Запорно-пломбировочное устройство

Реферат

 

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для запирания различных модулей с грузом в транспортных средствах (вагоны, контейнеры, емкости и т.д.). Запорно-пломбировочное устройство состоит из корпуса с отверстием, запираемого элемента, устанавливаемого в отверстие корпуса, и стопора, при этом запираемый элемент имеет сечение некруглой формы (например, в виде троса), а стопор выполнен в виде набора последовательно установленных на запираемом элементе и размещенных в полости корпуса деталей втулки со скошенным торцом, шайб с зубчатым отверстием и пружины сжатия, обеспечивающих надежное стопорение запираемого элемента при попытке вытаскивания его из корпуса, в том числе путем поворота. 3 ил.

Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано для запирания и пломбирования различных модулей с грузом и транспортных средств (вагонов, контейнеров, емкостей и т.д.).

Известно запорно-пломбировочное устройство (SU, авт. св. 1650901, кл. E 05 B 65/14, 1989), состоящее из корпуса с отверстием, запирающего элемента, установленного подвижно и соосно отверстию корпуса и состоящего из втулки с центральным стержнем под ключ, стопора, расположенного на запирающем элементе, выполненного в виде разрезного кольца, воздействующего одновременно на корпус и запирающий элемент при их относительном движении при запирании и открывании устройства.

Основным недостатком указанного устройства является сложность конструкции и возможность свободного открывания посторонними лицами путем подбора ключей, использования скопированных с оригинала ключей и даже использования существующих ключей, например, в форме служебных злоупотреблений.

Кроме того, указанное устройство сложно по конструкции.

Известно также запорно-пломбировочное устройство, используемое в защитно-контрольном приспособлении к шифровому замку (SU, авт. св. 482549, кл. E 05 B 39/00, 1974), содержащее корпус в виде резьбового выступа с глухим отверстием, запирающий элемент, состоящий из колпака и жестко связанного с ним при помощи трех штырей контрольного кольца, установленного в отверстии корпуса, и подвижный стопор, выполненный в виде подпружиненных пальцев, расположенных в контрольном пальце запираемого элемента и взаимодействующих с выемками в отверстии корпуса. Стопор воздействует одновременно на корпус и запорный элемент при их относительном движении, причем только на запирание устройства, Открытие же указанного приспособления возможно осуществить только путем разрушения запирающего элемента (колпака).

Основным недостатком указанного запорного устройства является возможность легкого открывания запорного устройства при незначительных силовых воздействиях на запирающий элемент (разрушения пластмассового колпака любыми подручными средствами), а также сложность конструкции.

Известно запорно-пломбировочное устройство (SU, авт. св. 1721200, кл. Е 05 B 39/02, 1989), содержащее полый корпус в виде сквозного продольного паза, и перпендикулярных к нему отверстий, в которые устанавливаются разрушаемый запирающий элемент, выполненный в виде скобы с двумя ветвями, и средство для стопорения запирающего элемента в виде запорного элемента.

Основным недостатком указанного устройства является малая надежность стопорения, сложность конструкции.

Запорно-пломбировочное устройство по авторскому свидетельству N 1721200 взято за прототип.

Задачей изобретения является создание запорно-пломбировочного устройства, обеспечивающего получение технического результата, состоящего в повышении надежности запирания и упрощения конструкции.

Этот технический результат достигается тем, что в запорно-пломбировочном устройстве, содержащем полый корпус с отверстиями для размещения разрушаемого запирающего элемента и размещенное в полости корпуса средство для стопорения запирающего элемента, согласно изобретению полость корпуса и его отверстия для запирающего элемента размещены на одной оси, контур сечения запирающего элемента имеет некруглую форму (в том числе форму сечения троса), а средство для стопорения запирающего элемента выполнено в виде набора последовательно размещенных в полости корпуса и охватывающих с зазором запирающий элемент подвижных деталей - втулки со скошенным торцом, шайб, установленных со стороны скошенного торца втулки, и пружины сжатия, при этом внутренняя поверхность шайб снабжена зубьями.

На фиг. 1 изображено запорно-пломбировочное устройство предлагаемой конструкции в момент введения запирающего элемента (троса) в корпус; на фиг. 2 показано то же устройство в застопоренном состоянии в момент попытки вывести из корпуса запирающий элемент; на фиг. 3 изображена шайба в сечении совместно с тросом.

