Способ диагностики синдрома хронической усталости

Реферат

 

Способ диагностики синдрома хронической усталости (СХУ) относится к медицине, в частности, к диагностике состояний хронической усталости вследствие отравления организма на различных этапах развития болезни. Целью изобретения является повышение достоверности диагностики путем определения состояния кишечной микрофлоры. Поставленная цель достигается выявлением наиболее характерных симптомов СХУ и проведением - помимо стандартного комплекса биохимических и иммунологических анализов - двух-трехкратного в течение лечебного курса бактериологического исследования кала на состояние кишечной микрофлоры. В случае выявления стабильного отсутствия роста бифидумбактерий в 10-7 при росте лактобактерий не более 10-6 и содержание E-coli не выше 50 - 100 млн/г регистрируют хроническое отравление вследствие дисбаланса кишечной микрофлоры. 1 табл.

Изобретение относится к медицине, в частности, к диагностике состояний хронической усталости на различных стадиях развития болезни.

Известны способы диагностики состояний хронической усталости, характеризующихся широким спектром симптомов, включая упадок сил, крайнее утомление, лихорадочное состояние, вялость, сонливость, головную боль, депрессию и т.д. Такой симптоматический комплекс связан, по мнению ряда авторов, с различными неспецифическими и конституциональными жалобами пациента. Эти симптомы могут проявляться в течение ряда лет и нередко сочетаются с легко выявляемыми симптомами вирусной этиологии, именуемый как "синдром послевирусной усталости", что позволяет авторам отнести синдрома хронической усталости к разряду хронических заболеваний, связанных с психическими расстройствами (Ж. Pediatrios, 1995, - 95. - 179 - 186. Case Control Study of Chronic Fatigue in Pediatric Patients) Известны исследования, касающиеся диагностики состояний хронической усталости, базирующиеся на гипотезе о СХУ как одной из форм поражения иммунной системы: у большинства больных синдромом хронической усталости обнаруживаются изменения иммунной системы - некоторые функции иммунной системы усиливаются (например, повышенный уровень антител, вырабатываемых на белковые тела вируса), другие, напротив, ослабевают. Например, у таких больных наблюдается частичная гипогаммаглобулинемия - синдром дефицита белка в крови - гаммаглобулина, играющего основную роль при выработке антител. Иными словами, при СХУ нарушается баланс иммунной системы. Влияние на иммунную систему можно сравнить с влиянием при аллергических реакциях: у 50-80% больных СХУ отмечены различные формы аллергии. (Э.Б. Боллз. Учитесь жить с синдромом хронической усталости. М. , 1995, с. 35-38). Однако вопрос о том, возникают ли СХУ под влиянием нарушений иммунной системы или же нарушения иммунной системы есть следствие СХУ, остается открытым.

Известен способ диагностики и лечения синдрома хронической усталости, основанный на суждении о том, что причиной возникновения СХУ является отравление организма. В этом случае к наиболее характерным для синдрома хронической усталости симптомам присоединяются такие, как расстройство кишечника, спазмы желудка, тошнота и др. Согласно этой теории причиной СХУ является длительное отравление организма нейротоксином - арабинолом, который выделяется в результате гибели дрожжевых грибов candida albicans. Однако известно, что при исследовании кишечной микрофлоры у здоровых людей, помимо другой условно патогенной флоры (протей, стафилококк и др.), высеваются candida albicans в небольшом количестве (10-4), находящиеся в балансе с нормальной микрофлорой толстой кишки (бифидумбактерии, лактобактерии, колибактерии, составляющие большинство - более 99%).

