Способ очистки сточных вод при мойке транспортных средств

Реферат

 

Использование: относится к обслуживанию транспортных средств и может быть использовано в организации мобильных автономных установок для мойки. Сущность изобретения: устанавливается дополнительная емкость для промывочной жидкости в объеме, необходимом для поддержания постоянного уровня моющей жидкости, циркулирующей в системе, и предельно допустимого уровня загрязнений в ней, не влияющего на качество мойки транспортных средств в течение рабочего цикла, ограниченного временем разрушения моющей жидкости под воздействием биологических и химических факторов окружающей среды. Поддон для сбора сточных вод выполняют либо ровным, либо меньшим по объему, чем бак для фильтрата с учетом габаритов установки. Перед входом в бак с фильтратом дополнительно устанавливают фильтр для доочистки моющей жидкости с возможностью направления части потока в емкость с промывочной моющей жидкостью. 2 з.п.ф-лы, 1 ил.

Изобретение относится к обслуживанию транспортных средств и может быть использовано в организации мобильных автономных установок для мойки.

Известна установка для очистки сточных вод от мойки транспортных средств с оборотным водоснабжением, конструкция которой позволяет осуществить качественную очистку сточных вод и многократное ее использование в условиях оборотного водоснабжения [1].

Однако габариты установки и технологическая схема очистки сточной воды не позволяют использовать ее в передвижных установках для мойки транспортных средств с ограниченными габаритами и объемом моющей жидкости.

Наиболее близким к предлагаемому изобретению является способ очистки сточных вод, который осуществляют в передвижной установке для мойки автомобилей, разработанной в Харьковском политехническом институте [2].

В этой установке за счет совмещения технологических операций происходит снижение эксплуатационных затрат, появляется возможность проводить одновременно процессы очистки сточных вод и мойки транспортных средств.

Однако наличие неизбежных естественных потерь моющей среды, связанных с уносом на транспортных средствах, загрязнениях с испарениями и т. п. приводит к уменьшению объема циркулирующей в системе моющей жидкости и повышению уровня предельно допустимых концентраций загрязнений в ней, снижающих качество мойки транспортных средств.

Согласно нормам, принятым при автотехобслуживании, допустимая концентрация загрязнений в моющей жидкости, не влияющая на качество мойки, не должна превышать 15 мг/л по нефтепродуктам и 40 мг/л по взвешенным фракциям. В соответствии с проведенными практическими исследованиями вода, применяемая для финишной промывки, должна соответствовать питьевой воде, при этом потери моющей жидкости в летнее время составляют до 15 л/автомобиль. И при производительности 30 автомобиль/сутки они достигают примерно 450 л моющей жидкости (в зимнее время в 2,5 раза меньше), т.е. с течением времени в систему возвращается объем, значительно меньший стартового объема, и несмотря на совершенствование процесса очистки в замкнутой системе водооборота с завышенным против нормы содержанием загрязнений, распределяемых в этом объеме, резко увеличивается нагрузка на систему фильтрации. Кроме того, качество моющей жидкости ухудшается под воздействием кислорода и микроорганизмов, вызывающих процессы гниения. Например, вода, даже не употреблявшаяся в технологическом процессе, в течение двух недель становится малопригодной для мойки из-за появления неприятного гнилостного запаха. Поэтому ее приходится сливать и заполнять емкости свежей. Это приводит к удорожанию мойки и снижению экологичности установки.

Задачей предлагаемого изобретения является удешевление процесса мойки транспортных средств и повышение уровня экологичности установки.

Поставленная задача решается благодаря способу очистки сточных вод при мойке транспортных средств в условиях замкнутого водооборота на мобильных установках, включающему одновременное осуществление процесса мойки транспортных средств жидкой моющей средой, циркулирующей в системе, состоящей из поддона, бака с фильтратом, фильтров грубой и тонкой очистки и связывающих их трубопроводов за счет постоянного извлечения из них загрязнений и возврата в бак фильтрата в течение рабочего цикла, в котором в соответствии с предполагаемым изобретением установку оборудуют емкостью с жидкостью для финишной промывки транспортных средств, обеспечивающей поддержание постоянного ограниченного объема циркулирующей моющей жидкости в системе поддона и бака с фильтратом и уровень предельно допустимых концентраций загрязнений в фильтрате, не влияющий на качество мойки в течение рабочего цикла, ограниченного химической природой моющей жидкости, зависящей от времени разрушения моющей жидкости под воздействием биологических и химических факторов окружающей среды, при этом время разрушения моющей жидкости больше времени естественного уноса. Кроме того, поддон выполнен либо равным, либо меньшим по объему, чем бак с фильтратом, в пределах габаритов мобильной установки, а после фильтров грубой и тонкой очистки перед входом в бак с фильтратом установлен дополнительно фильтр глубокой доочистки моющей жидкости с возможностью направления части потока в емкость финишной промывки, причем в процессе очистки система циркуляции моющей жидкости в составе поддона, бака, емкости, фильтров и трубопроводов выполнена в виде несущего основания, при этом скорость и протяженность (время) прохождения жидкости в системе циркуляции обеспечивает оптимальные условия отстоя моющей жидкости.

