Способ вышивания изделий

Реферат

 

Сущность изобретения: вышивание изделий путем закрепления нити на ткани и выполнения горизонтальных, вертикальных и диагональных швов наклонными стежками в две или более нити с образованием рисунка и фона. Горизонтальные, вертикальные и диагональные швы выполняют с переходами с изнаночной стороны от одного шва или позиции к другим. При переходе от одного шва или позиции к другим переходные нити пропускают между тканью и нитями вышитого рисунка того же цветового тона. Способ обеспечивает получение качественного рельефного изображения рисунка как с лицевой, так и с изнаночной стороны изделия. 4 з. п. ф-лы, 7 ил.

Изобретение относится к изготовлению текстильных изделий и может быть использовано при вышивании преимущественно гобеленов.

Общеизвестны способы вышивания крестом, заключающиеся в том, что при выполнении, например, горизонтального шва основные стежки лицевого ряда проходят слева снизу направо вверх, а покрывающие стежки выполняются в обратном ряду справа снизу налево вверх соответственно на 2 2 нити ткани с образованием "креста".

Аналогично выполняются вертикальные и скошенные (диагональные) швы (ряды) с некоторыми технологическими изменениями в последовательности и направлении прохождения нити (см. "БУРДА", K 624 "Альбом по рукоделию", 1995, с. 6-7).

При своей простоте и доступности данный метод имеет существенный недостаток - ткань, как правило, не закрывается стежками полностью. Кроме того, цветы, листья, человеческие фигуры и т.д. не всегда удобно вышивать рядами (см. репринтное издание "Курс женских рукоделий", С.-Петербург; АО "Толика", 1992, с. 162-163).

Другой так называемый "простой гобеленовый шов" (он же "полушов" или "Demi-Point") относится к вышивке, которая практически полностью покрывает поверхность ткани. Стежки на лицевой стороне ткани выполняют параллельно друг другу - слева снизу направо вверх и зеркально в обратном направлении, при этом сохраняя постоянный наклон стежков вправо на лицевой стороне ткани, на изнаночной стороне ткани все стежки вертикальные.

Несложная техника вышивки более пригодна для работы с шерстяными нитями, бумажным и шерстяным гарусом. Этим швом преимущественно выполняют несложные геометрические фигуры, орнаменты и фон. Перекос готового изделия из-за наложения стежков в одном направлении является более существенным недостатком (см. "БУРДА" K 624, "Альбом по рукоделию", 1995, с. 36).

"Гобеленовый мелкий шов" ("Petit-Point") является одним из известных швов и на лицевой стороне ткани выглядит как и "простой гобеленовый шов". Шов начинают в правом верхнем углу изделия, причем на лицевой стороне ткани горизонтально по диагонали вправо укладывают два стежка, а затем выполняют швы диагонально, чередуя спускающийся и поднимающийся ряды. При этом каждый последующий стежок ложится между стежками предыдущего ряда. На изнаночной стороне ткани шов представляет собой переплетение нитей.

Вышивка получается плотной и прочной, однако фактура изнаночной стороны напоминает "плетение"; этим швом вышивают только фон при большом расходе ниток (см. "Latopsstrie facile" APPRENDRE POUR CREER, 1976, EDITION TH, LE Dillmont-Milhouse (France), фиг. 19).

Наиболее совершенным из известных швов является "жемчужный шов", он же "точечный шов" или Point-Continental". Этим швом вышивают не только фон, но и изображение растительного и животного мира. Этот шов внешне напоминает "простой гобеленовый шов" или "мелкий шов", однако соединительные стежки на изнаночной стороне укладывают наискось и захватывают две клетки ткани. Причем на лицевой стороне ткани швы, порядно чередуясь, выполняют сначала справа налево. Стежки укладывают наклонно от нижнего левого в правый верхний угол клетки ткани. При переходе к другому ряду шва, в обратном направлении, стежки укладывают от правого верхнего в левый нижний угол клетки ткани. Вышивка получается рельефной, с хорошей проработкой деталей картины, однако на изнаночной стороне нарушается ее рисунок из-за образования переплетения нитей, как при переходе от шва к шву, так и от позиции к позиции, а также из-за проступающих узлов при заправке нити, что приводит к отсутствию явно выраженного рисунка на изнанке (см. "БУРДА", K 624, "Альбом по рукоделию", 1985, с. 38).

Известен способ вышивания изделий, заключающийся в закреплении нити на ткани, выполнении горизонтальных, вертикальных и диагональных швов наклонными стежками в две или более нити с образованием рисунка и фона [1].

Указанное решение принято в качестве ближайшего аналога, однако и оно не обеспечивает достаточно высокого качества получаемого изделия.

Изобретением решается задача повышения качества вышитого изделия за счет увеличения плотности, рельефности и зернистости рисунка и более точной передачи изображения и цветовых оттенков модели как с лицевой, так и с изнаночной стороны.

