Способ транспортирования горной массы

Реферат

 

Изобретение предназначено для перемещения грузов между горизонтами карьера и может быть применено при открытой разработке полезного ископаемого. При осуществлении способа два горизонта соединяют несущими гибкими связями, к которым крепят два аэростата с грузовыми емкостями, которые связывают между собой гибкой тяговой связью. Разгрузку и загрузку емкостей осуществляют на верхнем и нижнем горизонтах так, чтобы сумма величин подъемной силы нижнего аэростата и веса груза, загружаемого на верхнем горизонте, превышала сумму величин подъемной силы верхнего аэростата и веса груза, загружаемого на нижнем горизонте. Изобретение позволяет снизить энергозатраты на транспортирование.

Изобретение относится к транспортным процессам открытых горных работ и, в частности, может быть использовано при отработке глубоких горизонтов карьера с внутренним отвалообразованием.

Известен способ транспортирования горной массы, включающий соединение горизонтов канатом, крепление к нему емкости с аэростатом, загрузку емкости и ее перемещение подъемной силой аэростата, регулируемой весом груженой емкости, разгрузку и возврат емкости [1].

Недостатком известного способа являются большие удельные затраты на подъем горной массы.

Наиболее близким по совокупности существенных признаков к предлагаемому способу является способ транспортирования горной массы, включающий соединение горизонтов канатом, запасованным на лебедке, расположенной на верхнем горизонте, крепление к канату емкости с аэростатом, загрузку емкости на нижнем горизонте порцией горной массы с превышением величины подъемной силы аэростата над весом груженой емкости и ее перемещение снизу вверх совместным действием канатной лебедки и подъемной силы аэростата, регулируемой весом груженой емкости [2].

Однако использование прототипа связано с большими энергозатратами на преодоление подъемной силы аэростата при его возврате на нижний горизонт.

Основная задача изобретения заключается в снижении энергозатрат на транспортирование.

Для достижения поставленной цели предлагаемый способ транспортирования горной массы содержит следующую совокупность существенных признаков. После соединения горизонтов гибкими связями производят крепление к гибким связям двух емкостей с аэростатами и перемещают их одновременно, причем таким образом, что, когда одна из них перемещается снизу вверх, другая за счет гибкой связи перемещается сверху вниз. Разгрузку и загрузку емкостей осуществляют на верхнем и нижнем горизонтах так, чтобы сумма величин подъемной силы нижнего аэростата и веса груза, загружаемого на верхнем горизонте, превышала сумму величин подъемной силы верхнего аэростата и веса груза, загружаемого на нижнем горизонте.

Способ транспортирования горной массы может быть реализован следующим образом.

Производят соединение горизонтов карьера несущими канатами, растянутыми с помощью контргруза, создавая две канатные магистрали. Магистрали могут быть параллельны между собой или находиться под определенным углом на одном или разных бортах карьера в зависимости от технологических потребностей.

Важно, чтобы длины обеих канатных магистралей были равны между собой. На каждой из магистралей монтируют емкость с аэростатом с возможностью свободного перемещения по несущим канатам. Между емкостями устанавливают канатную или другую гибкую связь, причем длина связи должна быть равна длине канатной магистрали, обеспечивая взаимно противоположное расположение емкостей при разгрузке-погрузке, а также передачу тягового усилия.

Загрузку емкостей на верхнем и нижнем горизонтах осуществляют с превышением суммы величин подъемной силы нижнего аэростата и веса груза, загружаемого на верхнем горизонте (вскрышные породы, хвосты обогащения и т.д.), над суммой величин подъемной силы верхнего аэростата и веса груза, загружаемого на нижнем горизонте. Здесь возможны различные комбинации по изменению величин веса засыпаемого груза и подъемной силы аэростатов. Создаваемое таким образом тяговое усилие на канатную связь позволяет перемещать емкости между горизонтами с заданной скоростью. После разгрузки емкостей цикл повторяется.

По сравнению с прототипом предлагаемый способ характеризуется минимальными энергозатратами на транспортирование. В целом может быть достигнут значительный экономический эффект.

Формула изобретения

Способ транспортирования горной массы, включающий соединение горизонтов несущими гибкими связями, крепление к гибким связям емкости с аэростатом с возможностью свободного перемещения по ним, разгрузку-загрузку емкости и ее перемещение между горизонтами, отличающийся тем, что при транспортировании устанавливают гибкую тяговую связь между емкостью с аэростатом и другой емкостью с аэростатом, а разгрузку и загрузку емкостей осуществляют на верхнем и нижнем горизонтах, чтобы сумма величин подъемной силы нижнего аэростата и веса груза, загружаемого на верхнем горизонте, превышала сумму величин подъемной силы верхнего аэростата и веса груза, загружаемого на нижнем горизонте.