В источниках патентной и научно-технической информации не выявлены сведения, порочащие новизну предлагаемого технического решения. Поэтому авторы полагают, что по совокупности существенных признаков оно отвечает критериям патентоспособности "новизна" и "изобретательский уровень".

Предлагаемый способ осуществляют в соответствии с чертежом. В начале рабочего цикла заполняют моющей жидкостью бак с фильтратом 1 и емкость для финишной промывки 2 в объеме примерно 1:2 соответственно. Моющая жидкость после мойки автомобиля насосом 3 через душирующий коллектор 4 попадает в поддон 5, откуда через фильтры грубой 6 и тонкой 7 очистки насосом 8 возвращается в бак фильтрата 1. При прохождении жидкости через фильтры 6 и 7 осуществляется извлечение загрязнений - выпадающих в осадок тяжелых фракций, всплывающих легких фракций нефтепродуктов и т.п. По завершении процесса мойки каждый автомобиль дополнительно ополаскивают чистой моющей жидкостью из емкости 2.

Поскольку существуют неизбежные естественные потери моющей жидкости, их восполняют благодаря финишной промывке, при которой эти потери компенсируются, так как дополнительный объем жидкости, пройдя через душирующий коллектор 4, поддон и систему очистки, поступает в емкость 1, где постоянно поддерживается постоянный стартовый объем моющей жидкости и предельно допустимый уровень загрязнений, не влияющий на качество мойки автомобиля. Во избежание переполнения системы поддон 5 --> бак фильтрата 1 после фильтров грубой 6 и тонкой 7 очистки перед входом в бак фильтрата 1 установлен фильтр глубокой доочистки 9, осуществляющий очистку моющей жидкости на порядок выше потребного ПДК и отводящий часть этого фильтрата в емкость финишной промывки 2. Запорно-регулирующая арматура на схеме условно не показана.

В конце рабочего цикла при указанной производительности примерно через 30 дней емкость 2 опустошается, стартовый объем промывочной жидкости полностью расходуется. Это происходит за счет осуществления естественного уноса моющей жидкости: испарение при мойке и потери на недоосушенном автомобиле. Например, при использовании в качестве моющей жидкости воды и при производительности установки около 400 автомобилей в течение двух недель 6 м3 воды на промывку расходуется в летнее время за 15 дней и в зимнее время за 30 - 35 дней.

Таким образом в конце рабочего цикла не образуется сточных вод, которые необходимо утилизировать, сливая их в канализацию.

По окончании рабочего цикла осуществляют зачистку поддона 5, вывоз твердых остатков, отжим и промывку фильтров, после чего, заполнив емкость 2 чистой жидкостью для промывки, возобновляют процесс мойки автомобилей с одновременной очисткой сточных вод.

Для исключения ситуаций переполнения поддона сточными водами его выполняют меньшим по объему бака с фильтратом.

Таким образом наличие дополнительной емкости с промывочной жидкостью позволяет при соблюдении соотношения стартовых объемов моющей жидкости и промывочной организовать в течение рабочего цикла непрерывный процесс мойки транспортных средств и очистки сточных вод без образования стоков, загрязняющих окружающую среду. Это способствует повышению уровня экологичности установки и удешевлению всего процесса мойки транспортных средств в условиях малогабаритных мобильных установок.

Источники информации 1. Патент РФ N 2038313, кл. C 02 F 1/00, 1/40, опублик. 27. 06. 95, БИ N 18.

2. Патент РФ N 2017639, кл. B 60 S 3/00, опублик. 15. 08. 94, БИ N 15.

Формула изобретения

1. Способ очистки сточных вод при мойке транспортных средств в условиях замкнутого водооборота на мобильных установках, включающий одновременное осуществление процесса мойки транспортных средств моющей жидкой средой, циркулирующей в системе, состоящей из поддона, бака с фильтратом, фильтров грубой и тонкой очистки и связывающих их трубопроводов за счет постоянного извлечения из них загрязнений и возврата в бак фильтрата в течение рабочего цикла, отличающийся тем, что дополнительно осуществляют разбавление возвращаемого в бак фильтрата, оборудуя установку емкостью с жидкостью для финишной промывки транспортных средств, обеспечивающей поддерживание постоянного ограниченного объема циркулирующей моющей жидкости в системе поддона и бака с фильтратом и уровень предельно допустимой концентрации загрязнений в фильтрате, не влияющий на качество мойки, в течение рабочего цикла, ограниченного химической природой моющей жидкости, зависящей от времени разрушения моющей жидкости под воздействием биологических и химических факторов окружающей среды, при этом время разрушения моющей жидкости больше времени естественного уноса.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что поддон выполняют либо ровным, либо меньшим по объему, чем бак с фильтратом, в пределах габаритов мобильной установки.

3. Способ по п.1, отличающийся тем, что после фильтров грубой и тонкой очистки перед входом в бак с фильтратом производят дополнительную фильтрацию фильтром глубокой доочистки моющей жидкости с возможностью направления части потока в емкость финишной промывки.

РИСУНКИ

Рисунок 1