Указанная задача решена за счет того, что в способе вышивания изделия, заключающемся в закреплении нити на ткани, выполнении горизонтальных, вертикальных и диагональных швов наклонными стежками в две или более нити с образованием рисунка и фона горизонтальные, вертикальные и диагональные швы выполняют с переходами с изнаночной стороны от одного шва или позиции и другим, причем при переходе от одного шва или позиции к другим переходные нити пропускают между тканью и нитями вышитого рисунка того же цветового тона. Причем при переходе от одного соседнего шва к другому переходную нить пропускают между тканью и нитью последнего стежка предыдущего шва.

Кроме того, два и более соседних параллельных шва выполняют последовательно, вышивая каждый шов от начала до конца с последующим переходом на соседний шов, в обратном направлении. Переходную нить при таком расположении швов укладывают перпендикулярно выполняемым швам. При переходе же к соседнему перпендикулярно ориентированному шву, например от горизонтального к вертикальному шву, переходную нить располагают по диагонали.

Поставленная задача решена и за счет того, что для закрепления каждого нового отрезка нити на ткани на конце нити образуют петлю, выполняют стежок на лицевой стороне ткани, пропускают нить через петлю на изнаночной стороне и затягивают нить со стороны начала второго стежка. Это исключает образование узлов и "бахромы" на изнаночной стороне изделия.

Поставленная задача решена и за счет того, что при шитье в две и более нити последние укладывают в стежках параллельно друг другу, что влияет на плотность и зернистость структуры рисунка изделия.

Параллельность нитей в стежках позволяет сохранить структуру и натуральный блеск ниток, избежать излишней закрутки и частого образования узлов в процессе работы.

На фиг. 1 - показан фрагмент знаковой схемы рисунка модели изделия; на фиг. 2 - фрагмент схемы рациональной последовательности выполнения швов нитями одного цветового тона; на фиг. 3 - фрагмент горизонтального шва; на фиг. 4 - фрагмент вертикального шва; на фиг. 5 - последовательность перехода от горизонтального шва к вертикальному; на фиг. 6 - комбинированный диагональный шов; на фиг. 7 - фрагмент детализированной схемы со схематичным изображением стежков.

Способ осуществляется следующим образом.

Предварительно разрабатывают знаковую схему рисунка модели в виде условных обозначений (фиг. 1). Схему модели разделяют на квадраты, каждый из которых включает 100 клеток. Клетки заполняют условными обозначениями в виде символов, каждый из которых соответствует определенному цветовому тону ниток. Для лучшего прочтения клеток и во избежание ошибок квадраты маркируют цифрами.

Схему модели разрабатывают в точном соответствии с оригиналом, которым может служить, например, произведение живописи.

Каждый цвет ниток маркируется тем же символом, как и на схеме.

Для подготовки рабочих ниток мотки ниток "мулине" выбранных цветов разделяют на отрезки пасмы преимущественно длиной 0,75 или 1,5 м, из которых формируют рабочие нитки в 2 или более сложений.

Для выполнения классических гобеленов используют только натуральное льняное или хлопчатобумажное полотно плотностью около 10 нитей основы и утка. Например, маркизет, рогожка, штапельное или шелковое полотно, редина.

Ткань размечают на квадраты, идентичные квадратам схемы, и также маркируют цифрами.

Вышивку начинают преимущественно с центра полотна с темных тонов изображения и/или с наиболее сложных его элементов.

Для упрощения работы каждым цветом ниток и уменьшения количества узлов составляют схему рациональной последовательности выполнения комбинированных сочетаний швов одного цветового тона и перенесения их на ткань от одного участка (фрагмента) рисунка к другому (фиг. 2). Стрелками на схеме показаны направления выполнения швов, а цифрами обозначена наиболее рациональная последовательность перехода от одного шва к другому.

Фрагменты схемы разрабатывают исходя из условий наименьшего расхода ниток и снижения количества узлов до минимума. Швы выполняют последовательно, осуществляя переход от одного вида шва к другому (горизонтальный, вертикальный, диагональный) и от одной позиции к другой.

Под швом понимают один или более стежков одного цветового тона, выполненных или по горизонтали, или по вертикали, или по диагонали в один ряд без промежутков между стежками.

Под позицией понимают совокупность соприкасающихся между собой швов одного цветового тона.

