Система возврата паров в установке заправки горючим
Реферат
Изобретение предназначено для использования в установках заправки резервуаров горючим. При опорожнении резервуара-потребителя и сливе горючего жидкий азот из жидкостной полости емкости с жидким азотом поступает в испаритель. Там он испаряется за счет тепла атмосферного воздуха и подается в газовую полость резервуара-потребителя. В последнем создается инертная азотная среда. Это позволяет избежать взрыва паров в резервуаре. 1 ил.
Изобретение относится к заправке резервуаров горючим и может быть использовано, например, на автозаправочных станциях при заправке бензином емкостей бензоколонок.
Известна система возврата паров в установке заправки горючим, содержащая заправочный резервуар, резервуар-потребитель, насос и трубопровод сброса в атмосферу газовой смеси, подключенный к газовой полости резервуара-потребителя. Резервуар-потребитель и заправочный резервуар соединены магистралями подачи горючего и возврата паров (см. патент США N 4260000, кл. 141-59, 1981). Недостатком известной системы является недостаточная пожаробезопасность, обусловленная подсосом атмосферного воздуха в резервуар и образование в нем взрывоопасной газовой смеси воздуха с парами горючего. Наиболее близкий по технической сущности является система возврата паров в установке заправки горючим, содержащая заправочный резервуар, соединенный с резервуаром-потребителем магистралями подачи горючего и возврата паров, трубопровод сброса газовой смеси в атмосферу, подключенный к резервуару-потребителю, насос с электродвигателем и блок конденсации паров (патент РФ N 202464, кл. B 67 D 5/04, 1994). Недостатком известной системы возврата паров является недостаточная взрывопожаробезопасность, обусловленная наличием в резервуарах взрывоопасной газовой смеси (воздух и пары горючего), что может привести к взрыву системы. Целью изобретения является устранение недостатка, а именно повышение безопасности. Поставленная цель достигается тем, что система возврата паров в установке заправки горючим, содержащая заправочный резервуар, соединенный с резервуаром-потребителем магистралями подачи горючего и возврата паров, и трубопровод сброса газовой смеси в атмосферу, подключенный к газовой полости резервуара-потребителя, согласно изобретению снабжена емкостью с жидким азотом, испарителем, регулятором давления и обратным клапаном, при этом газовая полость резервуара-потребителя подключена через регулятор давления и испаритель к жидкостной полости емкости с жидким азотом и через обратный клапан - к газовой полости емкости с жидким азотом. Снабжение системы возврата паров емкостью с жидким азотом и испарителем позволяет избежать подсоса атмосферного воздуха в резервуар-потребитель и заправочный резервуар и создать в них инертную азотную среду, позволяющую повысить безопасность системы. На чертеже представлен пример осуществления системы возврата паров. Система содержит заправочный резервуар 1, соединенный с резервуаром-потребителем 2 магистралью подачи горючего 3 с вентилем 4 и магистралью возврата паров 5 с вентилем 6, а также трубопровод сброса паров 7 в атмосферу, подключенный к газовой полости резервуара- потребителя 2. На трубопроводе сброса паров 7 установлен обратный клапан 8. Кроме того, система содержит емкость 9 с жидким азотом, жидкостная полость которой соединена трубопроводом 10 через испаритель 11 и регулятор давления 12 с газовой полостью резервуара-потребителя 2. Газовая полость емкости 9 с жидким азотом тоже подключена к газовой полости резервуара-потребителя 2, но посредством обратного клапана 13 и трубопровода 14. Система возврата паров работает следующим образом. При опорожнении резервуара-потребителя 2 и сливе горючего в автомобильные баки (не показаны) давление в резервуаре 2 падает, что приводит к открытию регулятора давления 12. Вследствие этого жидкий азот из жидкостной полости емкости 9 под давлением, создаваемым обратным клапаном 13, поступает по трубопроводу 10 в испаритель 11, где испаряется за счет тепла атмосферного воздуха и через регулятор давления 12 подается в газовую полость резервуара- потребителя 2, предотвращая падение давления в резервуаре 2 ниже атмосферного. При длительном прекращении отбора горючего из резервуара-потребителя 2 давление в нем повышается до давления настройки закрытия регулятора давления 12 (~ 0,03 ати), последний закрывается и прекращается подача жидкого азота в испаритель 11. Давление в емкости 9 с жидким азотом может расти за счет теплопритоков из окружающей среды. При достижении давления в емкости 9 с жидким азотом выше давления настройки обратного клапана 13 ~0,5 ати) последний открывается и газообразный азот из газовой полости емкости 9 через обратный клапан 13 по трубопроводу 14 поступает в газовую полость резервуара-потребителя 2, предотвращая рост давления в емкости 9 с жидким азотом выше допустимого. При возрастании давления в резервуаре 2 выше давления настройки обратного клапана 8 ~0,05 ати), последний открывается и сбрасывает азот в атмосферу. После полного опорожнения резервуара-потребителя 2 производят его заполнение горючим из заправочного резервуара 1. Для этого открывают клапан 4 и по магистрали 3 подают горючее в резервуар 2. Открывают клапан 6 и по магистрали 5 сбрасывают газовую смесь (пары азота с горючим) из резервуара 2 в резервуар 1, в результате чего резервуар 1 полностью опорожняется и одновременно заполняется инертной азотной средой за счет ее перепуска из резервуара-потребителя 2. Таким образом, применение изобретения позволяет повысить безопасность системы за счет наполнения резервуаров инертной азотной средой, что особенно важно при движении транспортного заправочного резервуара по дорогам города.Формула изобретения
Система возврата паров в установке заправки горючим, содержащая заправочный резервуар, соединенный с резервуаром-потребителем магистралями подачи горючего и возврата паров, и трубопровод сброса газовой смеси в атмосферу, подключенный к газовой полости резервуара-потребителя, отличающаяся тем, что она снабжена емкостью с жидким азотом, испарителем, регулятором давления и обратным клапаном, при этом газовая полость резервуара-потребителя подключена через регулятор давления и испаритель к жидкостной полости емкости с жидким азотом и через обратный клапан - к газовой полости емкости с жидким азотом.РИСУНКИ
Рисунок 1