По данной "дрожжевой" теории в результате воздействия на организм различных неблагоприятных факторов (антибиотики, химио-, гормонотерапия и т.д.) происходит гибель нормальной микрофлоры, что приводит к дисбалансу и усиленному росту дрожжевых грибов, особенно при наличии в кишечнике сахара. Без достаточного количества сахара дрожжевые бактерии в массовом количестве гибнут, что ведет к отравлению организма - выделяется нейротоксин, отравляющий организм, вызывая характерную для СХУ симптоматику - усталость, спутанность сознания, частые мигрени, вялость, упадок сил, кишечные расстройства и др. (Э.Б. Боллз. Учитесь жить с синдромом хронической усталости, с. 41-49).

Данный способ принят нами за прототип.

Недостатком, общим как для иммунной, так и для дрожжевой теории, является, в первую очередь, то обстоятельство, что ее сторонниками недооценивается роль нормальной микрофлоры, которую она выполняет в организме человека.

Известно участие нормальной микрофлоры в формировании неспецифического иммунитета, в организации и созревании ретикулоэндотелиальной системы. Установлена корреляция между недоразвитием лимфоидной ткани и степенью обеднения микрофлоры. Отмечено резкое снижение уровня иммуноглобулинов фракции "j" и гамма-глобулинов в сыворотке крови стерильных животных, снижение содержания гликопротеидов и лизоцима. (Красноголовец. Дисбактериоз кишечника, с. 15). Известна также десенсибилизирующая функция кишечной микрофлоры, заключающаяся в нейтрализации пищевых аллергенов и в снижении воздействия лекарственных препаратов. (Л.Г. Перетц. Значение нормальной микрофлоры для организма человека. - М.: Медгиз, 1955).

Таким образом, можно утверждать, что дисбаланс кишечной микрофлоры ведет к нарушению иммунной системы в сторону уменьшения или гибели нормальной флоры. С другой стороны, из литературы известна дезинтоксикационная функция кишечной микрофлоры, заключающаяся в детоксикации химуса, поступающего из тонкой кишки, и в выведении конечных продуктов метаболизма из организма, то есть она выполняет роль фильтра. Кроме того, кишечная микрофлора участвует в синтезе и обмене витаминов, аминокислот, желчных кислот и т.д. (В.Н. Красноголовец. Дисбактериоз кишечника. - М.: Медицина, 1989, с. 14), то есть она участвует в обмене веществ. В этой связи можно сделать вывод; уменьшение или гибель нормальной кишечной микрофлоры приводит - с одной стороны - к развитию вторичного иммунодефицита, выражающегося в сенсибилизации организма в результате всасывания в кровь пищевых аллергенов, в снижении бактерицидных свойств сыворотки (содержания гликопротеидов и лизоцима) и развитию бактеремии. С другой стороны, нарушается обмен веществ, который выражается в нарушении синтеза и обмена аминокислот, витаминов, желчных кислот, ослаблении дезинтоксикационной функции и всасывании в кровь продуктов недоокисленного метаболизма, развитии токсемии. В свою очередь длительная хроническая бактеремия и токсемия являются причиной появления и развития синдрома хронической усталости.

Таким образом, причиной возникновения и развития СХУ являются иммунодефицит и отравление организма продуктами недоокисленного метаболизма.

Целью настоящего изобретения является повышение достоверности диагностики путем определения состояния кишечной микрофлоры.

Поставленная цель достигается тем, что больным, предъявляющим жалобы на частые головные боли, быструю утомляемость, кишечные расстройства, упадок сил, вялость, сонливость, помимо стандартного комплекса анализов, в условиях стационара проводят двух-, трехкратное в течение лечебного курса (1 мес) бактериологическое исследование кала и в случае выявления стабильного отсутствия роста бифидумбактерий в 10-7 при росте лактобактерий не более 10-6 и содержании E-coli не выше 50-100 млн/г регистрируют хроническое отравление вследствие дисбаланса кишечной микрофлоры.