Стежки в швах выполняют по диагонали от одного угла клетки в другой. При мелком (жемчужном) шве нить пропускают с изнанки ткани на ее лицевую сторону и опускают по диагонали на изнаночную сторону, захватывая только по одной нити основы и утка в месте их пересечения. Например, горизонтальный шов (фиг. 3) при введении нити справа налево выполняют следующим образом. В точке 1 нить с изнанки выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу клетки и опускают на изнаночную сторону в правом верхнем углу той же клетки в точке 2, захватывая по одной нити основы и утка. Затем нить с изнаночной стороны выводят на лицевую сторону в левом нижнем углу следующей клетки в точке 3, захватывая две вертикальные нити и одну горизонтальную нить ткани. Второй стежок на лицевой стороне выполняют аналогично первому, укладывая нить из нижнего левого угла в правый верхний угол клетки, выводя ее на изнанку в точке 4. Стрелками обозначены стежки на лицевой стороне, а пунктиром - на изнаночной.

Горизонтальный шов слева направо выполняют в обратном порядке, т.е. стежки на лицевой стороне укладывают из верхнего правого угла клетки в ее нижний левый угол.

Вертикальный шов сверху вниз (фиг. 4) выполняют также, укладывая стежки по диагонали из левого нижнего угла в точке 1 в правый верхний угол клетки в точки 2 на лицевой стороне, выводя нитку на изнаночную сторону ткани.

С изнаночной стороны ткани из точки 2 нитку укладывают также по диагонали с большим углом наклона и выводят на лицевую сторону в нижний левый угол последующей клетки в точке 3. Второй стежок укладывают из нижнего левого угла следующей клетки (точка 3) в верхний правый угол в точке 4.

Вертикальный шов снизу вверх выполняют в обратном порядке.

Так же, как и в горизонтальном шве, стежок на лицевой стороне вертикального шва захватывает только по одной нити основы и утка, с изнаночной же стороны стежок захватывает две горизонтальные нити ткани и одну вертикальную.

На фиг. 5 показана последовательность перехода от горизонтального шва к вертикальному.

Горизонтальный шов слева направо выполняют так же, как и на фиг. 3. Из точки 9 в точку 10 укладывают последний стежок горизонтального ряда. Затем с изнанки из точки 10 нитку по диагонали выводят на лицевую сторону в точке 11, тем самым переходя от горизонтального шва к вертикальному. Стежок вертикального шва на лицевой стороне выполняют, укладывая нить из точки 11 в точку 7 (12), т.е. из нижнего левого угла клетки в верхний правый угол клетки вертикального шва. Следующий стежок вертикального шва укладывают аналогично предыдущему. Из правого верхнего угла клетки в точке 12 (7) нить с изнанки выводят на лицевую сторону в нижнем левом углу клетки в точке 13 и укладывают стежок на лицевой стороне в точку 14 в правом верхнем углу клетки.

Причем переходную нить от горизонтального шва к вертикальному с изнаночной стороны из точки 10 в точку 11 проводят под нитью, проходящей между точками 8 и 9, т. е. между тканью и последней изнаночной нитью предыдущего (горизонтального) шва.

Диагональный шов содержит элементы горизонтального, вертикального швов и переходов от одного шва к другому.

Но в отличие от переходного шва, например, при переходе от горизонтального к вертикальному, когда переходная нить с изнаночной стороны захватывает две клетки ткани по вертикали и одну по горизонтали, в диагональном шве нить с изнаночной стороны захватывает две клетки ткани как по горизонтали, так и по вертикали. Причем в зависимости от рисунка диагональный шов может быть комбинированным (фиг. 6).

Из правого верхнего угла выполняют горизонтальный шов (от точки 1 до точки 6), затем следует один элемент диагонального шва - из точки 6 с изнанки нить выводят на лицевую сторону в точке 7 и делают стежок на лицевой стороне до точки 8, который является также элементом вертикального шва (точки 7 - 10). Закончив стежок вертикального шва в точке 10, вновь выполняют диагональный шов, проводя с изнанки из точки 10 в точку 11. Затем следует стежок в точку 12, из которой опять с изнанки нить выводят на лицевую сторону в точке 13.

Последующий стежок из точки 13 в точку 14 является последним в диагональном шве и одновременно начальным в вертикальном шве. Далее на фиг. 6 показана последовательность выполнения двух параллельных вертикальных швов.

Стежки на лицевой стороне ткани обозначены сплошной линией со стрелкой, указывающей направление введения нити. Пунктиром обозначена нить на изнаночной стороне. Цифры указывают последовательность выполнения стежков, причем нечетные цифры от 1 до 21 указывают точки вывода нити с изнанки на лицевую сторону, а четными цифрами от 2 до 22 обозначены точки вывода нити с лицевой стороны ткани на изнанку.

Плотный, рельефный рисунок при выполнении двух или более соседних параллельных горизонтальных или вертикальных швов получают за счет ведения швов последовательно в прямом и обратном направлениях.

На фиг. 2 показан фрагмент принципиальной схемы рационального введения таких швов. Нижний горизонтальный шов 1 ведут справа налево. Второй горизонтальный шов 2 ведут слева направо. Горизонтальный шов 3 переходит в вертикальный шов 4 и т.д., то есть соседние параллельные швы выполняются не одновременно и параллельно, а последовательно в прямом и обратном направлении.

