Спасательная двигательная установка космонавта
Реферат
Спасательная двигательная установка космонавта предназначена для обеспечения безопасности космонавта при работе в космосе, для возврата космонавта на станцию при его отделении от ее поверхности в случае отказа механических средств страховки. Данная двигательная установка позволяет космонавту в скафандре самому без посторонней помощи и без специальных устройств подсоединить ее к скафандру и отсоединить на любом этапе операции выхода. Это достигается тем, что в двигательной установке корпус с оборудованием и запасом рабочего тела выполнен разомкнутым сзади в виде двух блоков, размешанных по бокам скафандра за рукавами. Эти блоки соединяют шпангоут, расположенный вокруг корпуса скафандра спереди и выполненный неразъемным. На шпангоуте расположены узлы крепления установки к скафандру, внутри он имеет полость, в которой размещены пневматические и электрические коммуникации установки. 1 з.п.ф-лы, 2 ил.
Изобретение относится к космонавтике, в частности к средствам безопасности космонавта при работе в открытом космосе.
Известна спасательная двигательная установка космонавта для станции "Мир", предназначенная для использования ее совместно со скафандром типа "Орлан". Установка располагается за ранцем. Соединение ее со скафандром осуществляется через штатные узлы фиксации, с помощью которых скафандр крепится на борту станции или корабля, доставляющего его на орбиту. Эти узлы на скафандрах типа "Орлан" находятся в передней части корпуса, в зоне пояса, и состоят из двух ловителей по бокам корпуса и переднего штыря. Ответные узлы на установке размещены на поясе-шпангоуте, состоящем из двух несимметричных частей, которые могут разводиться в стороны и соединяться замками. На левом полупоясе расположен один боковой штырь и центральный замок для фиксации переднего штыря скафандра, на правом - другой боковой штырь. Космонавт подсоединяет сначала левый полупояс, вводя боковой штырь в ловитель скафандра, и фиксирует замком передний штырь скафандра. Затем сводит оба полупояса вместе и соединяет их вторым замком. При этом правый штырь входит в соответствующий ловитель скафандра. Для выполнения всей процедуры подстыковки установка должна быть закреплена на борту станции с помощью третьего замка. В процедуру выхода космонавта в открытый космос и возвращения обратно включается операция стыковки двигательной установки с бортом станции. Одним из требований, предъявляемых к двигательным установкам аварийно-спасательного назначения, является обеспечение быстрой подстыковки ее самим космонавтом к скафандру как внутри, так и вне станции. Это же условие относится и к отстыковке установки от скафандра. Указанное устройство не отвечает этим требованиям. Предлагаемая двигательная установка космонавта лишена недостатка и позволяет решить задачу быстрой подстыковки установки к скафандру самим космонавтом. Для этого в известной спасательной двигательной установке космонавта, содержащей корпус, в котором расположены запас рабочего тела и оборудование, и шпангоут, охватывающий скафандр спереди, с узлами крепления к скафандру, корпус выполнен в виде двух блоков, разомкнутых сзади и размещенных по бокам скафандра за рукавами, а шпангоут выполнен неразъемным. При этом шпангоут выполнен для размещения пневматических и электрических коммуникаций, соединяющих блоки установки. На фиг. 1 схематично изображена предлагаемая установка, общий вид; на фиг. 2 - последовательность операций подстыковки установки к скафандру (направление движения установки при подстыковке показана стрелками). Спасательная двигательная установка космонавта содержит блоки 1 и 2, в которых расположены запас рабочего тела и оборудование (реактивные сопла, датчики, клапана и т.д.). Блок соединены между собой шпангоутом 3, на котором расположены центральный замок 4 и два боковых штыря 5, которые соединены с ответными штатными узлами 6 фиксации скафандра, состоящими из переднего штыря 7 и боковых ловителей 8. Внутри шпангоута имеется полость, в которой размещены пневматическая и электрическая коммуникации, соединяющие оба блока. Подсоединение спасательной двигательной установки к скафандру производится следующим образом. Космонавт, одетый в скафандр, берет установку за шпангоут 3, поднимает ее на заранее определенный уровень, ориентируясь по положению центрального замка, и пропускает функциональные блоки 1 и 2 по бокам скафандра и за рукава. При этом боковые штыри 5 установки заходят в боковые ловители 8 скафандра. Затем космонавт сочленяет центральный замок 4 с передним штырем 7 скафандра. При движении шпангоута "на себя" замок автоматически защелкивается. Надежность этой операции обеспечивается тем, что передний штырь скафандра и центральный замок установки находятся в видимой космонавту зоне. Указанные действия могут производиться как безизбыточного давления в скафандре, так и при его наличии. Источники информации: SU, авторское свидетельство, N 1759732, кл. B 64 G 9/00, 1993.Формула изобретения
1. Спасательная двигательная установка космонавта, содержащая корпус, в котором расположены запас рабочего тела и оборудование, и шпангоут, охватывающий скафандр спереди, с узлами крепления к скафандру, отличающаяся тем, что корпус выполнен в виде двух блоков, разомкнутых сзади и размещенных по бокам скафандра за рукавами, а шпангоут выполнен неразъемным. 2. Установка по п.1, отличающаяся тем, что шпангоут выполнен полым для размещения пневматических и электрических коммуникаций, соединяющих блоки установки.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2