Спасательная двигательная установка космонавта
Реферат
Использование: в космической технике. Спасательная двигательная установка космонавта позволяет решить задачу входа-выхода из скафандра без отстыковки от него установки, что существенно улучшает ее эксплуатационные характеристики. В установке, выполненной в виде двух раздельных блоков, соединенных между собой неразъемным шпангоутом, половина шпангоута, на которой установлен боковой штырь фиксации, выполнена откидывающейся с осью вращения расположенной в районе центрального замка. 4 ил.
Изобретение относится к космической технике, в частности к средствам обеспечения безопасности космонавта при работе в открытом космосе, предназначенным для возврата космонавта на станцию при его отделении от ее поверхности в случае отказа механических средств страховки.
Известна спасательная двигательная установка космонавта, предназначенная для использования совместно со скафандром типа "Орлан". Установка содержит корпус с оборудованием, шпангоут, охватывающий скафандр спереди и узлы крепления. Они находятся на передней части корпуса скафандра в зоне пояса и состоят из боковых и центрального штырей. Ответные узлы на установке размещены на шпангоуте, состоящем из двух частей. В известной спасательной двигательной установке космонавта, содержащей корпус, в котором расположены баллоны с запасом рабочего тела, реактивные сопла и пульт управления, шпангоут, охватывающий скафандр спереди и имеющий центральный замок и боковые штыри для подсоединения к скафандру, корпус выполнен из двух раздельных блоков, шпангоут выполнен полым для размещения в нем пневматических и электрических коммуникаций, левая половина шпангоута с соответствующим блоком корпуса и одним из боковых штырей фиксации выполнена откидывающейся с осью вращения, расположенной в районе центрального замка. Кроме того, откидывающаяся половина шпангоута снабжена защелкой - фиксатором ее закрытого положения. На фиг. 1 показана установка, общий вид; на фиг. 2 - последовательность операций подстыковки установки к скафандру (направление движения установки показано стрелками) для варианта, когда скафандр заранее надет и ранец закрыт; на фиг. 3 - установка со скафандром, вид сверху; на фиг. 4 - установка с откинутым шпангоутом и открытым ранцем скафандра, вид сверху. Спасательная двигательная установка космонавта содержит корпус, выполненный в виде двух функциональных блоков 1 и 2, в которых расположены (не показаны) запас рабочего тела и оборудование (реактивные сопла, пульт управления и т.д.). Блоки соединены между собой посредством силового шпангоута 3, на котором расположены центральный замок 4 и два боковых штыря 5, которые соединяются с ответными штатными узлами фиксации скафандра 6, состоящими из центрального штыря 7 и боковых ловителей 8. Внутри силового шпангоута имеется полость, в которой размещены гибкие пневматическая и электрическая коммуникации (не показаны), соединяющие оба функциональных блока установки. Шпангоут состоит из двух (правой и левой) частей шарнирно соединенных между собой с помощью вертикальной оси 9, расположенной с левой стороны центрального замка. Скафандр имеет ранец 10, выполняющий функцию крышки входного люка, который вращается на петлях, расположенных с левой стороны. В рабочем (закрытом) положении обе части шпангоута жестко фиксируются защелкой-фиксатором, расположенной в зоне центрального замка (на чертеже не показана). На правой части шпангоута расположен центральный замок 4 и один из боковых (правый) штырей 5. На левой, откидывающейся части шпангоута расположен второй боковой штырь 5. Подсоединение-отсоединение спасательной двигательной установки к скафандру может производиться как после того, как скафандр надет и ранец закрыт, так и до надевания скафандра или после его снятия. В первом случае космонавт, одетый в скафандр 6, берет установку за шпангоут 3, поднимает ее на заранее определенный уровень, ориентируясь по положению центрального замка и пропускает функциональные блоки 1 и 2 по бокам скафандра и за рукава, при этом, боковые штыри 5 установки заходят в боковые ловители 8 скафандра. Затем космонавт сочленяет центральный замок 4 с передним штырем 7 скафандра. При движении шпангоута "на себя" замок автоматически защелкивается. Указанные действия могут производиться как без, так и при наличии избыточного давления в скафандре. Во втором случае с помощью бокового штыря и центрального замка на скафандре жестко закрепляется правая часть шпангоута, а его левая часть расфиксируется. Это позволяет отвести ее вместе с закрепленным на ней функциональным блоком в сторону и открыть ранец. После "входа" в скафандр космонавт закрывает ранец и приводит откинутую левую часть шпангоута в рабочее (закрытое) положение, где она запирается защелкой. Перед "выходом" из скафандра космонавт расфиксирует и отводит откидную часть шпангоута, после чего открывает ранец.Формула изобретения
Спасательная двигательная установка космонавта, содержащая корпус, в котором расположены баллоны с запасом рабочего тела, реактивные сопла и пульт управления, шпангоут, выполненный из двух половин и охватывающий скафандр спереди, причем шпангоут имеет центральный замок и боковые штыри для подсоединения к скафандру, отличающаяся тем, что корпус выполнен из двух раздельных блоков, шпангоут выполнен полым для размещения в нем пневматических и электрических коммуникаций, а одна из половин шпангоута выполнена откидывающейся в горизонтальной плоскости относительно оси вращения, расположенной в зоне центрального замка.РИСУНКИ
Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4