Авиационный комплекс для активных воздействий на облака
Реферат
Авиационный комплекс для воздействия на облака может быть использован при предотвращении града и вызывании осадков. Размещение одной ствольной кассеты с реагентом под фюзеляжем самолета, а остальных кассет с реагентом слева и справа по фюзеляжу самолета с шагом преимущественно 15 - 30o позволяет воздействовать реагентом на облака по оптимально широкой площади. 3 ил.
Изобретение относится к области активных воздействий на облака с целью рассеяния облачности, вызывания искусственных осадков и предотвращения градобитий.
Известны различные противоградовые ракетные комплексы для засева облаков, обеспечивающие возможность проведения активных воздействий на облачные процессы при любой погоде и в любое время суток с достаточно высокой оперативностью и точностью [1]. Однако использование данных комплексов требует разветвленной сети ракетных пунктов, многочисленного обслуживающего персонала, а также сложной системы снабжения и управления. Наиболее близким по технической сущности к заявляемому объекту является авиационный комплекс для активных воздействий на облака, содержащий установленные тандемом под левой и правой плоскостью летательного аппарата обоймы ствольных кассет для патронов с боеприпасами, размещенные в казенной части обойм сборные контакты для воспламенения капсюлей патронов, подключенные к пульту управления с формирователем электрических импульсов [2]. Недостатком известного технического решения является то, что обоймы ствольных кассет направлены вниз, что обеспечивает засев реагентом только узкой полоски облачного слоя, пролегающей непосредственно под летящим самолетом. Указанный недостаток исключает возможность применения широкозахватного метода засева облаков, когда за один пролет самолета обеспечивалась бы возможность засева реагентом полосы облачного слоя шириной порядка 1 км и более. Вследствие этого существенно снижается эффективность применения авиационного комплекса. Цель изобретения - повышение эффективности авиационного комплекса. Поставленная цель достигается тем, что в известном авиационном комплексе для активных воздействий на облака, содержащем обоймы ствольных кассет для патронов с боеприпасами, размещенные в казенной части обойм сборные контакты для воспламенения капсюлей патронов, подключенные к пульту управления с формирователем электрических импульсов, каждая ствольная кассета заключена в аэродинамический кожух-обтекатель, при этом одна из ствольных кассет размещена под фюзеляжем самолета и направлена вниз, а остальные ствольные кассеты размещены слева и справа по фюзеляжу самолета с шагом преимущественно 15-30o. На фиг. 1 представлен общий вид ствольной кассеты; на фиг. 2 - схема размещения ствольных кассет на корпусе самолета; на фиг. 3 - схема засева облачного слоя кристаллизующим реагентом. Авиационный комплекс для активных воздействий на облака содержит прикрепленную к корпусу самолета 1 несущую плиту 2, к которой с помощью крепежных болтов 3 прикреплено основание 4. К основанию 4 с помощью пальцевых фиксаторов 5 прикреплен П-образный держатель 6 с боковыми выступами 7, каждый из которых содержит продольный установочный паз 8. Вдоль основания П-образного держателя 6 размещены изолированные от его корпуса электрические контакты 9, подключенные через соединительные кабели и пульт управления к генератору электрических импульсов (кабели, пульт и генератор не показаны). В установленные пазы 8 П-образного держателя заключена ствольная кассета 10, оснащенная патронниками 11 с патронами 12. Патроны 12 снаряжены отстреливаемыми боеприпасами, например, ракетами класса "воздух - воздух" для активных воздействий на облака (боеприпасы не показаны). Положение ствольной кассеты 10 в П-образном держателе фиксируется с помощью болтов 13. Плавающие электрические контакты 9 подпружинены к капсюлям патронов 12. Между ствольной кассетой 10 и основанием П-образного держателя 6 установлена стальная задвижка 14, которая удерживает вставленные в патронник 11 патроны 12 от выпадения из кассеты 10. Кроме того, задвижка 14 воспринимает усилие отдачи на себя при