Обследованы 120 больных с синдромом хронической усталости. Все обследуемые предъявляли сходные жалобы на сонливость, быструю утомляемость, упадок сил, частые мигрени, усталость даже в условиях незначительной физической или умственной занятости, нарушение сна, переходящее в ряде случаев в хроническую бессонницу, боли в суставах и мышцах, диспептические явления: частый жидкий стул - по 4-5 раз в сутки (58 больных), запоры - стул 1 раз в 3-4 дня и более (38 больных). У 24 обследованных стул был нормальный, ежедневный, оформленный.

При поступлении в стационар проведен комплекс лабораторных анализов крови и мочи. У большинства обследованных отмечена выраженная анемия, ускоренная СОЭ. У 20 больных в моче обнаружен белок, лейкоциты, цилиндры. Результаты иммунологического анализа показывали снижение Е-РОК, ЕАС-РОК, увеличение РБТЛ с ФГА. Всем больным на 4-5 сутки пребывания в стационаре проведен бактериологический анализ кала на дисбактериоз. Повторный анализ проведен на 14-16 день. У всех 120 больных выявлены микроэкологические нарушения кишечной микрофлоры 2-3 степени. Стабильный дисбаланс кишечной микрофлоры в течение лечебного курса выражался в отсутствии роста бифидумбактерий в 10-7, при этом рост лактобактерий не превышал 10-5 - 10-6, а содержание кишечной палочки было не выше 10-500 млн/г. У 28 больных регистрировалось наличие патогенной микрофлоры, из них у 12 больных (10%) отмечен незначительный рост грибов candida (50000-100000/г), у 12 чел. (7,5%) - рост proteus vulgaris (200000-500000), у 7 чел. (5,8%) - рост klebsiella pneumonicae (250000-400000/г).

Пример 1. Больная Б. , 46 лет, поступила в клинику с жалобами на слабость, быструю утомляемость, вечерние головные боли, бессоницу, нерегулярный стул (жидкий стул по 2-3 в течение суток), спутанность сознания, вялость, депрессию. В течение года неоднократно была на больничном листе по поводу частых головных болей, депрессивного состояния. Амбулаторный диагноз - синдром хронической усталости. Направлена в стационар после консультации с врачом-инфекционистом. При осмотре дыхание везикулярное. Границы сердца несколько расширены влево, пульс ритмичный, удовлетворительного наполнения, АД 130/80 уд. в мин. Общий анализ крови: Нв 105 г/л, лейкоциты 7,610-9/л, лимфоциты 23%, моноциты 1%, СОЭ 20 мм/ч, сегмент 63. Анализ мочи: уд. вес. 1006, белок, сахар - нет, лейкоциты 5-6 в поле зрения, эритроциты 1-2 в поле зрения, единичные измененные гиалиновые цилиндры. При поступлении результаты иммунологического обследования: Е-РОК 20% ЕАС-РОК 6,0%, РБТЛ с ФГА 87%.

На 4-й день пребывания в клинике проведено бактериологическое исследование кала на микрофлору; кишечная палочка 80 млн/г, лактобактерии - рост до 10-5, бифидумбактерии - роста нет. Патогенная флора - бактерии рода протей в ассоциации с дрожжеподобными грибами в небольшом количестве. Повторный анализ кала проведен на 18 день пребывания в стационаре - существенных изменений в характере микрофлоры не обнаружено. Диагноз: дисбактериоз 2 ст. Проведено стандартное лечение дисбактериоза кишечника. Через 1 мес. после лечения улучшились показатели крови: Нв 120 г/л, лейкоциты 7,810-9/л, лимфоциты 21%, СОЭ 10 мм/ч. Иммунологические показатели также демонстрировали положительную динамику: Е-РОК 24%, ЕАС-РОК 12%, РБТЛ с ФГА 65%. Отмечен рост кишечной палочки до 220 млн/г, лактобактерии растут в разведении 10-9, бифидумбактерии - 10-11. Больная выписана в удовлетворительном состоянии. В течение 1,5 лет не предъявляла жалоб на ухудшение состояния. Диагноз СХУ через 1,5 года был снят.

