Ленточный конвейер

Реферат

 

Относится к ленточному конвейеру, который включает привод, приводной и натяжной барабан, установленные на валах охватывающую барабаны ленту, основное натяжное устройство, кинематически связанное с приводным валом конвейера. Приводной барабан установлен с возможностью продольного перемещения вдоль оси конвейера, а дополнительное натяжное устройство выполнено в виде шарнирно установленных на валу приводного барабана шатунов, шарнирно соединенных с ними и установленных на основании посредством осей кривошипов, системы зубчатых колес, тормозного шкива, закрепленной с возможностью взаимодействия с тормозным шкивом и регулировки натяжения тормозной ленты и смонтированных на основании ограничительных упоров для кривошипов, при этом один из зубчатых колес жестко смонтированы на валах приводного барабана, вторые - свободно установлены в шатунах, третьи - жестко смонтированы посредством валиков на кривошипах, четвертые - свободно установлены на осях кривошипах, а пятые - жестко посажены на валу привода, причем тормозная лента установлена посредством упругих элементов, а один из ограничительных упоров выполнены регулируемыми. 2 ил.

Изобретение относится к промышленному транспорту и может быть использовано при транспортировке штучных и насыпных грузов.

Известен ленточный конвейер, включающий раму, привод, приводной и натяжной барабаны, ленту и винтовое натяжное устройство.

Недостатком конвейера является отсутствие возможности автоматической регулировки величины натяжения ленты при изменении нагрузки на конвейер.

Наиболее близким по технической сущности и достигаемому результату к предлагаемому изобретению является конструкция конвейера с бесконечным гибким элементом, включающим приводной барабан и натяжное устройство в виде дополнительного ролика, установленного с возможностью вращения и связанного с приводным валом посредством рычага и узла торможения, выполненного в виде фрикционной муфты, одна полумуфта которой закреплена на рычаге, а другая полумуфта на оси ролика [2].

Недостатками этой конструкции конвейера являются наличие дополнительного натяжного ролика и фрикционной муфты, работающей в режиме постоянного проскальзывания.

Кроме того, величина натяжения ленты определяется только настройкой или регулировкой фрикционной муфта и, следовательно, не обеспечивается автоматическое изменение величины натяжения ленты при изменении величины полезной нагрузки на конвейер. В данной конструкции фактически при любой нагрузке натяжение ленты равно максимальному установочному натяжению, что вызывает в ленте повышенные остаточные деформации и значительно снижает ее долговечность.

Задачей изобретения является и повышение надежности и долговечности конвейера.

Поставленная задача решается тем, что в ленточном конвейере, включающем привод и натяжной барабаны, установленные на валах, охватывающую барабаны ленту, основное натяжное устройство, кинематически связанное с приводным валом конвейера, приводной барабан установлен с возможностью продольного перемещения вдоль оси конвейера, а дополнительное натяжное устройство выполнено в виде шарнирно установленных на валу приводного барабана шатунов, шарнирно соединенных с ними и установленных на основании посредством осей кривошипов, системы зубчатых колес, тормозного шкива, закрепленной с возможностью взаимодействия с тормозным шкивом и регулировки натяжения тормозной ленты, и смонтированных на основании ограничительных упоров для кривошипов, при этом одни из зубчатых колес системы жестко смонтированы на валах приводного барабана, вторые - свободно установлены на шатунах, третьи - жестко смонтированы посредством валиков на кривошипах, четвертые - свободно установлены на осях кривошипов, а пятые - жестко посажены на валу привода, причем тормозная лента установлена посредством упругих элементов, а один из ограничительных упоров выполнены регулируемыми.

На фиг. 1 изображен конвейер, общий вид; на фиг. 2 - разрез АБВГ на фиг. 1.

Ленточный конвейер (фиг. 1 и 2) содержит приводной барабан 1 и ведомый барабан 2, кинематически связанные между собой посредством ленты 3.

Ведомый барабан 2 жестко соединен с валом 4, свободно посаженным в отверстиях ползунов 5, установленных со свободой продольного перемещения в направляющих 6. Цилиндрический выступ 7 натяжного винта 8 со свободой вращения размещен между ползуном 5 и жестко прикрепленной к нему крышкой 9. Натяжной винт 8 с помощью резьбового соединения соединен с неподвижной опорой 10 и снабжен стопорной гайкой 11, а также четырехгранником 12 "под ключ". Приводной барабан 1 жестко посажен на вал 13, который свободно установлен в отверстии ползунов 14, смонтированных со свободой продольного перемещения в направляющих 15.

На валу 13 жестко установлены зубчатые колеса 16 и свободно посажены правые головки шатунов 17, левые головки которых посредством валиков 18 шарнирно соединены с кривошипами 19, свободно посаженными на осях 20.

На осях 21, закрепленных в шатунах 17, свободно посажены зубчатые колеса 22, которые сцеплены с зубчатыми колесами 16 и зубчатыми колесами 23, жестко посаженными на валиках 18 с помощью шпонок 24.

На валиках 18 с помощью шпонок 25 установлены зубчатые колеса 26, сцепленные с зубчатыми колесами 27, свободно сидящими на осях 20. На валиках 18 с помощью шпонок 28 посажены также тормозные шкивы 29, охватываемые снизу лентами 30, концы которых прикреплены к плоским упругим элементам 31, установленным в пазах выступов 32 и 33, которыми снабжены шатун 17 и кривошип 19 соответственно. Упругие элементы 31 крепятся в пазах выступов 32,33 с помощью болтов 34 и 35.