выстреле. Стальная задвижка 14 имеет отверстия 15 для контактов 9. Ствольные кассеты 10 снабжены спереди и сзади аэродинамическими обтекателями 16 и 17, прикрепленными к несущей плите 2 с помощью винтов 18. Всего к нижней половине фюзеляжа самолета 1 крепится 11 ствольных кассет (фиг. 2). При этом одна из них - нижняя - размещена непосредственно под фюзеляжем самолета и направлена строго вниз, а остальные 10 шт. размещены по левому правому борту самолета поровну, причем верхние две ствольные кассеты размещены горизонтально и угол между ними и соседними с ними кассетами составляет 30o, а угол между остальными кассетами 15o. Авиационный комплекс для активных воздействий работает следующим образом. Предварительно путем радиолокационного зондирования облака 19 (фиг. 3) с земли в нем выделяют с учетом установленных критериев площадку 20, куда в соответствии с технологией активных воздействий необходимо вносить кристаллизующий реагент. Размеры площадки 20 в зависимости от типа облачности могут быть значительными и достигать в ряде случаев нескольких километров в ширину и длину. После выделения площадки засева 20 с помощью наземной станции управления полетом самолет 21 выводится на цель. Маршрут самолета пролегает над выделенной площадкой 20 по средней ее линии (х-х) (фиг. 3). В процессе полета самолета 21 над выделенной площадкой 18 на высоте порядка нескольких километров осуществляется отстрел ракет класса "воздух - воздух" из ствольных кассет 10 влево и вправо, а также вниз, причем отстрел осуществляется под углом 15-30o и через равные промежутки времени из всех закрепленных на фюзеляже 1 ствольных кассет 8. Выбранные углы размещения ствольных кассет (фиг. 2) обеспечивают пролегание трасс 22 (фиг. 3) активного дыма на площадке засева 20 на равных друг от друга расстояниях, что позволяет в сравнении с существующими техническими средствами существенно повысить эффективность воздействия за счет равномерного и широкозахватного засева облачной среды за один пролет самолета. Оптимальный количественный состав ствольных кассет (11 шт. ), а также оптимальная схема их размещения на фюзеляже самолета (фиг. 2) с шагом 15 - 30o определены расчетным путем на ЭВМ. При этом учитывались требования технологии активных воздействий, регламентирующие расстояние между трассами активного дыма, траекторные характеристики отстреливаемых ракет класса "воздух - воздух", а также наиболее вероятные размеры площадки засева облачной среды. В результате проведенного анализа траекторий ракет, отстреливаемых под разными углами, установлено, что для засева площадки 20 шириной 5 км с шагом 500 м между рядами трасс активного дыма (фиг. 3) требуется 11 ствольных кассет и размещены они должны быть под углом 15 - 30o так, как показано на фиг. 2. Любое другое количество кассет и другие углы размещения резко снижают эффективность активных воздействий. Таким образом, принятая схема размещения 11 ствольных кассет (фиг. 2) с углом между ними в 15 - 30o позволяет существенно повысить эффективность активных воздействий за счет обеспечения широкозахватного засева облачного слоя и равномерного распределения в нем кристаллизующего реагента. Источники информации 1. Бибилашвили Н. Ш., Бурцев И.И., Серегин Ю.А. Руководство по организации и проведению противоградовых работ. - Л.: Гидрометеоиздат, 1981, с. 37-48. 2. Автоматическое устройство КДС-155. Техническое описание и инструкция по эксплуатации 155.0000-ОТО. Изд. 3, 1987, с. 8-11, 55-59 (прототип).Формула изобретения
Авиационный комплекс для активных воздействий на облака, содержащий обоймы ствольных кассет для патронов с боеприпасами, размещенные в казенной части обойм сборные контакты для воспламенения капсюлей патронов, подключенные к пульту управления с формированием электрических импульсов, отличающийся тем, что каждая ствольная кассета заключена в аэродинамический кожух-обтекатель, при этом одна из ствольных кассет размещена под фюзеляжем самолета и направлена вниз, а остальные ствольные кассеты размещены слева и справа по фюзеляжу самолета с шагом преимущественно 15 - 30o.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3