Способ сборки токоподвода для электролизеров алюминия
Реферат
Изобретение относится к цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизеров по производству алюминия. По предлагаемому способу для соединения стальной и алюминиевой частей токоподвода электролизера используется в качестве промежуточной пластины между ними графитовая прокладка толщиной 0,3 - 1 мм, которая укладывается между предварительно очищенными и залуженными поверхностями конструкции и зажимается между ними посредством механических стяжек. 1 табл., 1 ил.
Изобретение относится к области цветной металлургии и может быть использовано для обеспечения работы электролизеров по производству алюминия.
Известен способ сборки токоподвода для алюминиевых электролизеров, включающий соединение стальной и алюминиевой частей при помощи электросварки [2]. Однако при использовании данного способа на границе соединения стали и алюминия образуется хрупкая фаза типа FenAlm, что вызывает высокое электросопротивление на стыке сталь-алюминий. Наиболее близким по совокупности существенных признаков к предлагаемому способу является способ сборки токоподвода, при котором отдельно изготавливают сваркой взрывом биметалл сталь-алюминий, а затем с помощью электросварки присоединяют этот биметалл к стальной и алюминиевой частям токоподвода [1]. Однако при использовании данного способа на поверхности контакта стали и алюминия также образуются хрупкие фазы с высоким удельным сопротивлением и, как следствие, снижается электропроводимость, возрастают потери электроэнергии на нагрев материала, кроме того, снижается эксплуатационная долговечность узла и требуются дополнительные трудозатраты при монтаже и демонтаже сборного узла токоподвода. Основная задача изобретения заключается в снижении потерь электроэнергии и уменьшении трудозатрат при монтаже и демонтаже сборочного узла. Для достижения поставленной задачи заявляемый способ сборки токоподвода содержит следующую совокупность существенных признаков: изготовление промежуточной пластины и последующее ее присоединение к стальной и алюминиевой частям конструкции, причем в качестве промежуточной пластины используют графитовую прокладку толщиной 0,3 - 1 мм, которую укладывают между предварительно очищенными от окисных пленок и залуженными поверхностями стальной и алюминиевой части конструкции и зажимают между ними посредством механических стяжек. По отношению к прототипу у предлагаемого способа имеются следующие отличительные признаки: в качестве промежуточной пластины используют графитовую прокладку толщиной 0,3 - 1 мм, которую укладывают между предварительно очищенными от окислов и залуженными поверхностями стальной и алюминиевой части конструкции, что дает возможность значительно снизить удельное электросопротивление на контакте сталь-алюминий, а следовательно уменьшить потери электроэнергии на нагрев материала; графитовую прокладку зажимают между стальной и алюминиевой частями конструкции посредством механических стяжек, что позволяет упростить операции сборки-разборки узла токоподвода, а значит уменьшить трудозатраты при его монтаже и демонтаже. Выбор граничных значений обусловлен тем, что если толщина графитовой прокладки составит меньше 0,3 мм, будет наблюдаться значительное повышение электросопротивления на контакте сталь-алюминий. При увеличении толщины прокладки более 1 мм, помимо роста электросопротивления в месте соединения стали с алюминием, нужно учитывать повышенный расход графитового материала. На чертеже схематично показан сборный узел токоподвода, в котором алюминиевая часть 1 с предварительно очищенной и залуженной поверхностью 2 взаимосвязана через графитовую прокладку 3 со стальной частью 4, также имеющей предварительно очищенную и залуженную поверхность 5, посредством механических стяжек 6. Согласно формуле изобретения заявляемого способа процесс сборки токоподвода для электролизеров алюминия целесообразно осуществлять следующим образом: поверхности алюминиевой 1 и стальной 4 части токоподвода очищают от окисных пленок, используя сплав на основе галлия, и залуживают, например, оловянно-цинковым припоем. Затем между залуженными поверхностями 2 и 5 помещают графитовую вату или войлок 3 и стягивают обе части посредством механических стяжек 6. Причем толщина полученной графитовой прокладки должна составлять 0,3 - 1 мм. В таблице приведены результаты замеров падения напряжения на контакте алюминий-сталь для токоподвода-прототипа и токоподвода, собранного по заявляемому способу. Как видно из таблицы, использование предлагаемого способа для сборки токоподвода алюминиевого электролизера позволяет понизить падение напряжения на контакте сталь-алюминий в 2 раза. Кроме того, применение механических стяжек для соединения двух частей токоподвода дает возможность уменьшить трудозатраты в 2,5 - 3 раза.Формула изобретения
Способ сборки токоподвода для электролизеров алюминия, включающий изготовление промежуточной пластины и последующее присоединение ее к стальной и алюминиевой частям конструкции, отличающийся тем, что в качестве промежуточной пластины используют графитовую прокладку толщиной 0,3-1 мм, которую укладывают между предварительно очищенными от окисных пленок и залуженными поверхностями стальной и алюминиевой части конструкции и зажимают между ними посредством механических стяжек.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2