Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства

Реферат

 

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства обеспечивает снижение вероятности опрокидывания транспортного средства, преимущественно тракторов за счет автоматического отключения системы зажигания. На транспортном средстве посредством сферического шарнира установлен маятник. При наклоне транспортного средства маятник перемещается в соответствующей плоскости и контактирует с одним из элементов, который размыкает нормально замкнутые контакты и замыкает нормально разомкнутые. Контакты соединены между собой параллельно и последовательно - с источником питания, а также со световым и звуковым сигналами, установленными на транспортном средстве. Устройство позволяет сигнализировать о наклоне трактора на угол, превышающий заданный, до достижения критического состояния. 2 ил.

Изобретение относится к транспортному машиностроению, в частности к устройствам, которые снижают вероятность опрокидывания транспортного средства (преимущественно тракторов) в поперечной и продольной плоскости за счет автоматического отключения системы зажигания; происходит остановка транспортного средств с одновременным оповещением водителя звуком и светом об опасности критической ситуации. Это исключает возникновение связанных с опрокидыванием транспортного средства травм и аварий (или последствий при продолжительном наклоне транспортного средства).

Известна система автоматической стабилизации, которая предназначена для сохранения вертикального положения остова транспортного средства.

В систему стабилизации входят: стабилизатор маятникового типа, исполнительные гидроцилиндры с запорными клапанами, кран отключения системы стабилизации, делитель потока и контрольные приборы.

Агрегаты системы стабилизации размещены в различных местах транспорта и соединены между собой металлическими трубопроводами и шлангами (Ксеневич И. П. и др. "Трактор МТЗ-80, его модификации", М., Агромиздат, 1991, с. 266-268).

К недостаткам можно отнести: значительный вес системы - около 15 кг; усложнение технического обслуживания в связи с тем, что добавляются дополнительные гидроцилиндры, маслопроводы, распределитель и т.д.; громоздкость, связанная с установкой дополнительных приборов (гидроцилиндры, распределитель, металлические трубопроводы и т.д.); каждый транспорт требует своего прибора.

Известно и другое устройство (SU, а. с. 816849, кл. B 62 D 49/08), в котором для исключения опрокидывания транспортного средства (например, колесного трактора) содержится датчик положения, заполненный токоведущей жидкостью (например, ртутью) в U-образной трубке с боковыми электродами, подключенными к источнику питания (например, генератору), источнику звукового и светового сигнала. Кроме того, в устройстве имеется промежуточное реле, соленоиды, сердечники которых механически связаны с педалями муфты сцепления в тормозе посредством двуплечих рычагов. В цепи управления промежуточными реле установлен выключатель.

Но и это устройство не лишено недостатков, среди которых следует отметить: в устройстве применено вредное для здоровья вещество - ртуть; значительный вес прибора, более 6 кг; большое количество применяемых электроприборов (например, реле и т.п.); снижена функциональная возможность за счет того, что данное устройство работает только в продольной плоскости или же в поперечной плоскости; каждый транспорт требует своего прибора.

Наиболее близким к изобретению является устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства, содержащее вертикально расположенный маятник, одним концом шарнирно связанный с транспортным средством с возможностью перемещения и размыкания одних и замыкания других контактов, последние из которых соединены между собой параллельно и последовательно с источником питания, а также со световым и звуковым сигналами, установленными на транспортном средстве (SU, авт. свид. 1742119, кл. B 62 D 49/08, 1992).

Недостатком известного устройства является его ограниченные функциональные возможности.

Технический результат, который может быть получен при осуществлении изобретения, заключается в расширении функциональных возможностей устройства путем их обеспечения преждевременным отключением систем зажигания двигателя и остановки транспортного средства, а также звуковым и световым оповещением водителя об опасности, опрокидывания транспортного средства без участия водителя.