Для предотвращения ошибок на базе принципиальной схемы разрабатывают детализированную схему (фиг. 7), на которой изображен тот же фрагмент рисунка, что и на фиг. 2, выполненный нитью одного цветового тона, но в увеличенном масштабе, и со схематичным изображением стежков стрелками. Острие стрелки указывает точку выведения нити с лицевой стороны ткани на изнанку. Пунктиром обозначены переходные нити от одного шва к другому с изнаночной стороны.

Кружком с точкой на стрелке в нижнем правом углу схемы обозначено место начала шитья, т.е. точка вывода нити первого стежка с изнаночной стороны на лицевую. Направление же и последовательность ведения швов соответствуют схеме на фиг.2.

Особенностью рационального выполнения швов, при котором получают качественный рисунок как с лицевой, так и с изнаночной стороны ткани является помимо изложенного выполнение переходов от одного шва к другому. Например, при переходе от первого нижнего горизонтального шва ко второму соседнему параллельному шву переходная нить проходит по вертикали на одну клетку схемы (показана пунктиром в нижнем левом углу схемы на фиг. 7). Также выполняется переход от второго горизонтального ряда к третьему (пунктир в правом нижнем углу схемы на фиг. 7).

Далее выполняют третий горизонтальный ряд полностью. Переходя к вертикальному ряду 4, укладывают только один стежок горизонтального ряда 8. Затем выполняют всю последовательность швов 4 - 7 и используют ранее вышитый стежок для плавного и скрытого перехода с изнаночной стороны от вертикального ряда 7 к горизонтальному ряду 8 (показано пунктиром), то есть переходная нить проходит между тканью и изнаночной нитью первого стежка четвертого вертикального ряда через точку соприкосновения восьмого горизонтального четвертого вертикального рядов.

В этом случае переходная нить будет проходит только по уже вышитому рисунку того же цветового тона.

Также выполняют и другие переходы от одного шва к другому.

Для получения качественного рисунка рабочую нить, которая как правило содержит две и более одиночные нити, периодически расплавляют. Для этого рабочую нить вынимают из иглы и, разъединив на одиночные нити, раскручивают до свободного состояния и затем соединяют параллельно друг другу. Тем самым предотвращаются естественная скрутка нитей и связанное с ней образование паразитных узлов. К тому же этой операцией восстанавливается фактура и натуральный блеск нитей.

В начале вышивания, а также при закреплении на ткани нового отрезка рабочей нити выполняют следующую операцию.

Рабочую нить в два и более сложений пропускают в ушко иглы так, чтобы на ее конце образовалась петля. Пропускают нить с изнанки на лицевую сторону, оставляя конец нити с петлей на изнанке. Выполняют стежок на лицевой стороне, выводят нить на изнаночную сторону и пропускают ее через петлю на конце нити. Затем подтягивают нить так, чтобы петля прижала пропущенную через нее нить к изнаночной стороне ткани со стороны начала второго стежка и выполняют второй и последующие стежки.

Тем самым исключаются узлы и "бахрома" от концов нитей на изнаночной стороне.

В результате рисунок на изнаночной стороне получают практически идентичным рисунком на лицевой стороне ткани.

Предлагаемым способом благодаря схемным решениям возможно воспроизводить любой рисунок неоднократно как ручным способом, так и машинным, разработав соответствующие программы, например, по аналогии с жаккардовыми автоматами.

Формула изобретения

1. Способ вышивания изделий, заключающийся в закреплении нити на ткани, выполнении горизонтальных, вертикальных и диагональных швов наклонными стежками в две или более нити с образованием рисунка и фона, отличающийся тем, что горизонтальные, вертикальные и диагональные швы выполняют с переходами с изнаночной стороны от одного шва или позиции к другим, причем при переходе от одного шва или позиции к другим переходные нити пропускают между тканью и нитями вышитого рисунка того же цветового тона.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что при переходе от одного соседнего шва к другому переходную нить пропускают между тканью и нитью последнего стежка предыдущего шва.

3. Способ по п. 1, отличающийся тем, что два и более соседних параллельных шва выполняют последовательно, вышивая каждый шов от начала до конца с последующим переходом на соседний шов в обратном направлении.

4. Способ по пп.1 и 3, отличающийся тем, что при шитье в две и более нити последние укладывают в стежках параллельно друг другу.

5. Способ по п.1, отличающийся тем, что для закрепления каждого нового отрезка нити на ткани на конце нити образуют петлю, выполняют стежок на лицевой стороне ткани, пропускают нить через петлю на изнаночной стороне и затягивают нить со стороны начала второго стежка.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4, Рисунок 5, Рисунок 6, Рисунок 7