Нижние плечи кривошипов 19 снабжены выступами 36, размещенными внутри скоб 37 с жесткими упорами 38 и регулировочными упорными болтами 39 с контргайками 40.

Зубчатые колеса 27 сцеплены с зубчатыми колесами 41, жестко посаженными на вал 42.

Работа ленточного конвейера осуществляется следующим образом.

Зубчатое колесо 41 получает вращение от привода конвейера и через вал 42 и зубчатые колеса 27 приводит в движение обе симметрично расположенные относительно приводного барабана 1 передачи.

От зубчатого колеса 27 через зубчатые колеса 26,23,22 и 16 приводится во вращательное движение приводной барабан 1, а вместе с ним сообщается движение ленте 3 и ведомому барабану 2.

Перед пуском конвейера его наладка производится следующим образом.

С помощью упорного болта 39 устанавливается начальное положение кривошипов 19 в пределах значений угла 40-80o.

После этого кривошипы 19 поворачиваются против часовой стрелки на 5-20 от начального положения, и за счет перемещения плоских упругих элементов 31 в пазах выступов 32 и 33 устанавливается такое положение ленты 30, при котором она лишь касается тормозного шкива 29. При этом упругие элементы 31 недеформированы, и тормозной момент на шкиве 29 отсутствует.

Затем кривошип 19 возвращается в начальное положение (до упора 39), и с помощью натяжных винтов 8 ползуны 5 перемещаются вправо до тех пор, пока в ленте 3 не создается натяжение, обеспечивающее отсутствие скольжения ленты 3 относительно барабанов 1 и 2 на холостом ходу конвейера.

В начальном положении кривошипов 19 лента 30 охватывает тормозной шкив 29, за счет деформации плоских упругих элементов 31 в ленте 30 создается натяжение, и на тормозном шкиве 29 возникает тормозной момент, препятствующий его повороту.

При работе конвейера в зацеплении зубчатых колес 27 и 26 возникает окружное усилие Р, величина которого зависит от величины момента сопротивления на приводном барабане 1 и тормозного момента на шкиве 29.

Даже при минимальной загрузке конвейера момент сопротивления на приводном барабане 1 больше, чем при работе на холостом ходу, в связи с чем происходит увеличение окружного усилия Р и, следовательно, поворот кривошипов 19 против часовой стрелки, за счет чего выступы 36 отходят от упорных болтов 39.

При увеличении нагрузки на конвейере величина момента сопротивления на приводном барабане 1 также возрастает. При этом возрастает величина усилия Р, и кривошипы 19 поворачиваются против часовой стрелки, перемещая ползуны 14 влево и, следовательно, дополнительно увеличивается натяжение ленты 3. Этому способствует окружное усилие Р. При повороте кривошипов 19 против часовой стрелки угол уменьшается, что приводит к росту усилия, передаваемого кривошипно-ползунным механизмом на ползуны 14.

В результате кривошипы 19 поворачиваются против часовой стрелки до тех пор, пока не установится требуемое натяжение ленты 3. В этих условиях осуществляется нормальный режим работы конвейера. Жесткий упор 38 ограничивает уменьшение угла меньше 0-5o.

При уменьшении полезной нагрузки на конвейер момент сопротивления на приводном барабане 1 также уменьшается, кривошипы 19 поворачиваются по часовой стрелке, и натяжение ленты 3 уменьшается до необходимой величины.

При остановке конвейера момент сопротивления на приводном барабане 1 уменьшается до нуля, и под действием натяжения ленты кривошипы 19 поворачиваются по часовой стрелке до тех пор, пока выступы 36 не упрутся в регулировочные болты 39. При этом лента 30 снова охватывает тормозной шкив 29 и установку кривошипов 19 на регулировочные болты 39.

Лента 3 при остановленном конвейере имеет натяжение, соответствующее натяжению холостого хода конвейера.

Таким образом, предлагаемое техническое решение обеспечивает автоматическое регулирование натяжение ленты 3 в зависимости от рабочей нагрузки, действующей на конвейер, что увеличивает надежность и долговечность работы конвейера за счет снижения остаточных деформаций конвейерной ленты.

Формула изобретения

Ленточный конвейер, включающий привод, приводной и натяжной барабаны, установленные на валах, охватывающую барабаны ленту, основное натяжное устройство, кинематически связанное с приводным валом конвейера, отличающийся тем, что приводной барабан установлен с возможностью продольного перемещения вдоль оси конвейера, а дополнительное натяжное устройство выполнено в виде шарнирно установленных на валу приводного барабана шатунов, шарнирно соединенных с ними и установленных на основании посредством осей кривошипов, системы зубчатых колес, тормозного шкива, закрепленной с возможностью взаимодействия с тормозным шкивом и регулировки натяжения тормозной ленты и смонтированных на основании ограничительных упоров для кривошипов, при этом один из зубчатых колес системы жестко смонтированы на валах приводного барабана, вторые - свободно установлены на шатунах, третьи - жестко смонтированы посредством валиков на кривошипах, четвертые - свободно установлены на осях кривошипов, а пятые - жестко посажены на валу привода, причем тормозная лента установлена посредством упругих элементов, а одни из ограничительных упоров выполнены регулируемыми.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2