Запорно-пломбировочное устройство состоит из корпуса 1, выполненного в виде стакана и завальцованной крышки 2, образующей закрытую полость 3. На дне стакана корпуса и на крышке 2 выполнены соосно отверстие 4, через которое вводится в сопряжение с корпусом 1 запирающий элемент 5. В полости 3 корпуса у дна стакана установлено средство стопорения запирающего элемента 5 - втулка 6 со скошенным торцом 7, затем шайбы 8 и пружина сжатия 9. Втулка 6 и шайбы 8 выполнены с отверстием для сопряжения с поверхностью запирающего элемента 5. Контур сечения запирающего элемента 5 имеет некруглую форму, в том числе форму троса.

В случае использования в качестве запирающего элемента троса, контур сечения запирающего элемента будет иметь форму равномерно расположенных и выступающих над окружностью круглых прядей троса, как это изображено на фиг. 3. Соответственно этому сечению запирающего элемента шайбы 8 снабжены зубчатой поверхностью 10, охватывающей местно круглые выступы из прядей троса. Возможны другие варианты сечений запирающего элемента 5, образованного, например, многозаходной винтовой поверхностью, шлицевой поверхностью или в виде прерывистой по окружности запирающего элемента насечки.

Запирающий элемент 5 пропускается сначала через отверстия изделия 11 (например, ушки дверей) и заканчивается выступающей ручкой 12, которая не позволяет пропускать запирающий элемент 5 на выход из отверстия изделия. Корпус 1 и запирающий элемент в сборе являются одновременно запорным и пломбирующим устройством.

Устройство работает следующим образом.

Вначале пропускают запирающий элемент 5 через отверстия запирающего изделия 11, а затем вводят конец запирающего элемента в корпус 1, пропуская его через отверстия 4 дна корпуса, втулки 6 и в шайбах 8. При этом (фиг. 1) запирающем элементе 5 утыкается своей поверхностью в зубчатую поверхность шайб 8, и преодолевая усилия пружины 9, поворачивает шайбы 8, одновременно отрывая их от скошенного торца 7 втулки 6. Незначительным поворотом запирающего элемента пропускают его через всю полость 3 корпуса на выход конца из отверстия 4. Шайбы 8 при этом повисают зубчатой поверхностью на запирающемий элементе 5. После этого прекращают перемещение запирающего элемента 5. При этом шайбы 8 под действием пружины 9 сдвинутся назад к втулке 6 и за счет скошенного торца 7 установятся на запирающем элементе 5 в перекошенном положении и одновременно в зацеплении по зубчатой поверхности, завершая запирание устройства. При попытке вытянуть запирающий элемент 5 (фиг. 2) в направлении стрелки шайбы создают большие усилия перегиба (создается момент сил от шайб) и силы трения с врезанием на запирающем элементе 5 и не позволяют вытащить его из корпуса. А при попытке вытащить путем вращения запирающего элемента шайбы 8, благодаря зубчатой поверхности, начинают вращаться синхронно вместе с ним, увлекая во вращение втулки 6 и пружину 9. Этим самым исключается возможность относительно перемещения запирающего элемента 5 и корпуса для открывания запорно-пломбировочного устройства.

Открытие запорно-пломбировочного устройства производится путем разрезания или разрыва запирающего элемента 5.

Выполнить такое разрушение подручными средствами невозможно. Для этого необходимо использовать специально малодоступное устройство.

Применение описанного запорно-пломбировочного устройства позволяет повысить надежность запирания и обеспечить сохранность материальных ценностей на транспорте. Конструкция проста в изготовлении и не требует больших материальных затрат.

Формула изобретения

Запорно-пломбировочное устройство, содержащее полый корпус с отверстиями для размещения разрушаемого запирающего элемента и размещенное в полости средство для стопорения запирающего элемента, отличающееся тем, что полость корпуса и его отверстия для запирающего элемента размещены на одной оси, контур сечения запирающего элемента имеет некруглую форму (в т.ч. форму сечения троса), а средство для стопорения запирающего элемента выполнено в виде набора последовательно размещенных в полости корпуса и охватывающих с зазором запирающий элемент подвижных деталей - втулки со скошенным торцом, шайб, установленных со стороны скошенного торца втулки, и пружины сжатия, при этом внутренняя поверхность шайб снабжена зубьями.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3