Для этого все контакты объединены в четыре группы, каждая из которых состоит из одной пары нормально замкнутых контактов и одной пары нормально разомкнутых контактов, причем один из контактов каждой пары нормально замкнутых контактов закреплен на одной из сторон подвижного элемента, на другой стороне которого закреплен толкатель, выполненный из диэлектрика и с возможностью замыкания нормально разомкнутых контактов при перемещении подвижного элемента, вызываемого взаимодействием с маятником, связанным с транспортным средством посредством сферического шарнира и выполненным с возможностью перемещения в продольной и поперечной вертикальных плоскостях, проходящих через центр тяжести транспортного средства, и взаимодействия с одним из четырех подвижных элементов, при этом нормально замкнутые контакты соединены между собой последовательно и включены последовательно в цепь низкого напряжения системы зажигания транспортного средства.

На фиг. 1 представлен общий вид устройства, фиг. 2 - устройство в работе при наклоне.

Устройство содержит 4 одинаковых по устройству группы контактов-прерывателей зажигания и сигнализации (КПЗС): "КПЗС" - заднего хода - "ЗХ", "КПЗС" - переднего хода - "ПХ", "КПЗС" - правого борта - "ПБ", "КПЗС" - левого борта - "ЛБ", "КПЗС" - подсоединенным через электрическую цепь к источнику питания (например, генератору).

Маятник 1, установленный на транспортном средстве, посредством сферического шарнира, расположен вертикально и имеет возможность перемещения при наклоне транспортного средства вдоль продольной и поперечной вертикальных плоскостей, проходящих через центр тяжести транспортного средства.

Каждая группа контактов имеет одну пару нормально замкнутых контактов 2 и 3, и одну пару нормально разомкнутых контактов 4 и 5. Один из контактов каждой пары нормально замкнутых контактов закреплен на одной из сторон подвижного элемента 6, на другой стороне которого закреплен толкатель 7, выполненный из диэлектрика и с возможностью замыкания нормально разомкнутых контактов 4 и 5 при перемещении подвижного элемента 6. При наклоне транспортного средства маятник 1, перемещаясь или в поперечной плоскости, или в продольной взаимодействует с одним из подвижных элементов 6, который размыкает контакты 2 и 3 и замыкает контакты 4 и 5. Нормально замкнутые контакты 2 и 3 каждой группы соединены между собой последовательно и также последовательно включены в цепь низкого напряжения системы зажигания транспортного средства. Нормально разомкнутые контакты 4 и 5 соединены между собой параллельно и последовательно соединены с источником питания, а также со световым 8 и звуковыми 9 сигналами, установленными на транспортном средстве.

Устройство работает следующим образом (см. фиг. 1).

При движении транспортного средства система зажигания обеспечивает подачу заданного постоянного напряжения "КПЗС" - ЗХ, далее на "КПЗС" - ЛБ, далее на "КПЗС" - ПХ, далее на "КПЗС" - ПБ и далее на двигатель внутреннего сгорания в массу транспортного средства.

Этим достигается работа двигателя внутреннего сгорания.

При наклоне транспортного средства на угол, превышающий заданный в ту или иную сторону, т.е. в продольном или поперечном направлении (см. фиг. 2), маятник 1 соприкасается с одним из подвижных элементов 6, что обеспечивает размыкание контактов 2 и 3. Тем самым, разрывается цепь системы зажигания двигателя. Транспортное средство останавливается. Одновременно толкатель 7 замыкает контакты 4 и 5 и включает звуковую 9 и световую 8 сигнализации.

Формула изобретения

Устройство для предотвращения опрокидывания транспортного средства, содержащее датчик крена, связанный с транспортным средством с возможностью поперечного углового отклонения от вертикальной оси для замыкания одних и размыкания других контактов, включенных в электрическую цепь, питаемую от генератора, последовательно со звуковой и световой сигнализацией, отличающееся тем, датчик крена представляет собой маятниковый шток с грузом на конце, шарнирно закрепленный в центре тяжести транспортного средства с дополнительной возможностью продольного углового отклонения для соприкосновения с контактами, расположенными вокруг маятникового штока.

РИСУНКИ

Рисунок 1, Рисунок 2