Пример 2. Больная С., 28 лет. Поступила в стационар по направлению врача-инфекциониста. Амбулаторно на основании жалоб на частые головные боли, утомляемость, сонливость, состояние подавленности, нерегулярный стул (запоры по 2-3 суток) поставлен диагноз: синдром хронической усталости. Общий анализ крови (проведен в стационаре): эритроциты 3,81012/л, Нв 105 г/л, лейкоциты 7,6107/л, эозинофилы-2, палочки - 3, сегмент - 63, лимфоциты - 22, моноциты - 5, СОЭ 24 мм/ч. Результаты иммунологического обследования: Е-РОК 22%, ЕАС-РОК 8%, РБТЛ с ФГА 78%. Исследования кала на дисбактериоз показало отсутствие роста бифидумбактерий в 10-7, рост лактобактерий до 10-6, кишечная палочка - 50 млн/г. В небольшом количестве бактерии рода клебсиела в ассоциации с candida albicans. Повторный анализ кала проведен на 18 день в стационаре - характер микрофлоры существенно не изменился. Диагноз - дисбактериоз 3 ст. Начато стандартное лечение дисбактериоза кишечника. Через месяц после лечения показатели крови улучшились: эритроциты 4,21012/л, Нв 120 г/л, лейкоциты - 21, моноциты - 4, СОЭ 12 мм/ч. Улучшилось иммунологические показатели: Е-РОК 26%, ЕАС-РОК 14%, РБТЛ с ФГА 60%. Кишечная палочка 280 млн/г, отмечен рост лактобактерий - 10-9 и рост бифидумбактерий - до 10-11. Выписана в удовлетворительном состоянии под наблюдением терапевта по месту жительства. В течение 1 года не предъявляла серьезных жалоб в отношении общего самочувствия, ухудшения состояния не отмечено.

Пример 3. Больной У., 34 года. Страдает сильными головными болями в течение 3 последних лет, жалобы на утомляемость даже после непродолжительной, нетяжелой работы, бессонница, состояние подавленности, депрессии. Жалоб на кишечные расстройства не предъявляет. Предварительный диагноз участкового терапевта - подозрение на синдром хронической усталости. Проведен стандартный анализ крови. Результаты: эритроциты 3,91012, Нв - 105 г/л, лейкоциты - 7,6109, СОЭ 22 мм/ч. Иммунологический анализ: Е-РОК 20%, ЕАС-РОК 6,0%, РБТЛ с ФГА 87%. Больному проведено исследование кала на дисбактериоз: кишечная палочка - 100 млн/г, лактобактерии - рост до 10-5, роста бифидумбактерий нет (10-7). Патогенная флора отсутствует. Повторно анализ кала проведен на 15 день, существенных изменений в характере микрофлоры не обнаружено. Поставлен диагноз - дисбактериоз 2 ст. Проведено стандартное лечение дисбактериоза кишечника. Через 1 мес. после курса лечения кол-во кишечной палочки выросло до 300 млн/г, отмечался рост бифидумбактерий - до 10-10, лактобактерий - до 10-9. Изменились и показатели крови: эритроциты 4,31012, Нв - 120 г/л, лейкоциты 7,8109, СОЭ 11 мм/ч. Отмечено улучшение иммунологических показателей. Больной выписан в удовлетворительном состоянии. В течение 2 лет ухудшения состояния не отмечалось.

Формула изобретения

Способ диагностики синдрома хронической усталости вследствие отравления организма, включающий изучение симптоматики и проведение комплекса стандартных биохимических и иммунологических анализов, отличающийся тем, что в условиях стационара проводят 2 - 3-кратное за лечебный курс бактериологическое исследование кала пациента на микрофлору и при стабильном отсутствии роста бифидумбактерий в 10-7, росте лактобактерий не более 10-6, содержании E-coli не более 50 - 100 млн/г регистрируют хроническое отравление вследствие дисбаланса кишечной микрофлоры.

РИСУНКИ

Рисунок 1