе с наружными топливными баками, ящиками ЗИП и заклинивают вращающуюся башню бронеобъекта и ходовую часть. На танках Т-62, Т-72 левая надгусеничная полка деформируется вместе с выхлопной трубой двигателя, что не позволяет осуществить запуск последнего. После сильной деформации наружное оборудование, как правило, к дальнейшему использованию не пригодно и требует демонтажа и замены с проведением большого объема специальных работ: сварочных и механических. Как показывают результаты экспериментальных исследований, работы по замене и восстановлению навесного оборудования в среднем занимают 60 - 70% от общего времени восстановления бронеобъектов после поражения их ударной волной (нормативы по танкотехническому обеспечению войск. М.: Воениздат, 1975). Задачей изобретения является сокращение времени и трудоемкости восстановления боевых бронированных машин при поражении их ударной волной. Для решения этой задачи надгусеничные полки и кронштейны навесного оборудования, фар, прожекторов, зенитно-пулеметной установки, антенн РЛС и радиосвязи соединены с корпусом и башней через концентраторы напряжений. Надгусеничные полки прикреплены к корпусу несплошной приваркой, а места несплошной приварки имеют уплотнения. Кронштейны навесного оборудования имеют выточки, канавки или сверления вблизи мест их крепления к корпусу или башне. На фиг. 1 и 2 изображена левая надгусеничная полка бронеобъекта; на фиг. 3 - примеры конструкций кронштейнов осветителей и ящиков ЗИП, установленных на башне. Бронеобъект содержит корпус 1, башню 2, ходовую часть 3, имеет надгусеничные полки 4, соединенные с корпусом несплошной приваркой. Кронштейны полок 5, к которым крепятся ящики с ЗИП, также соединены с корпусом несплошной приваркой. Места несплошной приварки полок имеют уплотнения, препятствующие проникновению пыли от ходовой части в верхнюю часть объекта. Выхлопная труба 7, приваренная к корпусу, имеет канавку 8, выполняющую роль концентратора напряжений. Кронштейны 10, крепящие ящик с ЗИП 9 к башне, имеют сверления. Кронштейн крепления к башне инфракрасного прожектора 11 имеет канавку 12, а тяга прожектора 13 - сверления 14. Все концентраторы напряжений кронштейнов выполнены на некотором расстоянии от их оснований и рассчитываются на давление ударной волны, примерно равном 0,6 - 0,8 от установленной стойкости объекта к ударной волне. При воздействии на объект ударной волны концентраторы напряжений срабатывают, в результате чего надгусеничные полки и навесное оборудование срываются с бронеобъекта, что предотвращает заклинивание ходовой части, башни и деформацию других деталей, например выхлопной трубы. Концентраторы напряжений также срабатывают при попадании в навесное оборудование крупных осколков снарядов, быстролетящих предметов, сорванных с местности или других объектов. При восстановлении объекта новые или отремонтированные сборочные единицы крепятся без проведения большого объема подготовительных специальных работ на места установки сорванных сборочных единиц навесного оборудования. Кронштейны навесного оборудования, закладываемого в ремонтные комплекты запасных частей, имеют длину до концентраторов напряжений, что снижает стоимость и вес комплектов. Результаты опытных ремонтов боевых бронированных машин, пораженных ударной волной, и расчеты показывают, что предлагаемая конструкция позволяет на 50 - 70% сократить время и трудоемкость восстановления после поражения их ударной волной. Кроме того, при срыве наружного оборудования значительно уменьшается время подготовительных работ, например эвакуации объектов, их дезактивации и других.Формула изобретения
1. Боевая бронированная машина, содержащая корпус, башню, вооружение, ходовую часть и навесное оборудование корпуса и башни, закрепленное посредством кронштейнов, отличающаяся тем, что кронштейны навесного оборудования, например надгусеничные полки, крепления фар, прожекторов, антенн и ящиков запасных частей, выполнены в местах соединения с корпусом и башней бронеобъекта с концентраторами напряжений, например полки соединены с корпусом несплошной приваркой, а кронштейны имеют выточки или сверления. 2. Боевая бронированная машина по п.1, отличающаяся тем, что места несплошной приварки надгусеничных полок снабжены уплотнениями.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3